Методы познания в экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:59, реферат

Краткое описание

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.75 Кб (Скачать файл)

 

3. Анализ и синтез.

   Метод исследования, или познания экономической действительности включает в себя целый набор способов и приемов, с помощью которых достигается раскрытие ее сущности и содержания.

   Прежде всего рассмотрим анализ и синтез. При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга. Это важно для решения последующей задачи теоретического объяснения тех особенностей, от которых отвлекаются первоначально. При помощи анализа раскрывается существенное в явлении. Если говорить о процессе познания, то анализ используется при движении от созерцания действительности к абстрактному мышлению, т.е. от конкретного к абстрактному, и завершается выработкой экономических научных абстракций. При синтезе происходит мысленное объединение расчлененных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое. Синтез происходит при движении от абстрактного к конкретному. В процессе синтеза изучаемое явление исследуется во взаимосвязи составляющих его сторон, в целостности и единстве, в движении противоречий, благодаря чему открываются пути и формы их разрешения.

   Для демонстрации использования анализа и синтеза обратимся к миру окружающих нас товаров. Например, хлеб, вино, костюм, туфли и прочие товары нас интересуют как объекты для выяснения того, что лежит в основе их обмена. Путем анализа, т.е. посредством расчленения каждого конкретного блага на составные части, можно выяснить следующее. Первая сторона - все блага приобретаются потому, что они способны удовлетворить ту или иную конкретную потребность человека. В результате получаем экономическую категорию - потребительную стоимость, которая представляет свойство товара удовлетворить определенную потребность. Таким образом, можно сделать первое заключение, что все товары обладают полезностью, иди потребительной стоимостью.

  Теперь сконцентрируем внимание на меновых пропорциях в процессе обмена. Предположим, что шесть буханок хлеба обмениваются на одну бутылку вина, один костюм - на две пары туфель. Следовательно, можно сказать, что все товары обладают меновой стоимостью, или способностью обмениваться в определенных пропорциях между собой. Итак, на уровне анализа выявлены две экономические категории: полезность (потребительная стоимость) и меновая стоимость.

  Теперь необходимо воспринять данные товары не как расчлененные на отдельные свойства, а как единое целое. Эту функцию и выполняет синтез, устанавливая взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Эта взаимосвязь выражается в других категориях, а именно, в ценности и стоимости, которые отражают и полезность блага, и его меновую стоимость. Категория «ценность» свидетельствует о необходимости и полезности блага для общества, а «стоимость» - об его оценке обществом относительно других благ или денег. Иными словами, происходит определение, «чего оно стоит» на самом деле в едином товарном мире.

 

4. Индуктивный и дедуктивный методы.

   Индукция представляет собой исследование, при котором познание действительности совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения. Индукция характеризуется познанием действительности путем движения от конкретного к абстрактному. А как известно, на уровне абстрактного мышления вырабатываются экономические категории.

   Для наглядности рассмотрим индуктивный метод на примере. Предположим, человек начинает анализировать окружающий его мир благ. Он видит, что хлеб обменивается на другой продукт или деньги, следовательно, это позволяет ему сделать единичное заключение: хлеб обладает меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться на другие блага в определенных пропорциях. Затем он рассматривает другое благо - вино, применительно к которому можно сделать такое же единичное заключение, как и в отношении хлеба: вино способно обмениваться на другие блага, и, следовательно, оно тоже обладает меновой стоимостью. Расширив круг благ с целью выявления у них данного свойства (меновой стоимости), человек приходит к обобщающему выводу: всё блага, вступающие в обмен на другие, обладают меновой стоимостью. Отсюда дается определение меновой стоимости как способности одного блага обмениваться в определенных пропорциях на другие блага. Таким образом, от единичных, частных случаев мы пришли к обобщающему заключению.

