Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:34, курсовая работа
Монополистические явления существуют вот уже несколько веков в разных формах и проявляются на всех этапах развития рыночных процессов, сопровождая их.
Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX века. Конец XIX века в экономической истории чаще всего называют периодом монополистического капитализма.
Введение
Монополистические явления существуют вот уже несколько веков в разных формах и проявляются на всех этапах развития рыночных процессов, сопровождая их.
Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX века. Конец XIX века в экономической истории чаще всего называют периодом монополистического капитализма.
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою историю развития столкнулся с проблемами появления на рынках монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.
Отношение общественности и
государства к различным формам
несовершенной конкуренции
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
Именно поэтому проблема монополизма не утратила актуальности и по сей день, являясь сегодня одной из наиболее актуальных проблем экономики.
Цель данной работы - это характеристика монополии, ее возникновение, а также анализ монопольного рынка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Выяснить, что представляет собой монополия;
- Изучить виды и типы монополий;
- Выявить особенности монополий в России;
- Изучить, как проходило её становление в России;
- Узнать, что представляет собой антимонопольная политика.
Глава 1. Понятие и экономические особенности монополий.
Монополия (от Mono - один и Polis – продаю) – это исключительное право государства, организации или фирмы на продажу товаров или услуг. Фактически, монополия - это рыночная структура, где действует один продавец и множество покупателей.
Важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия».
Прежде всего, нельзя выводить
суть этого явления из этимологии.
В реальной действительности практически
невозможно найти ситуацию, когда
на рынке действовала бы один продавец
(фирма) – производитель товаров
не имеющих субститов. Следовательно,
в использовании термина
Когда на рынке имеется только один продавец, то принято говорить, что продавец обладает монополией.
Монополиями могут быть крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
Если обратить внимание на промышленное производство, то это монополиями могут быть отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является
желанным для каждого предпринимателя
или предприятия. Оно позволяет
им избежать целого ряда проблем и
рисков, связанных с конкуренцией,
занять привилегированную позицию
на рынке, концентрируя в своих руках
определенную хозяйственную власть,
они имеют возможность с
Явление монополизма связано со следующими основными факторами:
- монопольно высокими ценами;
- ограниченной готовностью монополии к инновациям.
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
2. Производимая продукция
является уникальной (то есть
отсутствуют товары-субституты)
3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, например:
- крупные размеры предприятий
и экономия от масштабов
- система лицензий на
выполнение отдельных типов
- монопольное право
- при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага;
- нечестная конкуренция,
то есть воздействие на
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
В современной экономической системе существует несколько видов монополий:
1) Экономические монополии.
Экономические монополии
являются наиболее распространенными.
Их появление обусловлено
2) Естественные монополии.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются такие признаки как:
1. Деятельность субъектов
естественных монополий
2. Высокие барьеры входа
на рынок, поскольку
3. Низкая эластичность
спроса, поскольку спрос на продукцию
или услуги, производимые субъектами
естественной монополии, в
4. Сетевой характер организации
рынка, то есть наличие
Существуют два типа естественных монополий:
а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) Технико-экономические
монополии. Так условно можно
называть монополии, возникновение
которых продиктовано либо техническими,
либо экономическими причинами, связанными
с проявлением эффекта
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. «Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией».
3) Административные монополии.
Административная монополия
возникает вследствие действий государственных
органов. С одной стороны, это
предоставление отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного
рода деятельности. С другой стороны,
это организационные структуры
для государственных
4) Государственные монополии
В некоторой литературе выделяют государственную монополию. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
Информация о работе Монополия в условиях Российской экономики