Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа
В период обострившегося торгово-экономического соперничества на международных рынках невиданная по силе и упорству конкуренция достигла во взаимоотношениях трех основных центров современного экономического производства - США, Западной Европы и Японии. В этой борьбе, например, рост объемов экспортных поставок во многом зависит от того, насколько поставляемая продукция является конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако вследствие изменения общей обстановки в мире, когда промышленное развитие большинства стран привело в определенной мере к уравниванию цен на однородную продукцию, на первое место по этой причине вышли «неценовые» факторы конкуренции - качество, сроки, послепродажное обслуживание и др.
Введение……………………………………………………………………………3
Понятие и виды монополий…………………………………………………6
Сущность монополий…………………………………………………………6
Виды монополий………………………………………………………….....11
Монополистическая деятельность субъектов конкуренции, ее формы……………………………………………………………………………….16
Монополистическая деятельность субъектов конкуренции………...16
Формы монополистической деятельности………………………………..18
Антимонопольные органы………………………………………………….24
Антимонопольное законодательство и ответственность за его нарушение…………………………………………………………………………..29
Антимонопольное законодательство……………………………………...29
Виды правонарушений антимонопольного законодательства и санкции за его нарушение………………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..…...44
Список источников и литературы………………
- вправе обращаться
в арбитражный суд с исками,
заявлениями о нарушении
- некоторые
функции и полномочия
Разграничение полномочий между ФАС России и ее территориальными органами происходит двумя способами: законодательным и делегированным.
Так, в Положении о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы закреплены полномочия территориального органа путем перечисления его прав в различных сферах. При этом используются несколько критериев, позволяющих провести указанное разграничение:
а) объект контроля и надзора;
б) субъектный состав участников деятельности и действий, подлежащих контролю;
в) местонахождение соответствующего хозяйствующего субъекта.
Например, территориальный орган ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг, в том числе при совершении сделок, если размер уставного капитала финансовой организации не превышает: 300 млн. руб. для кредитных организаций, 100 млн. руб. для страховых организаций и перестраховочных обществ, 30 млн. руб. для профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных финансовых организаций.
Другой пример: к полномочиям территориального органа относится осуществление контроля и надзора за субъектами естественных монополий в сферах услуг транспортных терминалов, портов и аэропортов, стоимость активов которых по последнему балансу не превышает 20 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям; услуг по передаче тепловой энергии; услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям; услуг железнодорожного транспорта необщего пользования; услуг общедоступной электрической и почтовой связи.
Наряду с делегированием конкретных полномочий территориальным органам ФАС России в случае необходимости может запросить у территориального органа материалы для своего рассмотрения.
В соответствии
с п. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции
антимонопольное
Состав антимонопольного законодательства ограничен федеральными законами. Подзаконные нормативные правовые акты не входят в данный состав. Законодатель использует здесь модель, схожую с конструкцией определения состава гражданского законодательства (ст. 3 ГК). Таким образом, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа представляют собой иные акты, содержащие нормы конкурентного права.
Антимонопольное законодательство является федеральным. В нем не нашлось место региональному законодательству, хотя в силу пп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Правда, в соответствии с подп. «ж» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка. Поэтому считается, что антимонопольное законодательство относится к правовым основам, обеспечивающим единство рынка. По нашему мнению, словосочетание «установление правовых основ единого рынка» неопределенно. В буквальном смысле оно (словосочетание) охватывает все правовое регулирование экономики.
В новом Законе
о защите конкуренции появилась
фраза «основывается на Конституции
РФ, Гражданском кодексе РФ». Ранее,
в утратившем силу Законе «О конкуренции
и ограничении
Действительно,
феномен конкуренции
В юридической
литературе существует мнение, согласно
которому конкуренция есть публичный
интерес. В этом качестве конкуренция
выполняет функции
Глава 8 Закона о защите конкуренции озаглавлена «Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства». Однако практически только ст. 37 Закона имеет прямое отношение к ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 37 за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, должностные лица иных органов или организаций, осуществляющих эти функции, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации10. Как видим, Закон о защите конкуренции содержит бланкетную норму, отсылающую к использованию соответствующих положений действующего законодательства.
