НТП и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается во всестороннем анализе НТП и инноваций, выявлении присущих данным явлениям противоречий и тенденций развития.
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
• дать понятие и рассмотреть сущность НТП и инноваций
• определить особенности и значение НТП и развития инноваций
• выявить проблемы, касающиеся развития инноваций на современном этапе

Содержание

Введение
I Теоретические основы изучения НТП и инноваций
I.1 Развитие взглядов экономистов теоретиков на НТП и инновации
а. Экономисты теоретики и сущности НТП
б. экономисты теоретики о инновациях
I.2 Опыт инновационного развития промышленно развитых стран и советская практика
а. Соединения достижений НТП и преимуществ социализма
б. Инновации в СССР
в. Основные этапы становления государственной инновационной политики промышленно развитых стран
г. Особенности государственной инновационной политики промышленно развитых стран
д. Ключевые факторы успеха инновационного развития в промышленно развитых странах
II Становление инновационной экономики в РФ
II.1 Основные проблемы развития инноваций в РФ
II.2 Направления развития инновационной экономики в РФ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Таким образом, воспроизводство сложившейся структуры инвестиционных вложений не позволяет решать поставленную в государстве задачу перевода экономики на инновационный путь развития. 

Ключевыми проблемами развития инновационной деятельности в глобальном масштабе являются финансовые и экономические трудности. Потребность в увеличении затрат на развитие научно-технической сферы России обусловлена не только необходимостью достижения высокого уровня конкурентоспособности экономики, но и закрепления лидирующих позиций страны в мире.

Глобальная рецессия стимулирует процессы конкуренции и реструктуризации отраслей и компаний, позволяет сконцентрироваться на поиске эффективных технологических решений, способных обеспечить сокращение трудовых, материальных и финансовых издержек. Антикризисные решения должны обеспечивать приоритетность науки и инноваций в посткризисной структуре экономики.

Важным показателем, отражающим значимость технологического развития в экономике, выступают расходы на финансирование инновационной деятельности. Объем финансирования научной сферы в Российской Федерации постоянно снижается и составил в 2010 году 1,04% к ВВП. Важно отметить, что в странах, претендующих на инновационное лидерство (США, Япония и другие), в условиях нестабильного развития мировой экономики наблюдается увеличение объемов финансирования инновационной сферы в целях обеспечения конкурентоспособности научно-технического сектора и в перспективе.

Внутренние затраты на исследования и разработки в 2005 -2012 гг. (в % к ВВП)

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Россия

1,05

1,25

1,28

1,15

1,07

1,07

1,12

1,04

Австрия

1,94

2,14

2,26

2,26

2,45

2,47

2,54

2,68

Германия

2,45

2,49

2,52

2,49

2,49

2,53

2,53

2,64

Великобритания

1,81

1,79

1,75

1,68

1,73

1,75

1,79

1,77

Дания

...

2,51

2,58

2,49

2,46

2,48

2,55

2,72

Китай

0,90

1,07

1,13

1,23

1,34

1,42

1,44

1,54

Южная Корея

2,30

2,40

2,49

2,68

2,79

3,01

3,21

3,37

Сингапур

1,88

2,15

2,11

2,19

2,27

2,24

2,45

2,68

США

2,71

2,62

2,61

2,54

2,57

2,61

2,66

2,77

Финляндия

3,35

3,37

3,44

3,45

3,48

3,48

3,48

3,73

Франция

2,15

2,23

2,17

2,15

2,10

2,10

2,04

2,02

Швейцария

2,53

...

...

2,90

...

...

...

3,01

Швеция

...

...

3,85

3,62

3,60

3,74

3,61

3,75

Япония

3,04

3,17

3,20

3,17

3,32

3,41

3,44

3,42


 

 

Кроме того, в наиболее развитых странах доля собственных средств предпринимательских структур в общем объеме финансирования инновационной деятельности является превалирующей и постоянно растет. Наряду с этим в России доля частных компаний в общих затратах на исследования и опытно-конструкторские работы составляет около 6%, тогда как за рубежом – 65-75%2.

Сокращение объемов финансирования сектора научных исследований негативно сказалось как на числе организаций, выполнявших исследования и разработки, так и на численности их персонала (1992 год – 1532,6 тысяч человек, 2009 год – 742,4 тысяч человек).

Активизация инновационного процесса может быть обеспечена посредством эффективного функционирования комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни – инновационной инфраструктуры.

В настоящее время в России зарегистрировано более 145 технопарков, 90 инновационно-технологических центров, более 110 центров трансфера технологий, 17 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, 158 бизнес-инкубаторов и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем в настоящее время поддерживает информацию о 948 организациях инновационной инфраструктуры3. Тем не менее эффективность их функционирования в значительной степени сужена. 

Необходимость повышения инновационного потенциала российской экономики продиктована усилением развития процессов глобализации и потребностью в закреплении лидирующего положения России в мировом финансово-экономическом пространстве.

Ограниченность рыночных механизмов в области создания и освоения научно-технических разработок, а также высокорисковая, а потому не всегда привлекательная для инвесторов сфера обусловливают необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства, не замещающей при этом рыночные отношения. Расширение государственного участия в инновационном процессе должно проводиться по следующим направлениям:

- стимулирование исследовательской  деятельности: соблюдение уровня  бюджетных ассигнований на финансирование  научных исследований и разработок (до 4% расходной части федерального  бюджета) и дальнейшее его увеличение; более широкое включение форм бюджетной и грантовой поддержки фундаментальных и прикладных исследований и т.д.;

- стимулирование спроса на инновации: обеспечение государственного заказа  на инновационные продукты; бюджетное  финансирование целевых инновационных программ, хозяйствующих субъектов, осваивающих инновации; государственное кредитование приоритетных отраслей экономики и т.д.;

- развитие и повышение эффективности  функционирования организаций инновационной  инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современных условиях человечество в своем развитии вступило в стадию создания постиндустриальной экономики, главную роль в которой играют информационные технологии, компьютеризированные системы, высокие производственные технологии и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы, инновационная организация различных видов деятельности.

