Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа
Цель исследования заключается во всестороннем анализе НТП и инноваций, выявлении присущих данным явлениям противоречий и тенденций развития.
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
• дать понятие и рассмотреть сущность НТП и инноваций
• определить особенности и значение НТП и развития инноваций
• выявить проблемы, касающиеся развития инноваций на современном этапе
Введение
I Теоретические основы изучения НТП и инноваций
I.1 Развитие взглядов экономистов теоретиков на НТП и инновации
а. Экономисты теоретики и сущности НТП
б. экономисты теоретики о инновациях
I.2 Опыт инновационного развития промышленно развитых стран и советская практика
а. Соединения достижений НТП и преимуществ социализма
б. Инновации в СССР
в. Основные этапы становления государственной инновационной политики промышленно развитых стран
г. Особенности государственной инновационной политики промышленно развитых стран
д. Ключевые факторы успеха инновационного развития в промышленно развитых странах
II Становление инновационной экономики в РФ
II.1 Основные проблемы развития инноваций в РФ
II.2 Направления развития инновационной экономики в РФ
Заключение
Список литературы
В СССР секретность оборонного комплекса, взаимоизоляция структур приводили к тому, что трансферт технологий из одного сектора в другой практически отсутствовал, что негативно влияло на развитие передовых гражданских технологий и отразилось на его отставании в новейших отраслях индустрии от других промышленно развитых стран.
Распределение научно-технических кадров по отраслям науки, концентрация их в отдельных, немногих областях служит индикатором значимости той или иной отрасли в развитии народного хозяйства страны, приоритете научно-технологического развития страны, целевой ориентации науки. В СССР структура занятых в НИОКР отличалась от подобной структуры развитых стран. Если в развитых странах в 1980 г. наибольшее количество исследователей (в США 25%) было сосредоточенно в области наук о жизни (биология, медицина), то в Советском Союзе подавляющее большинство ученых (47,5%) было занято исследованиями в области технических наук. Эта же отрасль имела и самое большое абсолютное количество докторов и кандидатов наук.
Динамика научных учреждений в период 1940-1986 гг. показывает их постоянный рост. В этот период их количество выросло более чем в 2 раза: с 2359 в 1940 г. до 5070 в 1986 г., а численность научно-исследовательских институтов увеличилась больше чем в 4 раза (с 786 до 3200). Следует отметить, что даже в критические годы Великой Отечественной войны численность научных учреждений не только не сократилась, но даже увеличилась.
Особенности организационной структуры НИОКР СССР, динамика финансирования и роста научного персонала позволяют сделать вывод о том, что наука в СССР была одной из наиболее динамичных и приоритетных отраслей народного хозяйства, "локомотивом" технологического и экономического прогресса нашей страны. Но в то же время она носила ярко выраженный технократический и военный характер с преобладанием исследований в отраслевом секторе НИОКР. При этом наибольшая доля финансовых ресурсов и научного персонала этого сектора были сконцентрированы на исследованиях оборонного комплекса. Кроме того, часть фундаментальных исследований, проводимых в академическом секторе, особенно в области ядерной физики, физики высоких и низких температур и др. отраслях знаний, прямо или косвенно оказывали влияние на создание новейших систем оружия массового уничтожения. Именно военная детерминация развития научных исследований привела к тому, что военная наука намного опережала в своем развитии другие сферы и области научных исследований и была самой продвинутой во всем мире. По мнению ряда экспертов, советские достижения и разработки новых видов ядерного оружия по уровню технологий опережали весь остальной мир более чем на десятилетие, а в области авиационной и космической техники не уступали ведущим военным державам.
История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры как стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, так и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативно-правового акта).
В Великобритании до начала 2000-х годов не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.
Инновационное развитие Японии и Швеции осуществлялось последовательно и имеет долгую историю. Тем не менее, в Швеции только в 2005-2008 гг. были определены 4 приоритетные сферы для финансирования НИОКР: медицина, биотехнологии, окружающая среда и устойчивое развитие, развитие в Швеции «центров высоких технологий», которые представляют собой соединение научно-исследовательских и коммерческих сил в интересах быстрой и эффективной коммерциализации инноваций.
