Место региональной экономики в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:46, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим возникла объективная потребность в расширении научных исследований региональных аспектов российской экономики с учетом решения проблем, связанных с переходом к рынку. Одним из важнейших теоретических и практических направлений в региональных исследованиях явилось выделение в качестве самостоятельной отрасли научных знаний региональной экономики. Что же собой представляет региональная экономика как наука, что лежит в основе этого понятия, каково место региональной экономики в системе экономических наук?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
1.1 Понятие региональной экономики и ее предмет
1.2 Методы исследований в региональной экономике
1.3 Цели и задачи региональной экономической политики
2. ЭКОНОМИКА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
3. ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ
3.1 Минерально-сырьевая база
3.2 Промышленные предприятия области
3.3 Внешняя экономическая деятельность
3.3.1 Внешняя экономическая деятельность с Китаем
3.3.2 Внешняя экономическая деятельность с Монголией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсок.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Необходимо также отметить, что в зоне Байкало-Амурской магистрали расположены уникальные месторождения. Но развитие горнорудной промышленности требует решения вопроса снятия инфраструктурных ограничений, в первую очередь по обеспечению грузоперевозок. Для реализации намечаемых инвестиционных проектов необходима реконструкция  уже существующих дорог и строительство  новых. Планируется реконструкция  железной дороги Чара--Чина с ответвлением на Удокан для освоения месторождений зоны БАМа; строительство железнодорожной линии Могзон--Озерное с выходом на Новый Уоян в Республике Бурятия; строительство железной дороги Покровка -- площадка Амазарского ЦБЗ; реконструкция участка железной дороги Карымская--Забайкальск, а также строительство и реконструкции ряда автомобильных дорог, в первую очередь, дорог федерального значения Чита--Хабаровск и Чита--Забайкальск, и подъездов от зон реализации инвестиционных проектов к федеральной дороге Чита-Хабаровск.

В 2007 году, при государственной  поддержке из средств Инвестиционного  фонда Российской Федерации и  с привлечением средств ОАО "ГМК "Норильский никель", на территории региона начал реализовываться  инвестиционный проект по строительству  ветки железной дороги Нарын--Газимурский Завод--Лугокан для освоения месторождений юго-востока протяженностью 375 км. Для реализации проекта между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ОАО "ГМК "Норильский никель" 13 июня 2007 года подписано инвестиционное соглашение.

Подготовлен проект соглашения между Администрацией края и ОАО "ГМК "Норильский никель" о совместной деятельности по социально-экономическому развитию юго-восточной территории края.

Разработка месторождений  на Севере края связана с развитием  Мокского гидроузла на р. Витим и строительством Мокской ГЭС. Местоположение гидроэлектростанции на границе Республики Бурятия и Забайкальского края предопределяет включение в зону ее энергоотдачи Читинской и Бурятской энергосистем.

В соответствии с Программой Мокский гидроузел будет являться первой гидроэлектростанцией Витимского гидроэнергокомплекса. С учетом инвестиционных намерений и планов по развитию энергетических мощностей РАО "ЕЭС России" и Энергетической стратегии России до 2020 года планируется строительство тепловых электростанций на базе Татауровского, Харанорского и Олон-Шибирского угольных месторождений. Реализация данных проектов позволит краю стать энергодостаточным регионом при освоении месторождений юго-востока и не зависеть от подачи электроэнергии с запада.

3.2 Промышленные  предприятия области

Забайкальский край уникален своей минерально-сырьевой базой. Именно на ее основе и строится промышленность в районе.[15]

Минувшие годы в Забайкалье отмечены ростом регионального валового продукта, реализацией областных  среднесрочных программ социально-экономического развития, подъемом бизнеса и предпринимательства, стабильностью предприятий основных отраслей, в том числе машиностроительного  и топливно-энергетического комплексов. Подросли также трудовая занятость, оплата труда, покупательская способность. Возродились либо окрепли заводы, рудники.

