Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 19:43, реферат
Вторая половина ХХ в. характеризовалась дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности ,расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда. Нет стран, которые бы не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимостей. В настоящее время весь мир – арена взаимосвязанной хозяйственной деятельности людей
Введение
Макроэкономика и предпосылки её становления. Структура мировой экономики………………………………………………………………. 4
Основные формы международных экономических отношений: торговля товарами и услугами, движение капитала, миграция рабочей силы, валютно-финансовые отношения ……………………………… 8
Современные тенденции развития мировой экономики……………... 9
Место Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей..11
4.1. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ..12
4.2. Экономические связи Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ……………………………………………………....15
Заключение
По определению экспертов МВФ, этот феномен представляет собой растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и многообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий.
Таким образом, глобализация представляет собой процесс движения к мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству, обусловливающему преодоление государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров, услуг и возрастание роли наднациональных институтов регулирования экономики.
Основными движущими силами процесса глобализации являются углубление международного разделения труда и информационная революция. Резко возрастает степень открытости и взаимозависимости национальных хозяйств. Глобальные экономические процессы становятся доминирующими, а центр тяжести предпринимательской стратегии перемещается с национального на наднациональный уровень. Национальное государство постепенно теряет возможность эффективно использовать традиционные рычаги макроэкономического регулирования(импортные барьеры, экспортные субсидии, курс национальной валюты, ставка рефинансирования центрального банка) и вынуждено ориентироваться в своей экономической политике на мировые тенденции.
Как известно, логика эволюции вела от интернационализации обмена к интернационализации капитала и производства. В ходе конкурентной борьбы между странами сложилась система международного разделения труда, которое находит свое выражение в устойчивом производстве товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок, и основывается на международной специализации и международном кооперировании.
Другой важной тенденцией в развитии современного мирового хозяйства стало экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне. Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами.
Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз. Интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (ЕС) и Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли– НАФТА).
Помимо интеграционных объединений довольно заметное место в процессах взаимодействия в хозяйственной сфере отдельных государств занимают ассоциации стран-производителей и экспортеров сырья, свободные экономические зоны.
Таким образом, мировые хозяйственные взаимоотношения, проявляющиеся в интернационализации производства и интеграции, привели к усилению взаимосвязи отдельных национальных экономик, формированию целостности мирового хозяйства.
В декабре 1991 года руководители трех государств — Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, собравшись в Беловежской пуще, подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), которое объявило о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик (СССР) как субъекта международного права. В состав СНГ вошли Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В 1992 году к ним присоединились Армения, Кыргызстан и Узбекистан, а в 1993 году — Азербайджан и Грузия.
Объективной основой создания СНГ явились:
• глубокие интеграционные связи, сформированные за годы существования СССР;
• сформированная в СССР единая инфраструктура хозяйства;
• специализация и кооперирование производства , сложившиеся на уровне отдельных предприятий, отраслей и республик в целом;
• отсутствие языкового барьера и др.
Беларусь, как одна из 15 республик бывшего СССР, получила статус самостоятельного государства и, естественно, статус субъекта международных экономических отношений. Перед республикой встал вопрос об интеграции ее в мировую экономику.
Мирохозяйственные связи Республики Беларусь реализуются по двум направлениям:
• через экономические отношения со странами СНГ;
• через экономические отношения со странами не входящими в СНГ.
Учитывая специфику каждой из этих групп отношений, остановимся на каждой из них по отдельности.
В бывшем СССР экономика Республики Беларусь, основу которой составляли крупные промышленные предприятия и сельскохозяйственные комплексы, была ориентирована на потребности рынков всего Советского Союза. После распада СССР этот потенциал в Республике Беларусь был сохранен. Поэтому она, как ни одна другая республика бывшего СССР, была заинтересована в создании и развитии СНГ — огромного рынка сбыта своей продукции.