В Ирландии также переход на инновационный путь развития был осуществлен сравнительно недавно. Правительство Ирландии в 2007 году выделило 8,2 млрд. евро на осуществление Стратегии науки, технологии и инноваций, которая предполагает улучшение человеческого капитала, физической инфраструктуры, развитие науки, технологии и инноваций с помощью различных проектов.
В Южной Корее первые программы инновационного развития были запущены с 1999 года, и развитие инновационного сектора очень быстро прогрессировало.
Государственная стратегия инноваций Испании была одобрена в 2010 году. Руководство по реализации ГСИ осуществляет Министерство науки и инноваций Испании (МНИ). На реализацию ГСИ из государственного бюджета страны в 2010 году было выделено 6720 млн. евро.
Основные направления проводимой в настоящее время региональной инновационной политики Нидерландов были заданы в 2003 году. Министерство экономических отношений реализовало программу «Путь к инновациям: борьба с Лиссабонскими амбициями», призванную улучшить инновационный климат, стимулировать компании к ведению инновационной деятельности и сосредоточению большего количества ресурсов в стратегически важных сферах.
С 1998 г. во Франции действует государственный план стимулирования патентования изобретений отечественными фирмами. В 1999 году был принят Закон об инновациях и научных исследованиях, призванный реорганизовать и модернизировать национальную инновационную систему в направлении более эффективной коммерциализации научно-исследовательского потенциала. Реализация закона привела к принятию целого ряда решений правительства и специального «инновационного плана» (2002 год), цель которых заключается в создании общей правовой базы, стимулирующей развитие партнерства между государственным научным сектором и негосударственными участниками инновационного процесса. С 2007-2008 гг. предпринимались точечные налоговые меры по поддержке инвестиций в инновации.
Первые попытки реализации инновационной политики в Дании предпринимались в начале 1980-х годов, когда правительство запустило программу технологического развития, направленную на развитие информационных технологий, считавшихся одной из приоритетных областей. За 20 лет Дания пережила полномасштабное преобразование применяемой экономической политики, – традиционная краткосрочная стабилизационная политика была заменена долгосрочной структурной политикой.
Швейцарское правительство реализует программы, направленные на переход государства от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях, начиная с 1950-х годов. В 90-х годах была создана структура государственных ведомств, курирующих становление экономики, основанной на знаниях, инновационной экономики, которая существует и в настоящее время. С 2007 года правительством определены приоритеты развития страны и намечены основные инновационные отрасли с перспективой промышленного внедрения, на которые выделяются основные государственные ресурсы.
Начало целенаправленного инновационного развития Германии относится к периоду после Второй Мировой войны, когда основную роль в формировании национальной инновационной системы играли государственные органы, определявшие направления ведения научно-исследовательской деятельности. В начальный период послевоенного восстановления Германии особую роль сыграла помощь США по плану Маршалла, в рамках которой предоставлялось финансирование предприятиям в наиболее развитых отраслях экономики – машиностроение, автомобильная промышленность, химическая промышленность и т.д. Начиная с 1950-х гг. совместно с американскими исследователями велись совместные работы в сферах космоса, авиации и атомной энергетики, в ходе которых страна получила доступ к американским разработкам.
Финансирование субъектов инновационной деятельности в Германии началось в 1950-х гг. с программ индивидуальной целевой поддержки определенных направлений. В период 1970-х гг. начали возникать первые венчурные фонды, направленные на развитие инновационных компаний в сфере малого бизнеса.
В 1970-х гг. начали реализовываться программы частно-государственного партнерства в научно-исследовательской сфере, благодаря чему доля бюджетной системы в расходах на НИОКР сократилась с 70% в 1970-х гг. до 30% в настоящее время.
Промышленность Финляндии смогла перейти на производство товаров с большим объемом добавленной стоимости в период с середины 60-х по 80-е гг. благодаря интенсивному партнерству государства и частного сектора. Роль пионера венчурного финансирования сыграл государственный фонд Sitra, который был создан в 1980-х гг., с начала 2000-х он стал главным инвестором в биотехнологиях.
