Модели макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Анализ моделей экономического равновесия спроса и предложения - это цель моей курсовой работы. Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи: рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы (а также необходимо обратить внимание на неценовые факторы, влияющие на величину спроса), рассмотреть понятие совокупного предложения (факторы, влияющие на величину предложения), дать определение макроэкономическому равновесию, рассмотреть макроэкономическое равновесие на примере классической и кейнсианской модели, модели «AD-AS», посмотреть на ситуацию равновесия в России.

Содержание

Введение…………………………..........................................................................3
Глава 1………………………………………….………………………………….5
1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы его изменения...…………………………………………………………………….5-11
Глава 2 ………………………………………………..………………………….12
2.2 Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения…………………………………………………………………..12-15
Глава 3……………………………………………………………………………16
3.1 Классическая и кейнсианская теория макроэкономического равновесия…...…………………………………………………………………...18
3.2 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»………...........….22
3.3 Особенности макроэкономического равновесия в современной России…………………………………………………………………………….29
Заключение…..…………………………………………..……………………...33
Список использованных источников…………………...…...……………....36

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Иркутский филиал

 

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Экономическая теория»

 

на тему: «Модели макроэкономического равновесия

совокупного спроса и совокупного предложения»

 

 

 

 

 

Руководитель: _________   _________   к.э.н.   Баглаева В.О.                                                                             (дата)                (подпись)

 

Студент(ка) 1 курса

очной формы обучения

направления_______

профиль_________  ___________  Романова В.А

        (дата)       (подпись)          

 

 

 

 

 

Иркутск, 2014

Содержание:

 

Введение…………………………..........................................................................3

Глава 1………………………………………….………………………………….5

1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы его изменения...…………………………………………………………………….5-11

Глава 2 ………………………………………………..………………………….12

2.2 Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения…………………………………………………………………..12-15

Глава 3……………………………………………………………………………16

3.1 Классическая и кейнсианская теория макроэкономического равновесия…...…………………………………………………………………...18

3.2 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»………...........….22

3.3     Особенности макроэкономического  равновесия в современной России…………………………………………………………………………….29

Заключение…..…………………………………………..……………………...33

Список использованных источников…………………...…...……………....36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из самых сложно реализуемых задач в экономической системе - это достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках. Решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических связей.

Достижение макроэкономического равновесия важно для эффективного развития социально-экономической системы, эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в итоге реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.

Макроэкономическое равновесие – это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки достижения оптимума – это стремление к достижению идеального состояния в социально-экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо.

Несмотря на невозможность практического решения проблемы макроэкономического равновесия не только в рыночной, но и директивно-плановой системе, экономическая наука предпринимает все более успешные попытки объективного осмысления функциональных социально-экономических взаимосвязей на макроуровне в условиях рыночных отношений. Анализ и исследования этих сфер носит не только познавательный, но и прикладной характер: объективно понять, в меру возможного количественно оценить пропорциональные взаимосвязи с тем, чтобы повысить эффективность государственного регулирования и предельно снизить социально-экономические потери от макроэкономической диспропорциональности.

Анализ моделей экономического равновесия спроса и предложения - это цель моей курсовой работы. Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи: рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы (а также необходимо обратить внимание на неценовые факторы, влияющие на величину спроса), рассмотреть понятие совокупного предложения (факторы, влияющие на величину предложения), дать определение макроэкономическому равновесию, рассмотреть макроэкономическое равновесие на примере классической и кейнсианской модели, модели «AD-AS», посмотреть на ситуацию равновесия в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы его изменения

 

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. [1].

Совокупный спрос формируется четырьмя основными секторами экономики, AD  включает в себя следующие элементы:

а) потребительские расходы домохозяйств (С);

Объём потребления прежде всего определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Динамика потребления в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса концентрируется главным образом на факторах реального потребления.

б) инвестиционные расходы (I);

Этот показатель включает в себя частные закупки недвижимости, оборудования  и запасы. Объём инвестиций определяется в основном уровнем выпуска, стоимостью капитала, ожиданиями будущей конъюнктуры. Под инвестиционными расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. В макроэкономике под инвестициями подразумевается только покупка нового реального капитала. Общие инвестиционные расходы частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают:

- реновационные инвестиции, замещающие  действующий капитал по мере  его выбытия;

 

- чистые частные инвестиции, предназначенные  для увеличения реального запаса  капитала в национальной экономике (основных производственных фондов и товарно-материальных запасов предприятий, а также жилого фонда, находящегося в собственности домохозяйств).

в) государственные закупки  (G);

Государственные закупки товаров и услуг  включают в себя, например, покупку правительством оружия, строительного оборудования, финансирования государственных школ.

г) чистый экспорт (Xn).

Xn равен разности между стоимостью экспорта и импорта. Объём импорта зависит от величины внутренних доходов  и объёма производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса  национальной валюты. Экспорт определяется доходами и объёмом производства за рубежом, соотношением  цен и валютным курсом. [2]

Формула, выражающая совокупный спрос:  


 

Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость. С понижением уровня цен P, реализованный объем национального производства Q увеличивается. Соответственно рост уровня

цен вызывает сокращение совокупного спроса, при постоянных других факторах рыночной конъюктуры.

 

 

 

 

 

 

 

Кривая совокупного спроса, график (рис.1)

P-уровень цен;

Q-реальный объём производства.

 

Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые.

К ценовым факторам совокупного спроса относятся [3]:

  • Эффект процентной ставки.

При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит. Это ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций. В результате

совокупный спрос уменьшается. Из всего сказанного можно заключить, что суть эффекта процентной ставки состоит в воздействии изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции.

Выходит, что повышение уровня цен влечет повышение процентной ставки, а это приводит к сокращению потребительских

расходов и инвестиций, и наоборот.

  • Эффект богатства.

При повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается

  • Эффект импортных закупок. [3]

Данный эффект имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и импортные товары. При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные товары – возрастает. При неизменных таможенных тарифах произойдет увеличение объемов импорта и снижение объемов экспорта. В результате упадет объем чистого экспорта и вместе с ним объем совокупного спроса. Понижение же цен приведет к превышению объемов экспорта над импортом, что весьма благотворно скажется на объеме совокупного

спроса.

Неценовые факторы [4]:

Изменения в потребительских расходах

Изменения в инвестиционных расходах

Изменения в государственных расходах

Изменения в расходах на чистый объем экспорта

  • Благосостояние потребителя
  • Процентные ставки
 
  • Национальный доход в зарубежных странах
  • Ожидания потребителя
  • Ожидаемые прибыли от инвестиций
  • Валютные курсы
  • Задолженность потребителя
  • Налоги с предприятий
  • Налоги
  • Технология
  • Избыточные мощности

 

 

  • Потребительские расходы. Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к AD3, как показано на рисунке, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.
  • Инвестиционные расходы. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса.
  • Изменения в государственных расходах. Стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.
  • Изменения в расходах на чистый экспорт. Изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Первое-это более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на американские товары за рубежом. Второе-это сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

 

 

Изменения совокупного спроса, график (рис.2):

 

 

Основными факторами, вызывающими смещения, являются следующие:

  • изменение цен на факторы производства (удорожание факторов производства вызывает смещение влево, удешевление – вправо).
  • изменение цен на ресурсы может происходить вследствие потери природного плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращения количества и ухудшения качества капитала, снижения количества способных к предпринимательской деятельности людей, роста цен на импортные ресурсы, усиления рыночной власти поставщиков ресурсов и профсоюзов.
  • политика государства (например, увеличение налогов на производителей может приводить к смещению кривой совокупного предложения влево, снижение – вправо);

Информация о работе Модели макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения