НТП и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается во всестороннем анализе НТП и инноваций, выявлении присущих данным явлениям противоречий и тенденций развития.
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
• дать понятие и рассмотреть сущность НТП и инноваций
• определить особенности и значение НТП и развития инноваций
• выявить проблемы, касающиеся развития инноваций на современном этапе

Содержание

Введение
I Теоретические основы изучения НТП и инноваций
I.1 Развитие взглядов экономистов теоретиков на НТП и инновации
а. Экономисты теоретики и сущности НТП
б. экономисты теоретики о инновациях
I.2 Опыт инновационного развития промышленно развитых стран и советская практика
а. Соединения достижений НТП и преимуществ социализма
б. Инновации в СССР
в. Основные этапы становления государственной инновационной политики промышленно развитых стран
г. Особенности государственной инновационной политики промышленно развитых стран
д. Ключевые факторы успеха инновационного развития в промышленно развитых странах
II Становление инновационной экономики в РФ
II.1 Основные проблемы развития инноваций в РФ
II.2 Направления развития инновационной экономики в РФ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

В СССР о научно-техническом прогрессе тоже заговорили. На XXIV съезде КПСС прозвучала даже установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако новые крупные открытия и разработки, если они не имели военного значения, чаще всего так и не удавалось реализовать. Это происходило то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства (сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д.). Однако определяющими для развития экономики эти тенденции так и не стали.

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских ученых в фундаментальной пауке, в практической жизни прогресс науки и техники во многом не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, и СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкции в отношении СССР в начале 80-х гг. , когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологии фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь, как и в 20-е гг, оказался перед угрозой нового отставания от стран Запада.

«Выполняя требования партии о соединении достижений научно-технической революции с преимуществами социализма, партийные комитеты решительно устраняют имеющиеся недостатки. Особое значение придается созданию новых и улучшению работы действующих научно-производственных и производственных объединений».1

 

 

 

б. Инновации в СССР

 

Развитие общества невозможно представить без инноваций. Иначе общество будет отставать от конкурентов, что скажется на всех сферах жизни. Поэтому в России инновации были всегда востребованы как необходимое условие развития экономики. В СССР инновации были прямым заказом централизованной авторитарной государственной власти, как условие выживания режима и государства в противостоянии с Западом. Отсюда и успехи в развитии фундаментальной и прикладной науки, покорении космоса, создание эффективной  военной техники и оборудования, атомной промышленности и т.п.  

Инновационный процесс в СССР обеспечивался цепочкой слаженно работающих структур. Первым звеном были фундаментальные исследования, проводившиеся в НИИ, которые давали все новое: материалы, методы расчётов, методы проектирования, технологии изготовления. Фундаментальная наука обеспечивала прикладную, то есть опытно-конструкторские бюро, которые создавали конкретный проект. Дальше проект шёл в серийное производство, обеспеченное госзаказами. Иными словами, каждый специалист на каждом этапе развития проекта был уверен, что он лет пять точно будет заниматься своим делом, сможет выдавать новые конкретные разработки.

В 1922 году - году своего образования – Советский Союз был разоренной и нищей страной, которая на протяжении последних 7-ми лет (1914-1921 г.г.) последовательно выдержала первую мировую и гражданскую войны, две революции (февральскую и октябрьскую), иностранную оккупацию и интервенцию на своих окраинах. Голод и разруха, хаос и анархия стали постоянными спутниками ее жителей. Пришедшая к власти в результате октябрьской революции и кровавой гражданской войны партия большевиков не имела доселе опыта социального и государственного строительства, и сама все более погружалась в пучину межфракционной борьбы. Более того, уничтожив существующую в Российской империи социально-политическую и экономическую систему, физически ликвидировав немалую часть прежних имущих классов, большевики сделали страну изгоем в глазах всего цивилизованного мира. Советский Союз фактически и юридически оказался в политической и экономической изоляции – на обочине истории.

Именно на этом фоне, ставший генеральным секретарем Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (а тогда это – не более чем техническая должность)  И.В.Сталин начал свой  путь к высшей политической власти в партии и государстве. В 1928 году, когда надежды на мировую революцию угасли, по инициативе Сталина был взят курс на строительство социализма в СССР, начата модернизация страны, первоочередной задачей которой являлось преодоление отсталости в военно-технической сфере и создание современной военной промышленности,  рассматриваемой большевистским руководством  в качестве гаранта  обеспечения безопасности  Советского государства. Всего за одно десятилетие  Советский Союз превратился в одну из ведущих индустриальных держав мира. Цифры свидетельствуют: произведенный национальный доход вырос к 1940 году против 1922 года в 11 раз, продукция промышленности – в 24 раза (в том числе производство средств производства – в 45 раз, производство предметов потребления – в 14 раз), продукция сельского хозяйства – в 2,1 раза, грузооборот железнодорожного транспорта – в 2,3 раза, ввод в действие основных фондов – в 24 раза, капитальные вложения – в 26 раз, численность рабочих и служащих – в 5,4 раза. Причем следует особо подчеркнуть, что индустриализация  проводилась,  отнюдь не за счет роста занятых в экономике, а, прежде всего, за счет новой техники. К началу 40-х годов двадцатого столетия  СССР по объему производства уступал лишь США, была достигнута высокая степень технико-экономической независимости от «капиталистического окружения». Весьма динамично развивалась советская экономика, прежде всего ее промышленный сектор, и первое послевоенное десятилетие.