В первые годы своего существования (1991—1994 г. г.) в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, которые способствовали ослаблению взаимных внешнеэкономических связей стран Содружества. В некоторых из них к власти пришли силы, жестко ориентировавшиеся на Запад и США. Все это явилось одной из главных причин глубокого экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Ослаблению интеграционных связей стран СНГ способствовало и то, что образование с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено межгосударственными нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. И лишь в сентябре 1993 года был подписан Договор о создании Экономического союза, которым определялись основные этапы углубления экономической интеграции. Это:
• создание межгосударственной (многосторонней) ассоциации свободной торговли;
• формирование таможенного союза;
• формирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
• создание валютного (денежного) союза.
Позже, в апреле 1994 года, было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, а в октябре 1994 года — платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономнее кого союза.
Следует заметить, что, несмотря на некоторые положительные тенденции в развитии интеграционных процессов стран СНГ, они протекают вяло и достаточно сложно. Это еще раз было подтверждено 28 ноября 2006 г. на саммите глав государств СНГ в Минске.
Основными причинами такого положения являются:
• различные модели социально-экономического развития отдельных стран;
• разная степень рыночных преобразований в той или иной стране;
• отсутствие межгосударственных экономических институтов, обслуживающих внешнеэкономические связи (например, Международного банка экономического сотрудничества стран СНГ, Международного инвестиционного банка и др.)
• низкий уровень экономического развития отдельных стран и их неплатежеспособность;
• наличие национальных валют с разной степенью конвертируемости;
• несогласованность таможенной и тарифной политики и др.
Учитывая эти сложности, Республика Беларусь выбрала свой путь интеграции в мировую рыночную систему через участие в процессах региональной интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства Беларуси, России, Казахстана и Украины.
Уровень экономической интегрированности Республики Беларусь в рамках СНГ остается достаточно низким. На ее долю приходится 3,6 % численности населения, 3,2 % ВВП и 5,4 % объема промышленного производства стран СНГ. Во внешнеторговом обороте Беларусь имеет наибольший удельный вес экспорта по отношению к ВВП — около 70 %. Однако со странами СНГ она имеет отрицательное сальдо в торговле товарами, которое имеет тенденцию к увеличению. За последние годы товарооборот Республики Беларусь среди стран СНГ увеличился только с Российской Федерацией, Туркменистаном и Арменией. С другими же странами он уменьшился. Доля отдельных стран СНГ в общем внешнеэкономическом товарообороте совсем незначительна и составляет менее I %. Большие расстояния и высокие тарифы на перевозку грузов из таких стран как Казахстан, Узбекистан и др., делают продукцию слишком дорогой и неконкурентоспособной с аналогичными видами продукции из европейских стран. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговом обороте преобладают связи в рамках СНГ.
Наиболее тесные интеграционные связи Республика Беларусь имеет с Российской Федерацией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте с каждым годом увеличивается. Этому способствует и выбранный Республикой Беларусь курс на прямые экономические связи с российскими регионами.
С целью углубления и укрепления интеграционных связей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в апреле 19% года был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 года - Договор об образовании Союза Беларуси и России, а в декабре 1999 года — Договор об образовании Союзного государства.
Объективная потребность в углублении интеграционных связей Беларуси и России обусловлена исторически сложившейся структурой национальной экономики Республики Беларусь, Отрасли промышленности Беларуси (машиностроение, химическая, нефтехимическая и др.) изначально были ориентированы на завершающие стадии в изготовлении продукции при размещении других производств технологического цикла в России (добыча сырья, энергоресурсов, производство комплектующих и др.). Белорусская и Российская экономики были и остаются взаимодополняющими. Более того, сегодня эти процессы углубляются и расширяются за счет реализации совместных программ, финансируемых из Союзного бюджета, в которых задействованы около трехсот российских и двухсот белорусских предприятий.
Взаимосвязь и взаимодополняемость экономик Беларуси и России обусловливает необходимость сохранения общего рынка, развития разветвленной инфраструктуры общего экономического пространства: транспорта, связи, общего научно-технического и информационного пространства, единой денежной единицы и др.
