Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа
Цель исследования заключается во всестороннем анализе НТП и инноваций, выявлении присущих данным явлениям противоречий и тенденций развития.
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
• дать понятие и рассмотреть сущность НТП и инноваций
• определить особенности и значение НТП и развития инноваций
• выявить проблемы, касающиеся развития инноваций на современном этапе
Введение
I Теоретические основы изучения НТП и инноваций
I.1 Развитие взглядов экономистов теоретиков на НТП и инновации
а. Экономисты теоретики и сущности НТП
б. экономисты теоретики о инновациях
I.2 Опыт инновационного развития промышленно развитых стран и советская практика
а. Соединения достижений НТП и преимуществ социализма
б. Инновации в СССР
в. Основные этапы становления государственной инновационной политики промышленно развитых стран
г. Особенности государственной инновационной политики промышленно развитых стран
д. Ключевые факторы успеха инновационного развития в промышленно развитых странах
II Становление инновационной экономики в РФ
II.1 Основные проблемы развития инноваций в РФ
II.2 Направления развития инновационной экономики в РФ
Заключение
Список литературы
Таким образом, воспроизводство сложившейся структуры инвестиционных вложений не позволяет решать поставленную в государстве задачу перевода экономики на инновационный путь развития.
Ключевыми проблемами развития инновационной деятельности в глобальном масштабе являются финансовые и экономические трудности. Потребность в увеличении затрат на развитие научно-технической сферы России обусловлена не только необходимостью достижения высокого уровня конкурентоспособности экономики, но и закрепления лидирующих позиций страны в мире.
Глобальная рецессия стимулирует процессы конкуренции и реструктуризации отраслей и компаний, позволяет сконцентрироваться на поиске эффективных технологических решений, способных обеспечить сокращение трудовых, материальных и финансовых издержек. Антикризисные решения должны обеспечивать приоритетность науки и инноваций в посткризисной структуре экономики.
Важным показателем, отражающим значимость технологического развития в экономике, выступают расходы на финансирование инновационной деятельности. Объем финансирования научной сферы в Российской Федерации постоянно снижается и составил в 2010 году 1,04% к ВВП. Важно отметить, что в странах, претендующих на инновационное лидерство (США, Япония и другие), в условиях нестабильного развития мировой экономики наблюдается увеличение объемов финансирования инновационной сферы в целях обеспечения конкурентоспособности научно-технического сектора и в перспективе.
Внутренние затраты на исследования и разработки в 2005 -2012 гг. (в % к ВВП)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Россия |
1,05 |
1,25 |
1,28 |
1,15 |
1,07 |
1,07 |
1,12 |
1,04 |
Австрия |
1,94 |
2,14 |
2,26 |
2,26 |
2,45 |
2,47 |
2,54 |
2,68 |
Германия |
2,45 |
2,49 |
2,52 |
2,49 |
2,49 |
2,53 |
2,53 |
2,64 |
Великобритания |
1,81 |
1,79 |
1,75 |
1,68 |
1,73 |
1,75 |
1,79 |
1,77 |
Дания |
... |
2,51 |
2,58 |
2,49 |
2,46 |
2,48 |
2,55 |
2,72 |
Китай |
0,90 |
1,07 |
1,13 |
1,23 |
1,34 |
1,42 |
1,44 |
1,54 |
Южная Корея |
2,30 |
2,40 |
2,49 |
2,68 |
2,79 |
3,01 |
3,21 |
3,37 |
Сингапур |
1,88 |
2,15 |
2,11 |
2,19 |
2,27 |
2,24 |
2,45 |
2,68 |
США |
2,71 |
2,62 |
2,61 |
2,54 |
2,57 |
2,61 |
2,66 |
2,77 |
Финляндия |
3,35 |
3,37 |
3,44 |
3,45 |
3,48 |
3,48 |
3,48 |
3,73 |
Франция |
2,15 |
2,23 |
2,17 |
2,15 |
2,10 |
2,10 |
2,04 |
2,02 |
Швейцария |
2,53 |
... |
... |
2,90 |
... |
... |
... |
3,01 |
Швеция |
... |
... |
3,85 |
3,62 |
3,60 |
3,74 |
3,61 |
3,75 |
Япония |
3,04 |
3,17 |
3,20 |
3,17 |
3,32 |
3,41 |
3,44 |
3,42 |
Кроме того, в наиболее развитых странах доля собственных средств предпринимательских структур в общем объеме финансирования инновационной деятельности является превалирующей и постоянно растет. Наряду с этим в России доля частных компаний в общих затратах на исследования и опытно-конструкторские работы составляет около 6%, тогда как за рубежом – 65-75%2.