Чем же объяснить, что сталинская модернизация, включавшая три ключевых элемента (триада: культурная революция - индустриализация – коллективизация), несмотря на все издержки, жертвы и преступления оказалась успешной, обеспечила Советскому Союзу мировое признание и статус сверхдержавы? В основу сталинской модернизации была заложена мессианская идея формирования принципиально нового общества свободных и равных – идея строительства коммунизма, - посредством воспитания нового человека. А залогом успеха стали те новации, которые были   апробированы, а затем и широко растиражированы в практике управление Советским государством.

Наглядное представление о новшествах,  внедренных в практику социального управления в период сталинской модернизации  позволяет следующая таблица:

 

 

 

 

Социальные и организационно-управленческие инновации советской эпохи 

Сфера жизнедеятельности

Содержание новшества

1.

Духовная сфера (идеология, культура, наука, образование, национально-религиозные отношения)

Мобилизация и консолидация общества посредством целенаправленного внедрения в массовое сознание марксистско-ленинской идеологии строительства нового общества, свободного от неравенства, угнетения и эксплуатации

Массированное и всеобъемлющее  использование печати и кинематографа в качестве  орудия идеологического воздействия и формирования желательного общественного мнения

Целенаправленное использование государственного заказа в сфере культуры и искусства для формирования желательных образцов-эталонов социального поведения, государственная поддержка создателей социально-востребованных  произведений культуры и искусства

Государственная поддержка и стимулирование развития национальных культур народов, проживающих на территории СССР

Декларирование принципа равенства всех наций и национальностей, проведение политики интернационализма и дружбы народов

Целенаправленная и последовательная пропаганда научного мировоззрения и атеизма

Государственная поддержка науки, организация и проведение научных исследований за счет средств государственного бюджета

Целенаправленное использование научного потенциала для решения масштабных общегосударственных задач

Создание условий для доступа к образованию широких масс населения. Целенаправленная ликвидация массовой неграмотности населения. Развитие системы обязательного и бесплатного образования

2. 

Государственная власть, публичная политика и общественная деятельность 

Массовое  рекрутирование в правящую элиту представителей ранее неимущих классов. Организация номенклатурной системы подбора, учета и расстановки руководящих кадров. Использование практики партийно-комсомольских наборов на государственную службу для решения конкретных общегосударственных задач

Монополизация государственной власти в руках правящей партии, превращение ее в самостоятельный институт власти. Формирование и развитие системы «партия-государство» как несущего каркаса советской государственности, сращивание партийного и государственного аппарата

«Огосударствление» и встраивание общественных организаций (профсоюзы, молодежные организации, творческие союзы) в систему социального управления

 

 

 

3.

 

 

 

Экономика

Организация государственного управления экономикой на основе принципа «страна как одна фабрика», создание системы органов стратегического управления экономикой (Госплан и территориальные плановые органы)

Масштабное и целенаправленное государственное предпринимательство и развитие государственного сектора экономики

Внедрение системы директивного планирования (на основе балансового метода) во всех отраслях, предприятиях, учреждениях и организациях  народного хозяйства. Организация социально-экономического развития  на основе государственных планов и программ

Концентрация научно-интеллектуального и инновационно-технологического потенциала в закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)– советских технополисах – для реализации масштабных инновационных проектов (преимущественно в сфере ВПК)  

Использование принципов программно-целевого управления при реализации  масштабных оборонных проектов (создание атомного и ракетного оружия и др.)

Широкомасштабное и целенаправленное использование внутренних государственных займов для решения задач форсированного социально-экономического развития

Государственная монополия внешней торговли как инструмент сглаживания колебаний международной экономической коньюктуры

Организация системы социальной защиты и регулирования уровня жизни граждан посредством формирования и использования общественных фондов потребления

Социалистическое соревнование и поощрение сознательного отношения к труду, как антитезис конкуренции и капиталистической «потогонной» системе


 

 

 В момент их формирования и внедрения этих инноваций в практику социального управления, некоторые из них являлись поистине революционными для своего времени.

Безусловно, далеко не все из нововведений советской эпохи выдержали испытание временем, однако немалая их часть была воспринята в странах Запада, творчески там переработана, и до настоящего времени используется по своему прямому назначению. Так, успехи социально-экономических преобразований в СССР и эффективность советской пропаганды идей коммунизма  в мире в 30-40-е годы двадцатого столетия, побудили страны Запада, и прежде всего США, сосредоточить свои усилия в области идеологического противостояния с Советским Союзом.