Создание общего экономического пространства Союзного государства позволит:
• проводить согласованную внешнеэкономическую политику;
• скоординировать социально-экономическую и научно-техническую политику в целях устойчивого роста экономики и повышения благосостояния населения союзного государства;
• использовать преимущества специализации и кооперирования производства для устойчивого экономического роста;
• повысить конкурентоспособность национальных товаропроизводителей и обеспечить им выход на международные рынки с новой конкурентоспособной продукцией;
• обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов и, в первую очередь, трудовых и природных;
• ввести единую валюту.
4.2.Экономические связи Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ
Ориентация экономики Республики Беларусь на экспорт не позволяет ей замкнуться в границах СНГ, а требует поиска новых рынков сбыта своей продукции.
Важнейшими торговыми партнерами Республики Беларусь являются страны — члены ЕС. Среди них особо выделяются Германия и Великобритания, на долю которых приходится более 50 % ее товарооборота с Европейским Союзом в целом и около 30 % общего товарооборота республики со странами не входящими в СНГ. В последнее время во внешнеэкономических связях с Беларусью возрастает роль вновь принятых в ЕС стран: Венгрии, Литвы, Латвии, Польши, Чехии. На их долю приходится около 25 % общего товарооборота со странами не входящими в СНГ.
Рассматривая связи Республики Беларусь со странами Европейского Союза, следует заметить, что расширение ЕС имеет неоднозначные последствия для белорусской национальной экономики. В странах, с которыми Республика Беларусь имела традиционно устойчивые связи, изменяются условия их внешнеэкономической деятельности, вызванные едиными требованиями к ней, принятыми в ЕС. Более того, развитые европейские страны, чтобы избежать конкуренции, не стремятся поощрять производство в странах бывшего СССР высокотехнологичной продукции. Это сдерживает обмен новейшими технологиями, создаются тарифные и нетарифные барьеры для проникновения белорусских товаров на западные рынки, что не благоприятствует полноценной интеграции Республики Беларусь в международное разделение труда.
Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Азии (Китай, Индия, Иран и др.), Африки (Алжир, ЮАР, Египет, Марокко и др.) и Америки (США, Бразилия, Венесуэла). И хотя внешнеторговый оборот Республики Беларусь со ранами этих континентов не столь высок, перспективы развития внешнеэкономических отношений с этими странами большие. Укрепляются и расширяются отношения с быстро развивающимся Китаем, рынок которого способен поглотить всю продукцию, производимую в Беларуси на экспорт, Венесуэлой и Ираном, обладающими значительными мировыми запасами энергоресурсов и др.
Многовекторность внешнеэкономической политики Республики Беларусь позволит ей занять достойное место в системе мирохозяйственных связей, обеспечить свои национальные интересы на долговременной и стабильной основе.
Заключение
Мировое хозяйство характеризуется все более широкой и глубокой интеграцией и интернационализацией.
Участие в МИНТС является реальным инструментом качественной интеграции страны в мировую экономику, стабилизации и подъема народного хозяйства, повышения ее конкурентоспособности, наращивания научно-технического, инновационного и производственного потенциала. Эта форма международного взаимодействия способствует повышению рентабельности отечественных предприятий и коммерциализации национальной наукоемкой продукции. Сотрудничество содействует привлечению иностранных инвестиций в реальный сектор народного хозяйства и интеграции национальной экономики в транснациональные воспроизводственные системы и международное инновационно-технологическое пространство.
Что же касается Беларуси, то следует отметить, что стремление к интеграции в мировое экономическое сообщество, к деятельному участию в международном разделении труда формирует интерес Республики Беларусь к равноправному членству в регулирующих механизмах мировой экономической системы, таких, как Всемирная торговая организация (ВТО).
Информация о работе Мировая экономика и современные тенденции её развития