Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:13, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы очевидна. Она объясняется значимостью денежно-кредитной политики в регулировании современных экономических отношений. Кризис экономики 2008-2009 гг. показал неготовность большинства стран, в том числе и России, к негативному развитию событий на финансовых рынках. Особенностью кризиса 2008 года для России стало то, что сработала вся комбинация возможных негативных факторов - одновременно шло и падение нефтяных цен, и падение валютного курса, и падение фондовых индикаторов. Российская экономика, занимавшая в 2006-2008 гг. 7 место среди 36 крупнейших стран мира с темпами роста ВВП 7% в год, в хде кризиса потеряла свои позиции, сократив ВВП почти на 8%. Но быстрые действия регуляторов, и прежде всего Банка России, способствовали смягчению кризиса.
Введение
Глава 1 Монетарная политика в рыночной системе
1.1 Понятие и цели монетарной политики
1.2 Виды монетарной политики
1.3 Инструменты монетарной политики
Глава 2 Основные концепции денежно-кредитной политики государства
2.1 Неоклассическая теория как одна из основ денежно-кредитного регулирования
2.2 Кейнсианская теория денежно-кредитного регулирования
2.3 Неоконсервативный подход (монетаризм) в денежно-кредитном регулировании
3. Центральный Банк: его роль в осуществлении монетарной политики. Монетарная политика в Российской Федерации в период 2005-2010 гг.
3.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ
3.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в РФ
kM = PY, где
k - коэффициент при постоянстве V (скорости обращения денег).
Например, в пределах одного
делового цикла темпы роста денежной
массы в обращении после
Монетаристы считают механизм влияния денег на объем ВНП скрытым, т.к. это влияние осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм, используя «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. Каждый человек формирует определенную структуру своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, что, в свою очередь, приводит к росту объемов ВНП.
Кейнсианскую концепцию
они считали ошибочной и
3. Центральный Банк: его
роль в осуществлении
3.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ
Центральный банк Российской
Федерации (Банк России) является главным
банком Российской Федерации. Его правовой
статус, функции, принципы организации
и деятельности определяются Конституцией
Российской Федерации, Федеральным
законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)», а так же Федеральным
законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О
банках и банковской деятельности".
В осуществлении своих функции
и полномочий, предусмотренных
Центральный банк образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
-обеспечение эффективного
и бесперебойного
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Для достижения этих функций Банк России выполняет следующие функции:
Как орган монетарной власти:
- во взаимодействии с
Правительством Российской
- осуществляет эффективное
управление золотовалютными
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- организует и осуществляет
валютное регулирование и
- принимает участие в
разработке прогноза
- осуществляет анализ
и прогнозирование состояния
экономики Российской
Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций:
- принимает решение о
государственной регистрации
- осуществляет надзор
за деятельностью кредитных
- регистрирует эмиссию
ценных бумаг кредитными
- является кредитором
последней инстанции для
- устанавливает правила проведения банковских операций
Как расчетный центр банковской системы:
- устанавливает правила
осуществления расчетов в
- монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и
- определяет порядок
Как банкир Правительства Российской Федерации:
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация по исполнению и исполнение бюджетов.
3.2 Перспективы развити
я денежно-кредитной политики в РФ
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012 году - до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года).
Расчеты по денежной программе на 2011-2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогноз ной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов”
Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011-2013 годов.
При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8-19%, в 2012 году - 11-16%, в 2013 году - 9-13%. При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое согласно прогнозу в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012-2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. Рублей в 2013 году. Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. Рублей соответственно. Как предусмотрено “Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов”, в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.
Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году -1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому. В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. Рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей. В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год. При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно. В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой благоприятной
внешнеэкономической
Информация о работе Монетарная политика в рыночной системе и функции центрального банка