С учетом характера и содержания можно выделить следующие правонарушения антимонопольного законодательства: а) нарушения правового запрета; б) неисполнение возложенных обязанностей; в) злоупотребление субъективным правом; г) превышение компетенции.
Значительную группу составляют нарушения правового запрета. Закон о защите конкуренции выделяет несколько видов нарушений правового запрета. Это нарушения запрета:
- на злоупотребление
хозяйствующим субъектом
- ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов;
- ограничивающие
конкуренцию акты и действия (бездействие)
органов государственной
- недобросовестную конкуренцию.
Вторую группу
образуют правонарушения, вызванные
неисполнением возложенных
Например, в силу ст. 25 Закона о защите конкуренции указанные субъекты, органы и организации, юридические и физические лица обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции. В соответствии со ст. 26 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан соблюдать коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайны.
Злоупотребление
субъективным правом - самостоятельный
вид правонарушения. В свою очередь,
злоупотребление монопольным
При сопоставлении понятий «злоупотребление доминирующим положением» и «злоупотребление субъективными гражданскими правами» (ст. 10 ГК) наблюдается их несовпадение, что обусловлено экономическим содержанием термина «доминирующее положение», предполагающего возможность проявления злоупотреблений в форме «обычных» правонарушений, ответственность за совершение которых носит публично-правовой характер. Поэтому использование термина «злоупотребление» по отношению к рассматриваемым правонарушениям весьма условно. Соответственно далеко не все противоправные действия, перечисленные в ст. 10 Закона о защите конкуренции, являются злоупотребление правом. Здесь нужен взвешенный, индивидуальный подход.
Данный вывод
является принципиальным, поскольку
позволяет объяснить
Превышение компетенции - следующий вид правонарушений антимонопольного законодательства. Например, ФАС России не вправе передавать (делегировать) территориальным органам полномочия, которые выходят за пределы компетенции самого федерального антимонопольного органа. Иными словами, любой выход ФАС России, ее территориальных органов за установленные Законом о защите конкуренции, другими федеральными законами, Положением о федеральной антимонопольной службе, Положением о территориальном органе федеральной антимонопольной службе пределы следует рассматривать как превышение компетенции со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Исходя из общей и видовой характеристики правонарушения антимонопольного законодательства, можно сделать вывод о том, что законодательством установлена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Далее, анализируя положения законодательства в данной сфере правонарушений, необходимо отметить, что законодатель часто использует термин «ответственность» для обозначения явлений, которые таковыми не являются. Поэтому следует различать в теоретическом и практическом плане понятия «ответственность» и «санкция». Понятие «санкции» шире понятия «меры ответственности» и включает также меры защиты. В свою очередь, меры ответственности характеризуются лишением правонарушителя прав без получения каких-либо выгод и компенсаций. Причем для юридической ответственности важным признаком является указание не только на наступление неблагоприятных последствий, но и на применение к виновному лицу иных мер государственно- правового принуждения12.
Теперь более подробно рассмотрим отдельные виды правовых санкций применительно к правонарушениям антимонопольного законодательства. Начнем с административно-правовых санкций, которые можно классифицировать по различным критериям. По содержанию они подразделяются на имущественные и неимущественные (организационные). К имущественным санкциям относится, например, административный штраф. По целям (функциям) их можно сгруппировать в санкции: наказания, пресечения, восстановления и обеспечения. Так, административный штраф представляет собой и меру административной ответственности, и санкцию наказания за правонарушение. Предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, недобросовестной конкуренции являются санкциями пресечения. Предписания о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, относятся к санкциям восстановления. И, наконец, предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, можно рассматривать в качестве санкции (меры) обеспечения.
Информация о работе Монополия, её виды и антимонопольное регулирование