Модели смешанной экономики, проблемы и специфика их развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 11:55, курсовая работа
Краткое описание
Цель нашей работы, рассмотреть модели данной системы и выяснить, проблемы и специфику их развития. Для реализации данной цели поставим задачи нашей работы, а именно: изучить существующие модели смешанной экономики, рассмотреть, как они развивались, и что влияло на их становление.
Содержание
Введение 3 1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы 4 1.1.История возникновения смешанной экономической системы 4 1.2.Основные черты смешанной экономики 6 2. Модели смешанной экономики 8 2.1.Группы моделей смешанной экономики 8 3.Национальные модели смешанной экономики 11 3.1.Шведская модель 11 3.2.Американская модель 14 3.3.Германская модель 18 3.4.Японская модель 24 3.5 Смешанная экономика в России 27 Заключение 29 Список литературы 31
«Модели смешанной экономики,
проблемы и специфика их развития»
Выполнил Валамов П.А.
Группа
Руководитель
Дмитриев В.П.
Санкт- Петербург 2013 год
Содержание
Введение
С развитием экономических
систем, появлялись новые модели экономики,
но большинство стран посчитало, что ни
одна из существующих на тот момент система,
полностью не удовлетворяет требованиям,
предъявляемым к ней. Таким образом, пришли
к выводу, что требуется новая модель экономики,
которая изменит положение дел и даст
новые силы для развития хозяйства тех
или иных стран. Так и появилась смешанная
экономика, сочетающая в себе признаки
двух других экономических систем, и которая
лучше справляется с поставленной задачей.
Поэтому нам необходимо изучать эту экономическую
систему.
Цель нашей работы, рассмотреть
модели данной системы и выяснить, проблемы
и специфику их развития. Для реализации
данной цели поставим задачи нашей работы,
а именно: изучить существующие модели
смешанной экономики, рассмотреть, как
они развивались, и что влияло на их становление.
Методы научного познания, используемые
в данной работе:
Теоретические аспекты смешанной экономической
системы
1.1.История возникновения
смешанной экономической системы
Рыночная экономика испытывала
серьезные затруднения еще в XIX в. Низкая
зарплата, высокий уровень безработицы,
ненормированный рабочий день - все эти
факторы вызывали недовольство широких
масс населения во многих странах. Из-за
«Великой депрессии» их охватила всеобщая
волна банкротства и массовой безработицы.
Такая ситуация породила недоверие к рыночной
экономике, как со стороны рабочих, так
и со стороны предпринимателей. В дальнейшем
интересы различных социальных групп
в какой-то мере объединила смешанная
экономическая система. Смешанная экономика
- организация экономики, при которой частный
сектор управляется рыночным механизмом,
а общественные институты и правительство,
опираясь на рыночный механизм, воздействуют
на экономику через директивы и фискальные
рычаги.(1)
Наибольший вклад в развитие
этой дисциплины внес Дж. М. Кейнс. Он доказал,
что рынок может успешно развиваться и
заниматься саморегулированием без вмешательства
государства и регулирования им кредитно-
денежной политики. Это направление было
названо кейнсианством, впоследствии
оно разделилось на неокейнсианство и
посткейнсианство.
Сторонники неокейнсианства
основное внимание уделяли проблемам
занятости, инфляции и экономического
роста. К ним относятся Р. Харрод, Е. Домар,
П. Самуэльсон и другие. Сторонники посткейнсианства,
такие как Дж. Робинсон и П. Сраффа, в большей
мере изучали вопросы распределения доходов
и конкуренции. В дальнейшем неоклассика
претерпела ряд изменений, вследствие
чего образовались такие направления
как монетаризм, новая классическая экономика
и теория общественного выбора.
Монетаристы во главе с Фридменом
считали, что рынок может регулировать
себя самостоятельно, поэтому роль государства
в экономике следует свести к минимуму.
Представители новой классической экономики
предлагают снижать налоги и предоставлять
больше свобод и возможностей частным
предпринимателям, что поможет стимулировать
бюджет. Сторонники теории общественного
выбора во главе с Бьюкененом важнейшее
значение придавали стремлению человека
максимизировать свою прибыль в любой
области деятельности. Поэтому и государство
существует лишь для заботы об общественных
интересах.
Институционалисты видели связь
между «институтами» и экономикой. Существует старый и новый институционализм
(неоинституционализм). Яркими представителями
«Старого институционализма» являются:
Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл,
Джон Гэлбрейт. Основными представителями
неоинституционализма являются: Р. Коуз,
О. Уильямсон, Д. Норт, А. Алчиан, Саймон
Г., Л. Тевено, Менар К., Бьюкенен Дж., Олсон
М., Р. Познер, Г. Демсец, Т. Эггертссон и
др. Под «институтами» следует понимать
государство, политические партии, профсоюзы
и т.д. То есть все те организации, которые
тесно связаны с социальной стороной жизни
человека и общества.
