Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 10:41, курсовая работа
Целью настоящего исследования является обоснование теоретико-методологических основ механизма государственного регулирования экономики с учетом влияния наиболее значимых факторов и выявление на этой базе направлений повышения эффективности государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие государственного регулирования экономики;
-исследовать эволюцию регулирующей функции государства;
-охарактеризовать механизм государственного регулирования экономики;
-оценить значение государственного регулирования экономики;
- представление интегральной регулирующей функции в виде
совокупности входящих в нее более простых подфункций;
- выявление связей между регулирующими подфункциями;
- установление наиболее существенных внешних связей экономической
системы и детализация подсистем, к которым эти связи прилагаются;
- выявление основных состояний, в которых могут находиться как вся
система хозяйственных отношений, так и её отдельные подсистемы, и множества допустимых переходов из состояния в состояние;
– определение эффективных форм, методов и инструментов ГРЭ посредством текущей информации;
– представление информации в форме, доступной и удобной для анализа
и принятия решения о последовательности регулирующих действий, обеспечивающих минимизацию неустойчивых (переходных) состояний и достоверный прогноз стабильных состояний.
На Рис. 2(Приложение) представлена укрупненная схема функционирования механизма ГРЭ в условиях рынка. Как видно из схемы, государственном регулировании экономики необходима достоверная информация о реакции системы и ее наиболее важных подсистем на воздействия. На основе их анализа определяются оптимальные или близкие к ним действия по ГРЭ. С учетом полученных данных и внешних факторов, по желательному направлению трансформации экономики выявляются необходимость и направленность регулирования, реальные возможности осуществления текущих изменений. При наличии допустимых условий для организации поступательного развития экономики, государственное регулирование может переключаться на выполнение имеющихся экономических программ. В процессе выполнения программ совершенствования системы хозяйства осуществляется контроль за их реализацией и возможностью поэтапного выполнения.
«С позиций функционального назначения механизм ГРЭ – это совокупность движений и действий государства на макроэкономическом уровне, направленных на обеспечение координированной жизнедеятельности экономических субъектов с учетом сформулированных обществом устремлений и целей своего развития в будущем»
Функциональное содержание механизма характеризуют иерархически связанные мероприятия, охватывающие динамический процесс этих действий.
Сущность механизма ГРЭ определяет его структурное содержание, то
есть множество форм, методов и инструментов для осуществления необходимых регулирующих решений. Специфика механизма состоит в том, что он должен приспосабливаться к более сложному механизму рыночных отношений, то есть являться согласованной по входу и выходу подсистемой, органично вписывающейся в общую систему хозяйства.
Основываясь на декомпозиции регулирующей функции, представляется логичным каждой из подфункций поставить в соответствие механизмы их реализации. Содержание этих механизмов будет иметь как общие, так и отличающиеся из-за разных направлений применения черты. Общим является принцип детализации механизма, в то же время способы наполнения форм, методов и инструментов регулирования для каждой из подфункций будут различными.
Схема, отражающая структуру механизма ГРЭ и базирующаяся на раз-
делении подфункций, форм, методов и инструментов регулирования экономики, представлена на Рис. 3(приложение).
2.1 Методологический подход
к определению эффективности
государственного
В современной экономической науке вопросам эффективности функционирования экономики уделяется достаточно серьезное внимание. Хорошо известны такие критерии, как максимум прибыли, минимум трудовых затрат, минимум времени, для достижения поставленной цели и другие. Для сложных систем, к таковым относится и экономика, не приходится рассчитывать на адекватность какого-либо единого критерия. Критерии эффективности таких систем должны, скорее всего, представлять собой набор иерархически взаимосвязанных частных критериев и показателей.
Рассматривая содержание механизма государственного регулирования экономики, напрямую прослеживается связь с повышением общей эффективности экономики, являющейся мерой жизни людей.
Конечные цели развития макроэкономики для стран с рыночными отношениями, как известно, состоят в устойчивости экономического роста, т.е. в росте реального ВВП, стабильности цен и национальной валюты, высокой занятости населения и равновесии платежного баланса.
