Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:34, курсовая работа
Монополистические явления существуют вот уже несколько веков в разных формах и проявляются на всех этапах развития рыночных процессов, сопровождая их.
Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX века. Конец XIX века в экономической истории чаще всего называют периодом монополистического капитализма.
В годы первой мировой войны
1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность
ряда локальных монополий, но в целом
война увеличила число
Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.
При переходе России к рынку в начале 90-х гг. вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.
2.1 Особенности
монополий в Российской
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Три главных естественных монополиста России:
- РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
- ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
- МПС (железнодорожные перевозки);
Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).
В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией –
монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:
1. Отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами;
2. Искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.
Помимо ценовых
Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.
Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.
Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.
Реформа МПС предполагает три этапа.
1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний.
2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг.
3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Глава 3. Антимонопольная политика в России.
В 1990 был образован Государственный
комитет РСФСР по антимонопольной
политике и поддержке новых
В 1992 году в целях обеспечения развития
рыночных отношений и конкуренции в Российской
Федерации утверждено новое Положение
о Государственном комитете Российской
Федерации по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических структур
(добавлены задачи и функции), а численность
работников центрального аппарата увеличена.
В ноябре 1992 года Председателем Комитета
назначен Леонид Арнольдович Бочин.
В марте 1997 года Государственный комитет
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических
структур преобразован в Государственный
антимонопольный комитет Российской Федерации.
В августе 1997 года Председателем Комитета
назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.
22 сентября 1998 года Указом Президента
Российской Федерации были
9 марта 2004 года Министерство было упразднено,
а его полномочия переданы другим ведомствам.
Принадлежавшие МАП России функции федерального
антимонопольного органа, контроля над
деятельностью естественных монополий
и над соблюдением законодательства о
рекламе перешли к вновь образованной
Федеральной антимонопольной службе,
являющейся сегодня главным антимонопольным
органом.
ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001-2008. 17 января 2012 года удостоверяющий сертификат был вручен руководителю ФАС России Игорю Артемьеву
Специфика российских монополий
сказалась и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Антимонопольное законодательство
включает в себя законы "О конкуренции
и ограничении
Монополия приводит к отрицательным
последствиям для экономики страны.
Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное
производство при этом составляют лишь
вершину айсберга монополистических
злоупотреблений. Те же причины, которые
вынуждают клиента фирмы-
Еще более опасно то, что
монополия полностью блокирует
механизмы саморегуляции рынка.
Некачественная и дорогая продукция
может появиться и в
Монополисту, в силу непреодолимости барьеров для входа в отрасль, ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Обычная цель антимонопольной политики – не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.
Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции. А также на устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке и т.п.
В связи с этим государство
обязано предпринять меры для
обеспечения
Однако на пути к достижению
условий конкуренции и
Высокая степень административного
монополизма. В первую очередь, монополизма
центральных государственных
В России административный монополизм проявляется в виде:
· сохранения высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях индустрии;
· сохранения за государством
контрольного пакета акций в значительной
части приватизированных
· сохранения возможностей
для значительной части государственных
предприятий получения
· воздействия на предприятия при помощи государственного административного контроля;
· объединения предприятий в различного рода ассоциации и холдинги;
· антиконкурентная политика государства по отношению к естественным монополиям.
Особое внимание необходимо обратить на такой фактор, затрудняющий создание конкурентной среды в России, как сохранение отечественных производственных монополий в таких различных секторах экономики. Аграрном, нефтегазовом, топливо-энергетическом, экономика деревообрабатывающей промышленности и др.
Наличие указанных монопольных структур тормозит как развитие определенной отрасли, так и экономики России в целом. Это, прежде всего, связано с агрессивной направленностью деятельности предприятий-монополистов по отношению к предприятиям среднего бизнеса, пытающимся вести производственную деятельность в указанных секторах.
Информация о работе Монополия в условиях Российской экономики