Таким образом, экономика должна
учитывать все это при выборе путей развития.
А государство должно принимать во внимание
интересы граждан, в отличие от командно-административной
экономики, где планирование хозяйства
зачастую ведется без учета интересов
общества. В то же время есть и сходство
с этой экономической системой, которое
заключается в обеспечении максимальной
занятости населения, в то время как
рыночная экономика стремится лишь к максимилизации
прибыли, вследствие чего часть трудоспособного
населения может остаться без работы.
Все эти экономические концепции
явились предпосылками для появления
смешанной экономической системы, которая
окончательно оформилась лишь после Второй
мировой войны.
1.2.Основные черты
смешанной экономики
Одним из главных признаков
является преобладание рыночной организации
экономики, что в первую очередь подразумевает
свободное предпринимательство. Многосекторность
экономики предполагает наличие большого
количества равноправных секторов, соотношение
которых зависит от национальных и территориальных
особенностей стран. Государство играет
роль организатора, но не оказывает значительного
влияния на экономику. Оно должно координировать
деятельность малого, среднего и крупного
бизнеса, защищать отечественного производителя,
обеспечивать свободную конкуренцию.
Государство может размещать
госзаказы на товары, услуги или выполнение
работ, что является чертой, присущей командно-административной
экономике. «Государственными заказчиками
и муниципальными заказчиками, могут выступать,
соответственно, органы государственной
власти Российской Федерации или органы
государственной власти субъектов Российской
Федерации. Так же органы местного самоуправления,
и уполномоченные указанными органами
государственной власти или органами
местного самоуправления на размещение
заказов, пол учатели бюджетных средств
при размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг за счет
бюджетных средств».(2)
Социальная защита населения
поддерживает незащищенные социальные
группы, давая возможность для существования
хотя бы на минимальном уровне. Также государство
ведет перераспределение доходов для
сглаживания их первичной неравномерности.
Политика распределения является важным
инструментом государственного регулирования.
К основным целям, которые преследует
смешанная экономическая система, можно
отнести обеспечение полной занятости,
увеличение потенциального ВВП, антикризисное
регулирование.(3)
Специфические черты смешанной
экономики - во-первых, новый хозяйственный
механизм органически соединяет устойчивость
государственного управления, необходимую
для удовлетворения потребностей и гибкость
рыночного саморегулирования, что требуется
в особенности для удовлетворения личных
запросов. Во-вторых, только тип смешанного
регулирования позволяет оптимально сочетать
высшие макроэкономические цели: эффективность
хозяйствования; социальную справедливость;
стабильность экономического роста. В-третьих,
новый регулятор способен сбалансировать
совокупный спрос и совокупное предложение.
Для этого требуется согласовано привести
в действие все рычаги и стимулы хозяйствования
на уровнях микро-, мезо- и макроэкономики.(4)
Каждое отдельное государство
по-разному расставляет приоритеты развития,
однако три основных принципа присущи
всем моделям смешанной экономики:
- насколько увеличивается
рыночный сектор, настолько (в пределах
определившейся потребности) уменьшится
государственный сектор;
- насколько эффективен
финансовый потенциал рыночного
сектора, настолько экономически
«обеспечен» и государственный
сектор;
- процесс приватизации (в
том числе и земли) будет идти
в стране до тех пор и
до тех размеров, пока весь
государственный сектор не перейдет
на «содержание» рыночного.
Модели смешанной
экономики
2.1.Группы моделей
смешанной экономики
В разных странах и регионах
формируются разные модели смешанной
экономики. Они различаются в «национальном
коэффициенте смешения» различных форм
собственности, рынке и государственном
регулировании, капитале и социальности,
экономической и пост экономической сторонах.
Эти особенности возникают из-за различия
уровня и характера материально-технической
базы, исторических и геополитических
условий формирования общественного устройства,
национальных и социокультурных особенностей
страны, и других различий. Все эти модели
можно объединить в группы по общим чертам
и признакам, например:
Группы с минимальным участием
государства в регулировании национального
хозяйства. В таких моделях преимущественна
сфера рынка, по сравнению с государственным
сектором. Примером является модель экономической
системы США. В данной модели государство
выполняет в первую очередь минимально
необходимые функции. Прежде всего, делом
государства является обеспечение экономики
нужным количеством денег, которое должно
предотвращать инфляцию. Другой государственной
функцией является регулирование внешних
эффектов, которые представляют собой
побочные последствия хозяйственной деятельности
отдельных участников рынка. Государство
призвано: а) измерять внешние эффекты
и проводить перераспределение доходов
граждан с помощью специального налога;
б) предотвращать социальные выбросы»
(проводить предварительную государственную
проверку проектов строительства новых
предприятий на их экологическую безопасность);
в) административно запрещать производственную
деятельность, наносящую вред здоровью
людей; г) обязывать предпринимателей
затрачивать капитал на восстановление
разрушенной природной среды. Особая задача
государства — управление нерыночным
сектором национального хозяйства, который
предоставляет населению товары и услуги
общественного пользования. Речь идет
о национальной обороне, государственном
управлении, единой энергетической системе
и национальной сети коммуникаций, всеобщем
образовании, здравоохранении, фундаментальных
науках и т.п.
Группы с максимально допустимым
участием государства в хозяйственном
механизме (при сохранении рынка). Данная модель основывается
на значительном развитии государственного
сектора экономики (до 40% ВНП находится
под государственный контролем). Такое
положение можно наблюдать в Швеции, Австрии,
Германии, Японии, Южной Корее и Китае.
Прежде всего, государство способствует
эффективной хозяйственной деятельности
всех предпринимателей. В этих целях оно
улучшает рыночный механизм: разрабатывает
и осуществляет хозяйственное законодательство,
обеспечивает сохранность рыночных связей,
улучшает положение дел на отдельных видах
рынков. Далее, государство старается
стабилизировать экономическое развитие:
сглаживать взлеты и падения деловой активности,
сдерживать безработицу, поддерживать
устойчивый экономический рост. В период
кризисного спада оно увеличивает выплаты
пособий по безработице, расширяет возможности
получения кредита, уменьшает норму процента.
Напротив, в период хозяйственного подъема
сокращаются пособия безработным, уменьшается
объём государственного кредита, повышается
норма процента. Государство регулирует
социальные отношения. Особое внимание
при этом уделяется отношениям между работодателями
и трудящимися. Государство определяет
размер минимальной заработной платы,
следит за обязательным заключением коллективных
договоров между предпринимателями и
профсоюзами, а также проверяет условия
труда на предприятиях. Разрабатываются
и проводятся в жизнь программы экологической
безопасности населения, принимаются
меры к развитию образования, здравоохранения.
В другой классификации можно
выделить несколько моделей.
Неоэтатистский вариант основан
на кейнсианской концепции и подразумевает
большое влияние государства на развитие
экономики. Эта модель характерна для
таких стран как Япония, Франция, Великобритания
и Италия.
Неолиберальный вариант смешанной
экономики является вариантом социально-регулируемой
рыночной экономики. Некоторые из его
представителей: Людвиг Эрхард, Людвиг
фон Мизес, Фридрих фон Хайек. Слишком
большое вмешательство государства нежелательно,
поэтому рыночный механизм не был скован
столь узкими рамками. Большое внимание
здесь отводилось месту работника в участии
управлением предприятия, также проводилась
денационализация объектов. Эта модель
существовала в США и ФРГ.
Модель централизованного согласия
являлась как бы компромиссом между двумя
другими моделями. В этом случае существовало
согласие разных социальных сторон. В
двухсторонней системе этими сторонами
являлись работники предприятий и государство,
а в трехсторонней отдельно выделялась
администрация этих предприятий. Такая
модель была характерна для Швеции.
3.Национальные
модели смешанной экономики
3.1.Шведская модель
Термин “шведская модель”
появился в конце 60-х годов, когда иностранные
наблюдатели стали отмечать успешное
сочетание в Швеции быстрого экономического
роста с обширной политикой реформ на
фоне относительной социальной бесконфликтности
в обществе.(5)
Этот образ успешной и безмятежной
Швеции особенно сильно контрастировали
тогда с ростом социальных и политических
конфликтов в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется
в различных значениях и имеет разный
смысл в зависимости от того, что в него
вкладывается. Некоторые отмечают смешанный
характер шведской экономики, сочетающей
рыночные отношения и государственное
регулирование, преобладающую частную
собственность в сфере производства и
обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной
Швеции - специфика отношений между трудом
и капиталом на рынке труда. На протяжении
многих десятилетий важной частью шведской
действительности была централизованная
система переговоров о заключении коллективных
договоров в области заработной платы
с участием мощных организаций профсоюзов
и предпринимателей в качестве главных
действующих лиц, причем политика профсоюзов
основывалась на принципах солидарности
между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения
шведской модели исходит из того, что в
шведской политике явно выделяются две
доминирующие цели: полная занятость и
выравнивание доходов, что и определяет
методы экономической политики.