   Дедукция представляет собой способ исследования, при котором знания о процессах и явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям. Дедукция характеризуется восхождением от абстрактного к конкретному. Для лучшего восприятия обратимся к только что рассмотренному выше примеру. Но логика рассуждений направлена в обратном направлении: не от конкретных единичных случаев к общему положению, а от абстрактного, общего, уже сформулированного умозаключения к единичным конкретным случаям. Таковым обобщающим положением является «меновая стоимость».

   Для демонстрации дедуктивного метода достаточно взять общее положение и применить его к тем же или совершенно новым благам. Взяв поочередно вышеупомянутые блага, мы видим, что все они обладают свойством обмениваться на другие блага, откуда можно сделать заключение, что они обладают меновой стоимостью. Теперь предположим, что мы только что сделали «научное открытие»: любой товар обладает меновой стоимостью. Данная идея не может быть обменена на другие блага, и, следовательно, она не обладает меновой стоимостью, хотя, несомненно, имеет важное значение для экономических исследований, для которых она стала уже аксиомой.

 

 

 

5. Диалектическая, формальная и математическая  логика.

   Важным средством познания является диалектическая логика - это наука об общих законах и формах движения мышления, о способах познания мыслью окружающего мира. Именно диалектика рассматривает весь природный, исторический и духовный мир в виде единого процесса. Диалектическая логика требует, во-первых, всестороннего изучения объекта во всем многообразии связей и «опосредовании», во-вторых, рассмотрения его в саморазвитии, т.е. в беспрерывном движении, изменении и преобразовании. Источником самодвижения является единство противоположностей, возникновение, нарастание и снятие противоречий. Диалектическая логика раскрывает противоречивый характер самого мышления, что проявляется в противоположностях способов познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, конкретного и абстрактного, исторического и логического.

   Диалектическая логика, как и диалектика, носит либо идеалистический, либо материалистический характер. В первом случае, если доводить дело до предельной простоты, речь идет о развитии, движении логических форм (понятий и других форм мышления), в которых выражается их содержание - существенные связи и отношения самих вещей. Причина такой содержательности мышления объясняется абсолютным духом, творцом мира, благодаря которому оно заключает в себе все свойства, все качества предметов, которые порождаются им. При этом в понятии находят свое выражение и субъект, и объект, и абсолютная идея. Развитие рассматривается как самодвижение абсолютного духа, проходящего в своем шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию.

  Материалистическая диалектика как теория познания включает в себя в качестве части диалектическую логику. Теория познания охватывает проблему познаваемости мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности, практику и т.п. Диалектическая логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Она изучает принципы и категории, не только равным образом действующие в природе, истории и мышлении, но и такие, которые присуши лишь процессу познания, мышления.

 

 

 

   В противоположность идеалистической диалектике здесь мышление рассматривается как отражение объективной реальности, а логические формы - как отражение в сознании отношения вещей. Иными словами, «идеальное» в материалистической диалектике рассматривается как материальное, но перенесенное в человеческую голову и преобразованное в ней.

   Диалектическая логика не противопоставляется формальной логике и не исключает ее необходимость. Диалектическая логика использует результаты формальной логики при установлении всеобщих законов движения мышления к истине. Формальная логика, изучающая формы мышления, понятия, суждения, умозаключения, доказательства, рассматривает их с точки зрения логического строения, отвлекаясь от конкретного содержания, выраженного в них. Возьмем, например, два суждения: «любой труд полезен» и «любой товар продается», каждое из которых имеет собственное содержание, отличное от другого, но с точки зрения формальной логики оба эти суждения относятся к одному логическому виду и в этом отношении не отличаются друг от друга.

   Основной задачей формальной логики является соблюдение определенных правил вывода: из истинных суждений-посылок всегда должны быть получены истинные суждения-заключения. В формальной логике особое значение имеет формализация, или способ фиксации содержания знания путем выделения его формы и выражения последней в особом языке (формализмах) и разработки правил оперирования таким языком. Особый смысл формализация приобретает с развитием математической логики (математическая формализация).

   Математическая логика представляет собой совокупность искусственных формализованных языков, для которых устанавливаются такие их логические свойства, как доказуемость, выводимость, следствие и т.д. В отличие от классической математической логики, базировавшейся на принципе двузначности (признания суждения либо истинным, либо ложным), современная математическая логика руководствуется принципом многозначности, допускающим три и более значений истинности (многозначная логика), и рассматривает отношения, например, между необходимостью, случайностью, возможностью, действительностью и другими понятиями (модельная логика). Развитие современной математики (теория множеств, теория вероятностей, абстрактная алгебра) обусловило появление, например, теории алгоритмов.

  Использование математического аппарата в экономических исследованиях, несомненно, повышает значение математической логики и вызывает необходимость формализации экономических процессов.

  В то же время хотелось бы обратить внимание на то, что в экономической теории, вне зависимости от используемой логики, далеко не все и не всегда поддается количественному анализу, тогда как качественные составляющие экономических процессов и явлений нередко предопределяют движение экономических систем.

 

6. Количественный анализ и качественная  определенность.

   Каждый экономический процесс или явление могут быть охарактеризованы и качественной, и количественной оценкой. Для количественного анализа экономическая теория довольно широко использует статистические и математические методы исследования, с помощью которых удается определить количественную зависимость между экономическими переменными. Однако накопление количественных изменений в конечном счете вызывает качественные преобразования сложившихся экономических взаимосвязей. Поэтому экономические процессы и явления должны изучаться в неразрывной связи их количественных и качественные определенностей.

   В экономических исследованиях важное место занимает принцип равновесия, который сначала использовался исключительно в естествознании. Затем идея равновесия стала признаваться в качестве универсальной для всего мироздания. Применительно к социальным и экономическим системам равновесие рассматривается не как механическая, а как сложная органическая система с внутренними механизмами саморегуляции.

  В последние десятилетия идею равновесия все больше и больше используют в структурно-функциональном анализе. Последний стал одним из принципов системного исследования социальных процессов и явлений как структурно расчлененной целостности, каждый элемент которой имеет строго функциональное назначение. При этом в качестве структурных образований рассматриваются ценности и нормы, обладающие соответствующими механизмами регуляции деятельности людей.

   Использование принципа равновесия в значительной степени предполагает длительную стабильность и устойчивость социально-экономических систем, что предполагает эволюционный путь их преобразований, а возникающие «скачки» оцениваются как процессы, нарушающие состояние равновесия.

   Здесь можно заметить, что функциональный подход часто противопоставляется причинно-следственному. Однако если первый в большей степени обеспечивает возможности формализации процессов и количественного их анализа, то второй позволяет более глубоко раскрыть качественные их стороны.

   Что касается неравновесного принципа, то в соответствии с ним социальная, в том числе экономическая, система никогда не может находиться в равновесном состоянии. Социальная система рассматривается как динамично развивающаяся, постоянно меняющаяся, испытывающая на себе воздействие массы весьма противоречивых факторов, что и обусловливает ее пребывание в неустойчивом положении. Равновесное состояние рассматривается как идеальная модель, к которой может лишь стремиться реальная действительность, но которой никогда не достигнет. Если можно говорить о равновесном состоянии, то только в смысле моментности и переходности, ибо под воздействием разнообразных факторов система мгновенно выходит из состояния покоя, не достигая стабильности.

   Важное место в экономических исследованиях занимает графический метод. Графики представляют собой изобразительное средство наглядной иллюстрации функциональной зависимости и связей между различными экономическими факторами. Причем одни из них выступают как независимые, а другие - как зависимые переменные. Графически прямая зависимость изображается в виде восходящей линии (слева направо и снизу вверх) в рамках осей координат. Обратная связь предстает в виде нисходящей линии (сверху вниз и слева направо). Выбор осей координат для зависимых и независимых переменных осуществляется произвольно, руководствуясь принципом удобства и лучшей наглядности, т.е. здесь нет строгих требований, как в математике: независимые переменные откладываются только на оси абсцисс. Графики могут выражать как линейную (прямые линии), так и нелинейную зависимости (кривые линии) между анализируемыми экономическими переменными.

Информация о работе Методы познания в экономической теории