Следуя общепринятому разделению макроэкономических показателей на четыре группы, остановимся подробнее на их содержании. Важнейшими показателями первой группы являются национальное богатство, валовой общественный, промежуточный и конечный продукты, а национальный доход, а также ВНП и ВВП. Состояние показателей данной группы в большей мере определяется показателями второй, третьей и четвертой групп. Во вторую группу входят показатели технического уровня производства, в третью – характеризующие трудовые ресурсы, в четвертую группу - показатели формирования и использования финансовых ресурсов. Посредством изменения текущих и исходных позиций второй – четвертой групп можно влиять на значение показателей первой группы. Таким образом, можно изучать качество механизма государственного регулирования экономики исследуя влияние каждого из перечисленных выше показателей.
В данном исследовании изучим механизм государственного регулирования за фиксированный период времени сразу по конечному результату. Пользуясь данными Росстата России, отдельно проанализируем вопросы, связанные с социальной сферой жизни общества.
Цель любого производства – удовлетворение потребностей, при этом рассматривается такая организация трудового процесса, при которой расходуется минимум затрат общественного труда.
Традиционный подход к получению оценки эффективности общественного производства с учетом действий по государственному регулированию экономики связан с зависимостью, рассмотренной в работе ученых Мишиной А. В. и Гаврилова В. В.
Э = Q /
где Э – искомая эффективность, Q – объем продукции, – значение i-го производственного фактора, – «вес» каждого из факторов, n – число учитываемых факторов.
В данном исследовании мы поставили цель выявления тенденций изменения эффективности общественного производства при повышающейся роли государственного регулирования. Поэтому знаменатель в формуле эффективности можно рассматривать как некую интегральную величину, которая может как увеличиваться, так и уменьшаться. В процессе анализа возможны следующие типовые ситуации:
1.Рост величины объема продукции Q при одновременном уменьшении суммы производственных факторов . В этом случае эффективность общественного производства Э увеличивается.
2.Увеличение величины Q при одновременном увеличении . При этом значение Э уменьшается.
3.Увеличение (уменьшение) значения Q при увеличении (уменьшении) суммарного фактора . В данной ситуации возможен любой исход, в зависимости от величин числителя и знаменателя.
Из вышесказанного следует, что наиболее благоприятная ситуация связана с позицией первой, когда увеличение объема выпускаемой продукции Q сопровождается уменьшением суммарного фактора .
Рассмотрим конкретный пример. Пусть имеется производство, выпускающее определенный вид продукции, значения факторов труда и капитала составляют соответственно и , весовые коэффициенты и . Допустим, что в результате деятельности государства в строй введено аналогичное первому производство, выпускающее такой же объем продукции Q и имеющее такие же факторы и . В этом случае суммарный объем однотипного общественного продукта двух производств составит 2Q, а суммарные затраты обоих производств – 2( + ). Видим, что Э, результирующая эффективность работы, одного производства и двух производств окажется одинаковой. Вне рассмотрения остаются такие факторы, как занятость населения, общий объем продукции, отчисления в виде налогов и т.д. То есть при учете всех факторов возможна ситуация, при которой эффективность двух производств меньше по сравнение с однотипным первоначальным производством.
Из примера можно сделать вывод, что используемые методы эффективности не всегда оказываются вполне адекватными и в общем случае должны дополняться другими показателями.
Критерий оценки эффективности действий государства в области экономики можно сформулировать так: действия государства по регулирования экономики можно считать эффективными в том случае, если наблюдается рост объема определяющих для страны выпускаемых товаров при повышающейся эффективности вводимых в строй однотипных производств. Тогда используем следующее обобщение критерия, позволяющего оценивать эффективность механизма ГРЭ:
1. Функция объема продукции зависит от времени, т.е. Q=Q(t) и является монотонно возрастающей.
2. Эффективность однотипных отраслей также зависит от временного фактора Э=Э(t) и является монотонно возрастающей.
3. При наступлении объективного
предела по возрастанию
Выполнение второго и третьего условий связано с использованием передовых технологий и с уменьшением ресурсных затрат различного типа. В качестве частного случая можно проанализировать макроэкономические показатели, связанные с объемом выпуска товаров, предположив, что частные показатели эффективности отдельных однотипных производств примерно равны.
2.2 Состояние регулирования
российской экономики на
Учитывая всё сказанное в пункте 2.1 и основываясь на данных Росстата РФ, отметим основные тенденции, характеризующие наиболее значимые изменения в ведущих отраслях России и в социальной сфере. Область может рассматриваться как типовой регион Российской Федерации, имеющий развитые промышленность и сельское хозяйство. Отдельно необходимо отметить
В качестве объекта регионального исследования выберем Курскую область. Многоотраслевой промышленный комплекс Курской области включает в себя более 800 крупных и средних предприятий. Наибольшую долю в структуре производства занимают электроэнергетика, добыча полезных ископаемых, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая и перерабатывающая промышленность.
Отметим, что все графики представленные ниже, а также количественные показатели основаны на официальных материалах Федеральной службы государственной статистики, областного Комитета государственной статистики.
По Курской области процентное соотношение частных, муниципальных и государственных предприятий существенно изменилось. На 2004г. число государственных предприятий составило 10,9%, муниципальных –13,85%, частных 58,08% от общего количества. На 2008г. государственных –6,13%, муниципальных –19,09%, частных –62,79%. На 2012г. государственных –4,42%, муниципальных –15,39%, частных –70,94%.
«В качестве показателя, достаточно объективно характеризующего интегральную эффективность экономики, используем ниже индексы физического объёма производства в промышленности, её ведущих отраслях и сельском хозяйстве. В отличие от показателей Росстата по индексам физического объёма производства мы, по аналогии с другими авторами, будем анализировать данные, отнесённые не к каждому предыдущему году, а к году, выбранному в качестве исходного».
Результаты изменения индексов промышленного производства в процентах представлены на Рис. 2.1. Исследование показывает, что в периоды с 1997г. по 1998г. и с 2008г. по 2009г. индексы промышленного производства меньше 1, результат изменения индексов отрицательный. К 1 января 2008г. индекс промышленного производства по отношению к 1997г. составил 168,77%, к 2009г. –140,5%, к 2010г. –165,62%, к 2012 –177,9%.
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис. 2.1. Индексы физического объёма промышленного производства (%) в Российской Федерации в 1997-2012гг.
В Курской области спад приходится на 2001-2002гг. и 2007-2009гг. Минимального значения индекс физического объёма промышленного производства достигает в 2001г. и равен 98,3% по отношению к 1997г. Необходимо отметить, что такие темпы роста ниже федеральных.
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис. 2.2 Индексы физического объёма промышленного производства (%)
по областям
На Рис. 2.3-2.5 приведены индексы объема двух базовых производств , представленных в виде добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, а также отдельных видов обрабатывающих производств, отнесенных к 1997г.
Из рассмотрения зависимостей Рис. 2.3 следует, что рост показателей базовых производств, относящихся к добыче полезных ископаемых топливно-промышленного комплекса составил 60,4%, а для обрабатывающих производств 100,78%.
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис. 2.3 Индексы физического объёма производств в РФ, %
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис. 2.4 Индексы физического объема производств по отраслям в РФ,%
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис 2.5 Индексы физического объёма производств по отраслям в РФ, % . Тенденция подъёма подтверждается данными по отдельным отраслям экономической деятельности в РФ (Рис. 2.4, 2.2) – здесь наблюдается очевидное увеличение выпуска электрооборудования (в 3,6 раза), химической продукции (в 1,95 раз),машин и оборудования (в 1,76 раз), металлов (в 1,76 раз), транспортных средств(в 1,44 раза), кокса и нефтепродуктов (в 1,43 раза).