Монополия в условиях Российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Монополистические явления существуют вот уже несколько веков в разных формах и проявляются на всех этапах развития рыночных процессов, сопровождая их.
Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX века. Конец XIX века в экономической истории чаще всего называют периодом монополистического капитализма.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая).docx

— 87.00 Кб (Скачать файл)

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом  война увеличила число монополий  и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались  монополии связанные с военным  производством. Российский монополистический  капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме  «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации  Ванкова, Ипатьева, Киевская организация  производства колючей проволоки  и др.). Монополии были ликвидированы  в результате октябрьской революции  в ходе национализации промышленности и банков.

Советское государство частично использовало учетные и распределительные  органы монополий при создании органов  управления народным хозяйством.

При переходе России к рынку  в начале 90-х гг. вновь возникли монополии и проблемы связанные  с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Особенности  монополий в Российской экономике.

 

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Три главных естественных монополиста России:

  1. РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
  2. ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
  3. МПС (железнодорожные перевозки);

Четвертым можно назвать  “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией –

монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Как правило, монопольно высокой  ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

 

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. Отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами;

2. Искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Помимо ценовых злоупотреблений  в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам.

Для преодоления высокой  степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

Цели реформирования РАО  “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

Реформа Газпрома заключается  в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа.

1-й этап: создание грузовых  и пассажирских компаний.

2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг.

3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Антимонопольная  политика в России.

    1. История антимонопольного регулирования.

 

В 1990 был образован Государственный  комитет РСФСР по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур в соответствии с Законом  Российской Советской Социалистической Федеративной Республики "О республиканских  министерствах и государственных  комитетах РСФСР". Председателем  Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.  
 
В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин. 
 
В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

 
22 сентября 1998 года Указом Президента  Российской Федерации были упразднены  ряд комитетов и служб, занятых  антимонопольным регулированием, на  их месте образовано Министерство  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  (МАП России). Министром назначен  Геннадий Максимович Ходырев.  В мае 1999 года министром стал  Илья Артурович Южанов. 
 
9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом. 

 

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001-2008. 17 января 2012 года удостоверяющий сертификат был вручен руководителю ФАС России Игорю Артемьеву

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях.

 

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Антимонопольное законодательство включает в себя законы "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., "О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции  для федеральных государственных  нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Монополия приводит к отрицательным  последствиям для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное  производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических  злоупотреблений. Те же причины, которые  вынуждают клиента фирмы-монополиста  мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя.

Еще более опасно то, что  монополия полностью блокирует  механизмы саморегуляции рынка. Некачественная  и дорогая продукция  может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные случаи являются лишь временным эпизодом. Конкуренция  быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Монополисту, в силу непреодолимости  барьеров для входа в отрасль, ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в  силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Обычная цель антимонопольной  политики – не столько борьба с  монополистами как таковыми, сколько  ограничение монополистических  злоупотреблений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Антимонопольная политика России.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию  экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции. А также на устранение административных барьеров и обеспечение  условий для развития конкуренции  на рынке и т.п.

В связи с этим государство  обязано предпринять меры для  обеспечения конкурентоспособности  российской экономики.

Однако на пути к достижению условий конкуренции и эффективной  политики в России встает много проблем.

Высокая степень административного  монополизма. В первую очередь, монополизма  центральных государственных органов.

В России административный монополизм проявляется в виде:

· сохранения высокой доли государственного сектора в ведущих  отраслях индустрии;

· сохранения за государством контрольного пакета акций в значительной части приватизированных предприятий;

· сохранения возможностей для значительной части государственных  предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости  от результатов их производственной деятельности;

· воздействия на предприятия  при помощи государственного административного  контроля;

· объединения предприятий  в различного рода ассоциации и холдинги;

· антиконкурентная политика государства по отношению к естественным монополиям.

Особое внимание необходимо обратить на такой фактор, затрудняющий создание конкурентной среды в России, как сохранение отечественных производственных монополий в таких различных  секторах экономики. Аграрном, нефтегазовом, топливо-энергетическом, экономика  деревообрабатывающей промышленности и др.

Наличие указанных монопольных  структур тормозит как развитие определенной отрасли, так и экономики России в целом. Это, прежде всего, связано  с агрессивной направленностью  деятельности предприятий-монополистов по отношению к предприятиям среднего бизнеса, пытающимся вести производственную деятельность в указанных секторах.

Информация о работе Монополия в условиях Российской экономики