Научно – технический потенциал и инновации любой страны является основными двигателями экономик страны. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.

 Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств - единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента весьма непросто. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянном его изучении.

Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Эффективность инноваций зависит от ряда факторов – это действенность какого - либо результата, получаемого в ходе вложения инвестиций и всех ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию).

Научно-технический потенциал является непрерывным и сложным процессом открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно – технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

К настоящему времени в структурах, ответственных за оказание государственной поддержки научно – технического инновационного потенциала, в области инноваций, сложилась система среднесрочного планирования мероприятий на основе составления одно-, двухлетних программ и их финансирования на долевой основе бюджетами разных уровней. Программы эти имеют иерархическую структуру (федеральные, региональные, муниципальные), а их цель - согласование действий различных уровней власти и аккумулирование ресурсов для более полного охвата мерами поддержки предприятий в этой области, большое внимание, особенно в последнее время, обращено малому предпринимательству.

Без поддержки государства невозможно развивать и сохранять научно – технический, инновационный потенциал. Политика государства представляет собой совокупность форм, методов, направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

В стране имеющей мощный научно – технический потенциал, необходимо его поддерживать, развивать и сохранять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Антонова, И.В. Экономический рост и инновации: Учебное пособие / И. В. Антонова. – Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2004. – 143 с.

 
2. Баркер, А. Алхимия инноваций / А. Баркер. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 224 с. 

3. Бетехтина, Е.В., Пойсик, М.Г. Мировая практика формирования научно-технической политики. – Кишинев, 2000. – С 256.

 

4. Бовин, А.А.; Краковская, М.Я.; Чередникова, Л.Е. Концепции и практика управления инновациями: Учеб. пособие / Новосиб. гос. акад. экономики и упр. - Новосибирск, 2002. – С 329. 

4. Гительман, Леонид Давидович. Центры компетенций - прогрессивная форма организации инновационной деятельности / Л. Д. Гительман, М. В. Кожевников // Инновации. - 2013. - № 10. - С. 92-98. - (Право. Менеджмент. Маркетинг). - Библиогр.: с. 98

 

5. Глазьев, С.А. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации отечественной экономики (предложения на 2013—2014 гг.) / РЭЖ, 2013. — № 3. 

6. Гохберг, Л.М. Новая инновационная система для "новой экономики"/ Л.М. Гохберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С 311. 

7. Дабагов, А. Инновационный бизнес в России: недекларируемая реальность / А. Дабагов // Российское предпринимательство. – 2012. – № 2. – С. 88-91. 

8. Дагаев, А.А. Экономический рост и глобализация технологического развития / А. А. Дагаев. - Менеджмент в России и за рубежом, 2001. – 216 с. 

9. Ермишин, П.Г. Основы экономической теории/ П.Г. Ермишин. - М.: БЭК, 2002. – 376 с. 

10. Зубов, В.П. Из истории мировой науки: Избранные труды 1921-1963 / В.П. Зубов.- С-П., 2006. – 459 с. 

11. Киреева, А.В. Правовые основы инновационной деятельности в Российской Федерации: учебное пособие/ А.В. Киреева – М.: МФТИ. – 2007. – 120 с. 

12. Клинов, В.Г. Волновая природа научно-технического прогресса и большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства/ Общество и экономика, 2002. - № 6. 

13. Макаренко, В.С. О развитии человеческого потенциала в РФ/ Общество и экономика, 2002. - №6. 

14. Масленникова Н.П., Желтенков А.В. Менеджмент в инновационной сфере: учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 536 с. 

15. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник/ В.Г. Медынский -М.: ИНФРА-М. - 2008. – 295 с. 

16. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия/ Российское предпринимательство. - 2005. - №9. 

17. Монастырный Е.А. Проблемы статистики инноваций и пути их решения/Инновации. - 2006. - №8, 107 - 109 с.

 

18. Прахалад, К. К. Пространство бизнес-инноваций : создание ценности совместно с потребителем : пер. с англ. / К. К. Прахалад, М. С. Кришнан. – М. : Альпина Паблишерз: Юрайт, 2011. – 255 с 
 
19. Савельева Л. , Митрофанова Н. По какому рецепту лечить экономику // Экономика и жизнь. 2003. № 3 

20. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венгр. - М.: Прогресс. - 2000. 

21. Степин, В.С., Горохов, В.Г, Розов, М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 2006 г 

21. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ./ Б. Твисс - М.: Экономика. – 1989.- С289.

 

22. Фасхиев, Х. А. Модель управления инновационной деятельностью предприятия / Х. А. Фасхиев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 11-28. 

23. Хотяшева, О. Современные формы и методы организации инновационной деятельности // Проблемы современной российской и зарубежной экономики. - М., 2001 . - Вып. 1. - C. 40-55. 

23. Цой Л.Н. Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций. От инновации к консервации: инноватор в практике. – [Электронный ресурс]. - http://www.orc.ru/~tsoi/ 

25. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: «Прогресс», 2005. 

26. Яковлев А.Е., Плеханов А.В. Научно-технический прогресс и инновации в современной экономике: учебное пособие. – М.: «Знание», 2007. 

Информация о работе НТП и инновации