Место региональной экономики в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:46, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим возникла объективная потребность в расширении научных исследований региональных аспектов российской экономики с учетом решения проблем, связанных с переходом к рынку. Одним из важнейших теоретических и практических направлений в региональных исследованиях явилось выделение в качестве самостоятельной отрасли научных знаний региональной экономики. Что же собой представляет региональная экономика как наука, что лежит в основе этого понятия, каково место региональной экономики в системе экономических наук?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
1.1 Понятие региональной экономики и ее предмет
1.2 Методы исследований в региональной экономике
1.3 Цели и задачи региональной экономической политики
2. ЭКОНОМИКА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
3. ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ
3.1 Минерально-сырьевая база
3.2 Промышленные предприятия области
3.3 Внешняя экономическая деятельность
3.3.1 Внешняя экономическая деятельность с Китаем
3.3.2 Внешняя экономическая деятельность с Монголией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсок.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Таким образом, изучение региональных социально-экономических систем опирается  на довольно широкий круг методов  и способов, которыми активно пользовались и пользуются регионоведы.

1.3 Цели и задачи  региональной экономической политики

Целью региональной политики в экономической сфере является рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования  эффекта территориальной агломерации  и кооперации, объективных преимуществ  межрайонного разделения труда.

Цели региональной политики в социальной сфере состоят в  обеспечении достойного уровня жизни  в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности.

В условиях переходного  периода государственное регулирование  региональной экономики преследует несколько иные целевые установки:

- в качестве высшей  цели выступает обеспечение условий повышения уровня жизни населения регионов путем достижения устойчивого экономического роста;

- построение совместно  с регионами собственного российского  варианта общества постиндустриального  типа с современными характеристиками  качества жизни народа и среды  обитания на основе формирования  нового технологического способа  производства и многоукладной,  социально ориентированной рыночной  экономики;

- проведение целенаправленной  структурной, инвестиционной и  научно-технической политики, стимулирование  деловой активности реального  сектора экономики, решение социальных  проблем экономического реформирования;

- обеспечение экономической  безопасности региона. При этом  под экономической безопасностью  региона понимается совокупность  текущего состояния, условий и  факторов, характеризующих стабильность, устойчивость поступательного развития  экономики территории.

Региональная политика федерального правительства осуществляется во имя достижения общих национальных целей развития страны. При этом в период экономического кризиса  преобладают экономические цели, в периоды экономического роста - социальные.

Цели регионального развития в глазах региональной администрации  связаны в первую очередь с  рационализацией использования  природных, трудовых и капитальных  ресурсов региона, обеспечением системного подхода к развитию регионального, социального и природно-экологического комплекса.

Цели государственной  региональной политики достаточно многообразны. Среди них выделяются следующие [12 c.194]:

- укрепление социально-экономических  основ российского государства  и сохранение его целостности,  обеспечение военной и экономической  безопасности и экологической  устойчивости;

- повышение уровня жизни населения регионов России;

- создание условий для  полноценного национально-культурного  развития всех народов Российской  Федерации;

- обеспечение социального  равновесия по жизненному уровню  отдельных регионов и социальных  групп, сбалансированности их  интересов с социально-экономической  политикой государства;

- формирование в регионах  социально ориентированной рыночной  экономики. Механизмов обеспечения  социальной защиты населения.

Региональная экономическая  политика призвана способствовать экономическому развитию в регионах, укреплять государственное  устройство посредством выравнивания социально-экономических условий  в регионах, обеспечивая однородность страны, более эффективно использовать наличный потенциал регионов.

Главная цель регулирования  регионального развития состоит  в создании благоприятных условий  для формирования обоснованных внутренних территориальных пропорций на базе стимулирования развития отраслей специализации  и использования сравнительных  преимуществ территорий.

Это служит основой определения  потенциальных направлений роста  на уровне региона, выявления отраслей, которые смогут поднять экономику  региона и оказать мультиплицирующее  воздействие на развитие сопряженных  секторов регионального хозяйства.

Принципы региональной политики являются той основой, на которой  базируется разработка и реализация региональной экономической политики. Они детерминированы внешними и  внутренними условиями, применительно  к которым формируются.

К принципам региональной политики относятся:

- экологическая защита  России, на основе которой можно  добиться целостного подхода  к решению территориальных проблем  отдельных субъектов РФ и их  ассоциативных образований. Проблема  сохранения экологического "каркаса"  России связана с особенностями  традиционного природопользования;

- отраслевая специализация  регионов, структурная перестройка  которых осуществляется в соответствии  с научно-технической и инвестиционной  политикой страны;

- использование прогрессивных  форм пространственной организации  общественного производства и  размещения квалифицированных кадров;

- формирование равных  институциональных условий, преодоление  региональных различий в уровне  экономического развития территориальной  структуры хозяйства с учетом  социальной, этнополитической и  экологической обстановки.

Результаты опубликованных исследований свидетельствуют об усилении неоднородности экономического пространства страны за годы рыночных преобразований. Поэтому существенно возрастает значение формирования системы государственного регулирования территориального развития страны, поиска механизма согласования двух взаимосвязанных процессов: укрепление властной вертикали и расширения самостоятельности регионов в федеративном государстве.

