Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 10:41, курсовая работа
Целью настоящего исследования является обоснование теоретико-методологических основ механизма государственного регулирования экономики с учетом влияния наиболее значимых факторов и выявление на этой базе направлений повышения эффективности государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие государственного регулирования экономики;
-исследовать эволюцию регулирующей функции государства;
-охарактеризовать механизм государственного регулирования экономики;
-оценить значение государственного регулирования экономики;
На Рис. 2.6 приведены зависимости, характеризующие изменение индексов физического объема продукции сельского хозяйства в России по отношению к базисному 1997 году. Замечена тенденция к увеличению индексов, однако в 2010г. наблюдается спад, кода индекс составлял 111,74%.
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис. 2.6. Индексы физического объема продукции сельского хозяйства в РФ, %
Далее проанализируем изменение индексов физического объема продукции сельского хозяйства в Курской, Воронежской, Белгородской и Орловской областях. Отразим данные в Таблице 2.1. Проанализировав данные можно сказать, индексы физического объема продукции в Курской области увеличиваются незначительно по сравнению с другими областями. Так в 2010г. индекс составил 80%, в Белгородской 100%, Воронежской 91,5%, Орловской 85,0%. Однако, в 2011г. в Курской области замечен индекс, превышающий индексы других сравниваемых областей.
2000г. |
2005г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Белгородская область |
120,3 |
114,8 |
108,7 |
100,0 |
132,1 |
Воронежская область |
129,0 |
100,7 |
107,3 |
91,5 |
108,7 |
Курская область |
119,7 |
101,4 |
99,7 |
80,0 |
149,2 |
Орловская область |
136,9 |
99,8 |
100,9 |
85,0 |
131,8 |
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Таблица 2.1. Индексы физического объема продукции сельского хозяйства по областям.
На Рис 2.7 отражено изменение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в РФ, Курской, Воронежской, Орловской, Белгородской областях.
Таким образом, мы видим, что самый низкий процент населения с доходом ниже прожиточного минимума у Белгородской области, высокий – у Воронежской. В Курской области в 2011г. этот показатель составил 10,5% населения.
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис 2.7 Доля населения с доходом ниже прожиточного минимума.
На Рис 2.8 изображено изменение физического объема индекса инвестиций в основной капитал в рассмотренных выше областях. Таким образом, инвестиции в основной капитал за 2011г. в Курской области составили 58244млн.р., в Орловской 35470млн.р., Воронежской 152210млн.р.
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис 2.8 Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по областям, %
Далее рассмотрим такой значимый показатель, как число зарегистрированных преступлений, который дает общую оценку социально-экономическому положению как в стране, так и в отдельных регионах.(Рис. 2.9)
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис 2.9 Число зарегистрированных преступлений, тыс.
Наблюдается тенденция сокращения численности правонарушений во всех представленных областях. Однако, с 2004г по 2005г. (Курская по 2006г.) наблюдается тенденция увеличения количества зарегистрированных преступлений. Так, в 2011г. в Курской области было зарегистрировано 18.3 тыс. преступлений, в 2004г.- 21,8 тыс., в 2005г. 26,2тыс. преступлений.
Выполненный анализ совокупности разноплановых показателей позволяет отметить положительные тенденции в развитии российской экономики как на федеральном, так и на региональном уровне. После 2000г. имеет место восстановление важнейших производств при оптимизации затрат. Данная ситуация соответствует росту эффективности экономики, который связан с совершенствованием государственного регулирования. Таким образом, не отрицая ряда серьезных проблем в экономике, можно положительно оценивать увеличивающуюся роль государства как главного регулятора направлений преобразования жизни общества.
2.3 Состояние регулирования экономики других стран.
Для дальнейшего исследования необходимо проанализировать состояние регулирования экономики европейских стран в сравнении с развитием РФ.
На Рис 2.10 проиллюстрированы индексы промышленного производства в % к прошлому году. Рассмотрены такие страны как РФ, Германия, Швеция, Беларусь и Украина. Развитие происходит по схожей траектории. Так в 2009г. в связи с экономическим кризисом, охватившим большинство стран мира, в представленных странах замечен спад промышленного производства по сравнению с предыдущим, то есть 2008г. Так индекс промышленного производства в в России в 2009г. составил 90.7%, в Германии 84%, Швеции 82%, Белоруссии 111,3%, Украине 78,1%. В 2010г. индексы промышленного производства во всех рассмотренных странах превышают 100%. Однако в РФ показатель ниже, чем в остальных и составляет 108,2%.
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис 2.10 Индексы промышленного производства, %.
На Рис 2.11 представлены индексы производства продукции сельского хозяйства в % к предыдущему году. Замечена следующая тенденция: в Швеции и Германии индексы находятся в пределах от 94% до 104%, в то время, как в РФ, Украине и Белоруссии от 112% до 155%. Так в 2010г. в Белоруссии индекс составил 155%, в России 119%.
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис 2.11 Индексы производства продукции сельского хозяйства, %.
На Рис 2.12. представлены показатели дефицита (профицита) государственного бюджета в % к ВВП. Таким образом, в 2010г. только в Швеции замечен профицит государственного бюджета, который составил 1% от ВВП, в России дефицит в 2010г. составил 3,5 % от ВВП. Наибольший показатель профицита государственного бюджета был замечен в РФ в 2005г., когда он составил 8,1% от ВВП.
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис 2.12 представлены показатели дефицита (профицита) государственного бюджета в % к ВВП.