Выполнение среднесрочной  программы "Социально-экономическое  развитие Читинской области на 2003-2005 годы" позволило увеличить за последние 3 года объем промышленного производства на 9,6 %. При этом в машиностроении и металлообработке - 11 %; в цветной металлургии - 11,7 %; в лесной и деревообрабатывающей - 21,4 %; в пищевой - 22,7 %. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования возрос в 1,8 раза, что составило более 11,0 млрд. руб.[13]

Теперь же вступают в силу правовые акты, подкрепляющие "Бюджетное послание Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2008-2010 годах", в котором были конкретизированы направления финансовой политики государства, в частности было обозначено следующее: должно быть уделено особое внимание формированию и реализации федеральной  целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья; следует задействовать все имеющиеся для этой программы инструменты государственной финансовой политики, в том числе в увязке с привлечением частного софинансирования соответствующих программных мероприятий; следует также продумать систему мер налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующих инвестиционную деятельность в соответствующих регионах. [23]

Главными промышленными центрами края являются города Чита, Петровск-Забайкальский, Краснокаменск, Балей, Борзя.

Для качественной деятельности предприятий  любой отрасли экономики необходима, в первую очередь, полноценная транспортная система. В Забайкальском крае транспортная система представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным и в  незначительной степени водным (речным) транспортом. По объему грузооборота и  пассажирооборота основным видом транспорта является железнодорожный, имеющий транзитную специализацию. Забайкальская железная дорога расположена на территории Забайкальского края и Амурской области. Транссибирская магистраль - не только транспортная связь Дальнего Востока с западными регионами России, но и часть глобальной инфраструктуры, обеспечивающей евроазиатский транзит. Дорога имеет выход в Китай (ст. Забайкальск) и Монголию (ст. Соловьевск). Читинский аэропорт, еще в 1994 году получивший статус международного, только недавно был реконструирован в соответствии с программой развития федеральных аэропортов России и региональной программой развития Читинской области и освоения Удоканского месторождения.

Конкретизируя отрасли промышленности, развитые в Забайкальском крае, можно  выделить ниже следующие.

Машиностроение и металлообработка, являющиеся базовыми отраслями промышленности, представлены различными компаниями, такими как ОАО "Читинская угольная компания", ОАО "Разрез 'Харанорский'", АО "Петровск-Забайкальский металлургический завод", ОАО "Жирекенский молибден", ОАО "Калангуйский плавикошпатовый комбинат", ОАО "Нерчинский полиметаллический комбинат", ОАО "Приаргунское производственное горнохимическое объединение", Дарасунский рудник АО "Забайкалзолото", ООО "Артель старателей 'Южная'", АО "Забайкальский завод подъемно-транспортного оборудования", ОАО "Тарбагатайский завод деревообрабатывающих станков", ОАО "Читинский машзавод", ОАО "Читинский станкозавод", ОАО "Сретенский судостроительный завод".

Особое место занимает горнорудная  промышленность. Добываются уран, россыпное  и рудное золото, полиметаллы, плавиковый шпат, вольфрам, молибден. Это притом, что существенная часть запасов  представлена низкопродуктивными лиственничными лесами на вечной мерзлоте.

Основной продукцией лесозаготовительной  и деревообрабатывающей промышленности, представленной такими предприятиями  как ЗАО "Маргарита-Хилоклес", ООО "Мебельный комбинат 'Рассвет'", ОАО "Катангарлес", Хохотуйский лестрансхоз Забайкальской ж/д, Новопавловский филиал Российско-Американского СП "Орими-вуд", являются пиломатериалы, деловая древесина, шпалы, стандартные дома и мебель.

Промышленность строительных материалов представлена кирпичными заводами и  производством сборных железобетонных конструкций и изделий (АО "Забайкалтрансстрой", АО ПСК "Читагражданстрой", ОАО "Агропромстрой", ОАО "Читаэнергострой"). На территории края пищевая промышленность включает в себя: мясную, рыбную, масло-сыродельнуюй, молочную, масложировую, мукомольно-крупяную, хлебопекарную, консервную, кондитерскую, спиртовую, ликероводочную, пивоваренную отрасли, основными предприятиями которых являются ОАО "Читинский гормолзавод", ОАО "Читинский мясокомбинат", ОАО "Нерчинский мясокомбинат", ОАО "Мясокомбинат Петровский", ОАО "Борзинский мясокомбинат", МУП "Краснокаменский мясокомбинат", ЗАО "Читинские ключи", ОАО "Экстра", ОАО "Кенон", ОАО "Ингода", МУП "Хлеб", МУП "Черновский пищекомбинат", ЗАО "Оникс".

