Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:28, доклад
Краткое описание
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах: Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику. Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме. Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий. Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
Шведская разновидность
государства всеобщего благоденствия
получила развитие в результате перехода
страны на кейнсианские принципы управления
экономикой. В шведском «доме для народа»
высокий уровень жизни и социальной защищенности,
обеспечиваемых для большинства населения,
сочетается с почти полной занятостью,
а социальное обеспечение, финансируемое
за счет широкомасштабного перераспределения
через налоги и государственный бюджет
высокой доли доходов населения, носит
универсальный характер.
Экономическое регулирование
в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий
и широкий характер: государство контролирует
не только доходы и прибыли, но и использование
капитала, рабочей силы, а также цены через
антимонопольное законодательство.
Государство превратилось
в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей
силы, обеспечивая рабочие места примерно
для трети экономически активного населения.
Около 65% населения Швеции получают почти
все свои доходы из общественных фондов:
либо как наемные работники правительственных
или муниципальных учреждений, либо как
получатели социальных пособий или пенсий
из государственных пенсионных фондов,
и только 35% трудятся в рыночном секторе
экономики.1
Страна продолжает
сохраняться в основных своих чертах,
несмотря на смены правительств и изменения
внешнеэкономической ориентации. В последние
50 лет у власти находились почти все время
социал-демократические правительства.
Стабильность социальной направленности
шведской экономической системы показывает
динамика изменения цен. Например, за период
1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз,
на офисные помещения – в 4, в то время
как на потребительские товары – только
в 2 раза.1
Высокая экономическая
эффективность промышленности Швеции
и высокий уровень благосостояния ее населения
основываются на развитом инновационном
секторе ее экономики и специализации
на производстве наукоемкой продукции.
В стране существует около 500 тыс. малых
предприятий, на которых работает почти
треть всех занятых в шведской промышленности.
Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий.
Именно малые предприятия делают наибольший
вклад в научно-технические разработки
и внедрение, создают новые виды товаров,
услуг и технологий.
Шведская модель исходит
из положения, что децентрализованная
рыночная система производства эффективна,
государство не вмешивается в производственную
деятельность предприятия, а активная
политика на рынке труда должна свести
к минимуму социальные издержки рыночной
экономики. Смысл состоит в максимальном
росте производства частного сектора
и как можно большем перераспределении
государством части прибыли через налоговую
систему и государственный сектор для
повышения жизненного уровня населения,
но без воздействия на основы производства.
При этом упор делается на инфраструктурные
элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции
очень высока монополизация производства.
Она наиболее сильна в таких специализированных
отраслях промышленности, как производство
шарикоподшипников, автомобилестроение,
черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная, самолетостроение,
фармацевтика, производство специальных
сталей.
Сохранение в будущем
двух основных целей шведской модели –
полной занятости и равенства – видимо,
потребует новых методов, которые должны
соответствовать изменившимся условиям.
Лишь время покажет, сохранятся ли специфические
черты шведской модели – низкая безработица,
политика солидарности в области зарплаты,
централизованные переговоры по зарплате,
исключительно большой государственный
сектор и соответственно тяжелое налоговое
бремя, или же модель соответствовала
лишь особым условиям послевоенного периода.
Изучение этих моделей
имеет практическое значение для разработки
модели развития России. При этом речь
идет не о копировании чужого опыта, а
о творческом его использовании с учетом
конкретных условий, сложившихся в нашей
стране.