На Рис 2.13 представлена динамика ВВП в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году. На основании графика можно сделать вывод, что в 2009 году ВВП во всех представленных странах несколько сократился, связано с экономическим кризисом. Так, в России в этом году ВВП по отношению к предыдущему, 2008г. в России составил 92,2%, в Германии 94,9%, Швеции 94,7, Украине 85,2%, Белоруссии 100,2%.
Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru
Рис 2.13 Динамика ВВП в % к предыдущему году.
Далее рассмотрим общую численность безработных в представленных выше странах. Динамику численности безработных отразим на Рис 2.14. Таким образом, видим, что в Швеции число безработных значительно не менялось в период с 2005-2011гг. В Украине число безработных увеличилось с 1601тыс. чел. до 1733тыс. чел., в Германии число безработных сократилось с 4583тыс. чел. до 2501 тыс. чел. В России ситуации более неоднозначна. Так в период с 2005-2007гг. численность безработных сократилась на 962тыс. чел., однако с 2007г по 2009г. этот показатель стал увеличиваться и принял значение в 2009г., равное 6373тыс. чел., что на 2127тыс. чел. больше, чем в 2007г. В 2009-20011гг. численность безработных снова сокращается на 1353тыс. чел.
Источник: Росстат//режим доступа: http://www.gks.ru/bgd
Рис 2.14 Общая численность безработных
Завершим сравнительную характеристику стран таким показателем, как сальдо между импортом и экспортом товаров, что характеризует экономику стран в целом. Проиллюстрируем сальдо на Рис 2.15 Из графика видно, что наибольшие значения сальдо принимает в Германии. На втором месте стоит Россия. В период 2009-2011гг. разница между экспортом и импортом растет, увеличилась с 134,3млрд. дол. США до 210,9. Это говорит о положительных тенденциях в экономике России, о поступательном пути развития общества в целом.
Источник: Росстат//режим доступа: http://www.gks.ru/bgd
Рис 2.15 Разница между экспортом и импортом товаров
Таким образом, проанализировав экономику России в целом, сравнив экономические показатели с другими странами, а также проанализировав экономику некоторых областей, можно сделать вывод: в России имеются тенденции к поступательному развитию, что связано с рациональной экономической политикой государства. Развитие зависит от дальнейшего государственного регулирования экономики, способности государства решить проблемы, назревшие как в российской экономике, так и в обществе в целом. Государственное регулирование требует некоторых изменений, который повлекут за собой и положительные изменения в экономике страны.
3. Направления
повышения эффективности
3.1 Натурализация хозяйственной деятельности.
Рис. 3.1 Направления повышения эффективности механизма государственного регулирования экономики.
Итак, обозначим три уровня, которым должны соответствовать вышеперечисленные принципы. К первому уровню отнесем натурализацию хозяйственной деятельности через личное подсобное хозяйство, домашний труд, а так же денежные сбережения населения. Домохозяйства и фирмы с опаской относятся к государственному вмешательству. При этом, с одной стороны, они стремятся к полной самостоятельности в своей деятельности, с дугой – получению всевозможных поощрений и льгот.
В целях настоящего исследования представляется целесообразным рассмотреть совершенствование государственного регулирования денежных
доходов домохозяйств по следующим направлениям: а) совершенствование регулирования заработной платы; б) совершенствование механизма социальных трансфертов, в том числе и пенсионного обеспечения; в) совершенствование регулирования доходов от предпринимательской деятельности; г) совершенствование индивидуального налогообложения;
д) совершенствование денежно-кредитных отношений в механизме регулирования доходов домохозяйств.
Совершенствование регулирования заработной платы. В рыночной экономике не может быть нерыночной заработной платы при рыночных
ценах на товары и услуги, так как это не только не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы и ведет к недопотреблению и бедности, но и нарушает единство всего воспроизводственного процесса.(ссылка)
Главными задачами этого направления являются установление и обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда и уровня жизни населения. Основным источником роста заработной платы должно оставаться повышение производительности . Решением проблемы бедности должно стать повышение минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума в несколько раз, освобождение от налогообложения доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума на каждого члена семьи и восстановление прогрессивной шкалы налогообложения.
Другой метод увеличения зарплаты - демократизация экономических отношений методом перехода работников предприятий из наемников
в собственники, когда каждый работник является полноправным совладельцем своего рабочего объекта.
Совершенствование механизма социальных трансфертов, в том числе и пенсионного обеспечения. Под социальными трансфертами принято понимать передачу населению государственными или негосударственными организациями (профессиональными, благотворительными, религиозными и др.) ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе.
Социальные трансферты обеспечивают социально уязвимой категории домохозяйств финансовую поддержку, снижая остроту проблемы бедности.
В развитых странах центр тяжести в механизме социальных трансфертов перемещается от так называемых пассивных трансфертов (прямых денежных выплат) к активным, связанным с расходами государства на образование, науку, здравоохранение. Следует широко привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации социальных программ на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах. Достижение принципа адресности возможно благодаря:
а) установлению стандартных социальных услуг и определению фактической стоимости услуг;
б) определению возможности перехода на оказание социальных услуг на основе государственного заказа;
в) расширение и повышение результативности региональных адресных программ для бедных;
г) переход на полную или частичную оплату социальных услуг гражданами, имеющими достаточный уровень дохода.
Совершенствование регулирования доходов от предпринимательской деятельности. Посредством снижения налогового бремени, гарантирования прав собственника, усиления заинтересованности в предпринимательском труде и его результатах, развития фермерства, личных подсобных хозяйств государство стимулирует население к предпринимательской деятельности.