Развитие инновационной системы Канады началось в середине 1940-х гг. и было во многом связано с успехами США в той же сфере. К этому времени были созданы определенные предпосылки для развития науки и технологий – сформирована система университетского образования, где параллельно проводились научные исследования, в том числе совместно с британскими и американскими учеными и учреждены государственные органы, целенаправленно занимавшиеся развитием науки.
В настоящее время основным документом, который регулирует развитие инновационной системы в Канаде, является принятая в 2007 г. стратегия «Мобилизация науки и технологий для достижения рыночных преимуществ Канады», которая предполагает развитие следующих направлений – защита экологии, энергетика и природные ресурсы, медицина и информационные технологии.
Современная американская государственная инновационная политика была сформирована во второй половине 1990-х годов: приоритет был обозначен в 1997 году, когда президент Б. Клинтон прочитал Конгрессу доклад «Наука и технология: формируя ХХI столетие». Кроме того, в предшествовавшие принятию этой политики годы государство провело демонополизацию различных отраслей экономики – энергетики, транспорта, связи. Благодаря такому снижению влияния крупных игроков в экономике, возможность выхода на рынок получили малые инновационные компании.
Экономика Израиля вплоть до 80-х гг. развивалась преимущественно экстенсивным путем. Основой высоких темпов роста являлось использование прибывшего в страну значительного числа иммигрантов, иностранной помощи, людских и ресурсов с контролируемых арабских территорий. В середине 80-х годов начинается плавный переход на путь инновационного развития: была проведена конверсия сферы НИОКР, которая состояла в переориентации разработок двойного назначения на обеспечение нужд гражданской промышленности, относительном сокращении чисто военных исследований и поощрении притока частных капиталов в создание и коммерческое использование невоенных технологий. В 2005 году был принят закон о НИОКР, согласно которому разрешается передача за рубеж ноу-хау, полученных в результате исследований, финансируемых государством.
В рамках курса на модернизацию национальной промышленности с середины 1980-х годов инновационная политика в Китае в условиях отсутствия законодательной базы реализовывалась путем выполнения целевых программ, направленных на освоение иностранных и разработку собственных высоких технологий. В 2002 г. были утверждены два основополагающих закона, заложивших правовую базу регулирования инновационной деятельности: закон КНР «О стимулировании средних и малых предприятий» и Закон КНР «О популяризации науки и техники». В октябре 2010 г. Госсоветом КНР опубликовано «Решение об ускорении развития новых стратегических отраслей».
Приведенный ниже анализ особенностей государственной инновационной политики стран направлен на выявление закономерностей в применении мер стимулирования инновационной активности. В основном, особенности связаны с использованием конкретных мер, направленных на ускорение инновационного развития (различного рода льгот, финансовой поддержки, мер по улучшению взаимодействия науки и бизнеса), а также с распределением роли государства и частного сектора в данных процессах.
В Великобритании практика государственного финансирования исследований реализуется как система «двойной поддержки». Стратегическое финансирование производится через единовременные субсидии. Параллельно Департамент инноваций, университетов и компетенций финансирует Исследовательские советы, которые, в свою очередь, финансируют исследования в стране на проектной основе. Таким образом, единовременные субсидии обеспечивают стабильность и стратегические ресурсы, которые университеты могут потратить в соответствии со своими приоритетами и программами развития, в то время как проектное финансирование со стороны Исследовательских советов обеспечивает энергичную конкуренцию между разными проектами.
В Великобритании создаются многочисленные инновационные центры 2х типов: ориентированные на разработку специфической технологии и продвижение ее использования; и сфокусированные на определенном секторе экономики или рынке (создаются для того, чтобы собрать вместе взаимодополняющие дисциплины науки, части технологической цепочки и т.п.). Подобные центры рассматриваются в качестве стратегических драйверов экономического развития на региональном уровне. Недостатком деятельности большинства таких центров инноваций и технологий является то, что они не интегрированы в национальную инновационную систему и часто не связаны с более широкими программами развития, например, с программами которые реализуются Советом по технологической стратегии.