Также достаточно развита текстильная  промышленность - это швейная (ОАО "Читинское  швейное предприятие 'Забайкалье'"), кожевенная, меховая и обувная (ОАО "Забайкалобувь", ОАО "Сибирский мех").

К основным отраслям сельского хозяйства  можно отнести животноводство (тонкорунное  и полутонкорунное овцеводство; крупный рогатый скот). На севере - оленеводство и пушной промысел. Посевы зерновых культур: пшеница, овёс, ячмень.

В минувшие пять лет электроснабжение Забайкалья частично обеспечивалось за счет перетоков из Иркутской энергосистемы более дешевой электроэнергии. Упор делается на строительство ЛЭП-500 "Иркутск - Гусиноозерская ГРЭС - Чита". Однако в связи с развитием промышленности в Иркутской области, строительством энергоемких потребителей, по прогнозам специалистов, к 2007-2008 гг. иркутская энергосистема может стать дефицитной для нашей области. В связи с этим возникла острая необходимость продолжения строительства Харанорской ГРЭС: третьего и четвертого блоков, мощностью до 225 мВт.

Ввод третьего блока, без развития электросетевого комплекса, лишь закроет электрические мощности. Поэтому остро стоит вопрос о параллельном строительстве линии электропередач напряжением 220 кВ в юго-восточные районы. При этом можно привлечь инвестиции ОАО "Федеральная Сетевая Компания", инвесторов горно-обогатительных комбинатов.

Серьезные намерения инвесторов по развитию горнодобывающей промышленности юго-востока области требуют строительства  ВЛ от Харанорской ГРЭС и Краснокаменской ТЭЦ в НЕР-Заводский район. Потребляемая мощность будущих комбинатов увеличится до 400 мВ, при конечной продукции в черновом металле.

Действительно, положительные сдвиги происходят в машиностроительных и  топливно-энергетических комплексах. Складывается хорошая перспектива  наращивания мощностей, особенно в  ТЭК.

3.3 Внешняя экономическая  деятельность

Забайкальский край расположен на краешке  российской земли, там, где проходит государственная граница с двумя  государствами Китаем и Монголией, протяженностью почти две тысячи километров. Наш регион -- форпост, выполняющий важнейшую стратегическую функцию по обеспечению обороны и безопасности восточных рубежей нашей Родины.

Кроме того, у Забайкальского края есть благоприятные условия для  развития приграничного торгово-экономического сотрудничества. Здесь проходят основные транспортные артерии к восточным  рубежам нашей страны, что позволяет  организовывать выход российской продукции  на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая  и Монголии. Чита вполне может стать  крупным транспортно-логистическим узлом.

3.3.1 Внешняя экономическая деятельность с Китаем

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке  границы имеет многовековую историю.

Юридической базой для межрегиональных  связей является подписанное 10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами  РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).

В 1992 году Госсовет КНР объявил  четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) "городами приграничного сотрудничества". С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных "зонах свободной торговли" на границе в районе основных пунктов пропуска.

В 1992 году был введен упрощенный порядок  пересечения китайско-российской границы.

В конце ноября 1996 года открылись  китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).

Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале 1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское  Соглашение об организации упрощенного  пропуска российских граждан в китайские  части торговых комплексов.

1 января 1999 года вступило в силу  Положение о новых правилах  регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных  районов разрешается беспошлинно  ввозить в Китай товары на  три тысячи юаней (ранее -- на одну тысячу).

Сейчас Китай -- главный внешнеэкономический партнер Восточного Забайкалья, на его долю приходится свыше 90 процентов всего оборота внешней торговли Забайкальского края.

Среди перспективных проектов -- развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д. Ярким примером развития лесопромышленного комплекса выступает инвестиционный проект Амазарского целлюлозно-бумажного завода в Могочинском районе Забайкальского края, вошедший в Российскую федеральную целевую программу по глубокой переработке древесины.

Сотрудничество между приграничными  регионами России и Китая развивается  и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества -- развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Не так давно два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и  Промышленно-торговый банк Китая заключили  соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в  течение одного дня на базе взаимно  установленных кредитных линий.

На государственном уровне проводится политика культурного сближения  стран-соседей: в Хабаровске открыто  Генеральное консульство КНР, в  средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и  экономических партнеров.

Информация о работе Место региональной экономики в экономической системе