Со второй половины 40-х годов двадцатого века, напуганные ростом влияния СССР и коммунистической идеологии, правящая элита стран Запада начала энергично и целенаправленно формировать отрицательное отношение к Советскому Союзу.   В результате, уже в 1950 году в США был принят план национальной психологической войны против СССР и стран социалистического лагеря, созданы специальные органы контрпропаганды и психологической войны, с начала 60-х годов двадцатого века началось последовательное внедрение в сферу публичной политики методик и технологий информационно-психологического воздействия на общественное сознание.

Наконец, сама идея строительства нового общества, лишенная пороков и ужасов капитализма девятнадцатого – первой половины двадцатого столетия, под эгидой которой шло строительство социализма в СССР, была переформатирована на Западе в идею «общества всеобщего благоденствия», реализация которой позволила в 50-60-е годы прошлого века создать многочисленный средний класс, и обеспечить значительный рост личного потребления основной массы населения. 

Период с середины 50-х до середины 80-х гг. - этап послевоенного подъема народного хозяйства и дальнейшего развития производства. Эта была стадия превращения науки в непосредственную производительную силу, на которой она начала оказывать решающее значение на промышленное производство. Наука и техника слились в единое течение - научно-технический прогресс. Грандиозные научно-технические достижения Советского Союза в этот период сделали его одной из сильнейших научных держав мира, показав, что государственные приоритеты в образовании и науке оборачиваются открытиями и успехами в технологии и производстве. Среди наиболее ярких достижений: строительство первой в мире атомной электростанции в Обнинске и первого ледокола с атомной силовой установкой; запуск первого искусственного спутника земли и первого человека в космос, ознаменовавшие начало нового периода в жизни человеческой цивилизации и многие др. Начали развиваться новые отрасли промышленности - электронная и микроэлектронная (СССР в 1951 г. имел одну из самых передовых, в то время, ЭВМ в мире), атомная промышленность, производство синтетической продукции, биотехнология и др.

Советский Союз по показателям финансирования науки, по количеству научных публикаций, по подаваемым заявкам на изобретения прочно удерживал второе и третье место в мире, а по количеству занятых в НИОКР - первое.

В 1985 г. начало "Перестройки" повлекло за собой существенное изменение в развитии всей социально-экономической жизни общества.

Эти изменения глубоко затронули и научную деятельность, проводимую в стране. Одной из приоритетнейших задач стало, прежде всего, научно-техническое обновление производства и достижение высшего мирового уровня производительности труда. Интенсификация научной деятельности была направлена на достижение определенных экономических результатов.

Значительно усилились тенденции объединения науки и производства. Было проведено организационное слияние значительной части отраслевых НИИ с предприятиями и образование различных типов научно-производственных объединений (НПО). В машиностроительный комплекс, например, в состав НПО было включено более 80% НИИ и опытно-конструкторских организаций.

Получили также распространение территориально-отраслевые научно-технические программы, направленные на использование всех имеющихся предпосылок и факторов для успешного экономического роста. Первой из таких программ стала "Интенсификация-90", одной из задач которой было содействие повышение роли мелких и средних предприятий в ускорении экономического роста. И, как следствие, образование этих предприятий в различных областях экономики, в том числе и в научной отрасли.

Однако, несмотря на широко декларируемые программы по развитию и обновлению научного комплекса страны, интеллектуализации всех сторон жизни общества, правительство на деле ослабило свою заботу и внимание к нему. Начиная с 1985 г. показатели финансирования отрасли в постоянных ценах непрерывно падали. Так, объем финансирования науки в 1990 г. составлял уже только 60% от объема 1985 г. Уменьшение выделяемых средств отразилось и на результативности науки. Численность публикаций с 1986 г. перестала расти и в последующие годы непрерывно снижалась. Число авторских свидетельств, выданных национальным заявителям, уменьшилось в том же году по сравнению с 1980 г. на 25%, сократился и удельный вес СССР в мировом фонде изобретений.

СССР достиг самых грандиозных достижений в разнообразных сферах НИОКР, особенно в области освоения космического пространства, изучения новых источников энергии, квантовой физики и многих др.

Финансирование НИОКР в СССР было сильно централизованным и осуществлялось главным образом из двух основных источников: государственного бюджета и средств министерств и ведомств. В 1985 г. из 28 млрд руб., затраченных на развитие науки, 13,4 млрд руб. (около 50%) составляли средства государственного бюджета и еще половина - финансовые ресурсы министерств и др. народнохозяйственных структур. Средства из государственного бюджета использовались преимущественно для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных и социальных наук в академическом секторе НИОКР. Кроме того, бюджет СССР был основным источником финансирования научной работы в вузах. Финансирование индустриальных, экспериментальных и опытно-конструкторских работ шло за счет средств министерств и отраслевых ведомств, которые для улучшения финансирования промышленных НИОКР создали в 1968 г. "Единый фонд развития науки и техники, " объединив, тем самым, ресурсы многих министерств. Средства этого источника шли, в основном, на развитие исследований отраслевого сектора НИОКР СССР.

Информация о работе НТП и инновации