Территориальное регулирование  экономики - это процесс выработки  и установление рациональных территориальных  пропорций в развитии экономики  страны и способ проведения региональной экономической политики.[12 c.198]

региональный экономика сырьевой промышленный

 

2. ЭКОНОМИКА РОССИЙСКИХ  РЕГИОНОВ

Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние  на государственное устройство, структуру  и эффективность экономики, стратегию  и тактику институциональных  преобразований и социально - экономической  политики. Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально - экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально - экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества и государства. С началом рыночных реформ различия в социально - экономическом развитии регионов стали усиливаться, что можно объяснить двумя причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства. Оценка социально - экономического развития федеральных округов в 2007 году показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа. Комплексная оценка динамики развития субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально - экономического положения в них. Вместе с тем несколько регионов этого округа отстают по уровню социально - экономического развития. По таким показателям, как объем инвестиций в основной капитал, объем среднедушевого внешнеторгового оборота, среднедушевая финансовая обеспеченность региона, доля занятых на малых предприятиях, отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и доля среднедушевого розничного товарооборота, неблагополучными в Центральном федеральном округе являются Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Курская, Орловская, Смоленская и Тамбовская области. В Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской областях в последние годы наблюдается улучшение по основным социально - экономическим показателям. Оценка социально - экономического развития Северо-Западного федерального округа позволяет сделать вывод об улучшении ситуации. Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения. К неблагополучным относятся Архангельская и Псковская области, в которых практически без изменений остаются доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых, показатели регистрируемой безработицы и развития отраслей социальной инфраструктуры, а в отношении доли населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, уровня общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения показатели улучшились. В целом социально - экономическое развитие Южного федерального округа остается гораздо ниже среднего уровня, в том числе по доле валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения и наличию основных фондов на душу населения. В группу неблагополучных входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево - Черкесская Республика и Волгоградская область. Низкие значения показателей валового регионального продукта на душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровня финансовой обеспеченности региона на душу населения, общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, основных фондов на душу населения и развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. В Кабардино - Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Ставропольском крае и Астраханской области с 1998 по 2000 год наблюдается тенденция к улучшению положения. В Приволжском федеральном округе наблюдается тенденция к стабилизации социально - экономического развития, хотя практически все показатели этого региона ниже среднего по России. К неблагополучным относятся Коми - Пермяцкий автономный округ, Пензенская, Кировская и Ульяновская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия и Республика Марий Эл. Улучшение социально - экономической ситуации характерно для Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей. Комплексная оценка социально - экономического развития Уральского федерального округа свидетельствует о стабилизации положения на уровне ниже среднероссийского по основным показателям после спада в 1999 году.

К неблагополучным районам Сибирского федерального округа относятся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Забайкальский край, Таймырский (Долгано - Ненецкий) автономный округ, Усть - Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ. По сравнению с 1999 годом социально - экономическое положение субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в 2000 году ухудшилось по уровню регистрируемой безработицы, отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровню развития отраслей социальной инфраструктуры и уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения. К неблагополучным районам, входящим в относятся Дальневосточный федеральный округ Амурская область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения, уровню регистрируемой безработицы и отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму. В каждом федеральном округе есть субъекты Российской Федерации, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов Российской Федерации. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными. Такое положение явилось результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся диспропорция в социально - экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально - экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса. За последнее десятилетие усилились различия между субъектами Российской Федерации и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры. В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально - экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально - экономических преобразований. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму. Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально - экономического развития регионов Российской Федерации.

Не так давно вступило в силу Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 "О федеральной  целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"".

Цель данной Программы - сокращение различий в социально - экономическом  развитии регионов Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям  социально - экономического развития между  наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году - в 2 раза

Основными задачами Программы являются формирование условий для развития регионов, социально - экономические  показатели которых ниже среднего по стране; создание благоприятной среды  для развития предпринимательской  деятельности и улучшения инвестиционного  климата; повышение эффективности  государственной поддержки субъектов  Российской Федерации

Система контроля за исполнением Программы, включающая в себя Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, осуществляющих контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, дает надежду и некоторую уверенность в успехе такого рода политики государства.

3. ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ

Не так давно на карте  страны появился новый субъект Федерации - Забайкальский край, который объединил  два региона -- Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ. Какие изменения грядут и каково будущее образовавшегося региона. Очевидно, что происходит взаимоинтеграция одной смеси проблем и перспектив в другую массу нерешенных вопросов и ожиданий улучшения имеющегося положения. Чтобы определить основные элементы развития, необходимо сначала проанализировать ситуацию, сложившуюся в данном регионе, конкретизировать базовые составляющие прогресса.

3.1 Минерально-сырьевая  база

В Забайкальском крае открыты  десятки месторождений золота, меди, цинка, свинца, а также месторождения  угля, цеолитов, магнезитов. Добывается практически весь российский уран, вольфрам, две трети тантала, треть  плавикового шпата и молибдена. Большая часть территории края покрыта  лесами. Проведенный анализ ресурсных  источников края показал, что до настоящего времени лишь относительно небольшая  часть ресурсного потенциала края вовлечена  в эффективное использование.

Безусловно, это и освоение полиметаллических месторождений  на юго-востоке края (Быстринское, Бугдаинское, Култуминское, Лугоканское, Солонечинское и др.) и создание Забайкальского территориального горнометаллургического комплекса по освоению указанных месторождений, с вводом в действие пяти ГОКов проектной мощностью 35,500 тыс. тонн руды в год, в том числе строительство завода цветных металлов, имеет также ключевое значение для развития экономки. Проект реализуется с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Реализация проекта рассчитана на 9 лет. При выходе на проектную мощность ежегодные платежи в бюджеты всех уровней превысят 20 млрд рублей. Предполагается, что к 2012 году выйдут на полную мощность Новоширокинский рудник (800 тыс. тонн золото-полиметаллической руды в год) и Березовский ГОК (10 млн тонн железа в год).

Информация о работе Место региональной экономики в экономической системе