Сокращение объемов финансирования сектора научных исследований негативно сказалось как на числе организаций, выполнявших исследования и разработки, так и на численности их персонала (1992 год – 1532,6 тысяч человек, 2009 год – 742,4 тысяч человек).
Активизация инновационного процесса может быть обеспечена посредством эффективного функционирования комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни – инновационной инфраструктуры.
В настоящее время в России зарегистрировано более 145 технопарков, 90 инновационно-технологических центров, более 110 центров трансфера технологий, 17 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, 158 бизнес-инкубаторов и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем в настоящее время поддерживает информацию о 948 организациях инновационной инфраструктуры3. Тем не менее эффективность их функционирования в значительной степени сужена.
Необходимость повышения инновационного потенциала российской экономики продиктована усилением развития процессов глобализации и потребностью в закреплении лидирующего положения России в мировом финансово-экономическом пространстве.
Ограниченность рыночных механизмов в области создания и освоения научно-технических разработок, а также высокорисковая, а потому не всегда привлекательная для инвесторов сфера обусловливают необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства, не замещающей при этом рыночные отношения. Расширение государственного участия в инновационном процессе должно проводиться по следующим направлениям:
- стимулирование
- стимулирование спроса на
- развитие и повышение
Заключение
В современных условиях человечество в своем развитии вступило в стадию создания постиндустриальной экономики, главную роль в которой играют информационные технологии, компьютеризированные системы, высокие производственные технологии и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы, инновационная организация различных видов деятельности.
Научно – технический потенциал и инновации любой страны является основными двигателями экономик страны. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.
Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств - единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента весьма непросто. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянном его изучении.
Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.
Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Эффективность инноваций зависит от ряда факторов – это действенность какого - либо результата, получаемого в ходе вложения инвестиций и всех ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию).
Научно-технический потенциал является непрерывным и сложным процессом открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно – технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
К настоящему времени в структурах, ответственных за оказание государственной поддержки научно – технического инновационного потенциала, в области инноваций, сложилась система среднесрочного планирования мероприятий на основе составления одно-, двухлетних программ и их финансирования на долевой основе бюджетами разных уровней. Программы эти имеют иерархическую структуру (федеральные, региональные, муниципальные), а их цель - согласование действий различных уровней власти и аккумулирование ресурсов для более полного охвата мерами поддержки предприятий в этой области, большое внимание, особенно в последнее время, обращено малому предпринимательству.
Без поддержки государства невозможно развивать и сохранять научно – технический, инновационный потенциал. Политика государства представляет собой совокупность форм, методов, направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
В стране имеющей мощный научно – технический потенциал, необходимо его поддерживать, развивать и сохранять.
Список литературы
1. Антонова, И.В. Экономический рост и инновации: Учебное пособие / И. В. Антонова. – Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2004. – 143 с.
2. Баркер, А. Алхимия инноваций
/ А. Баркер. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 224
с.
3. Бетехтина, Е.В., Пойсик, М.Г. Мировая практика формирования научно-технической политики. – Кишинев, 2000. – С 256.
4. Бовин, А.А.; Краковская, М.Я.;
Чередникова, Л.Е. Концепции и практика
управления инновациями: Учеб. пособие
/ Новосиб. гос. акад. экономики и упр. -
Новосибирск, 2002. – С 329.
4. Гительман, Леонид Давидович. Центры компетенций - прогрессивная форма организации инновационной деятельности / Л. Д. Гительман, М. В. Кожевников // Инновации. - 2013. - № 10. - С. 92-98. - (Право. Менеджмент. Маркетинг). - Библиогр.: с. 98
5. Глазьев, С.А. Снова к альтернативной
системе мер государственной политики
модернизации отечественной экономики
(предложения на 2013—2014 гг.) / РЭЖ, 2013. —
№ 3.
6. Гохберг, Л.М. Новая инновационная
система для "новой экономики"/ Л.М.
Гохберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С 311.
7. Дабагов, А. Инновационный бизнес
в России: недекларируемая реальность
/ А. Дабагов // Российское предпринимательство.
– 2012. – № 2. – С. 88-91.
8. Дагаев, А.А. Экономический рост
и глобализация технологического развития
/ А. А. Дагаев. - Менеджмент в России и за
рубежом, 2001. – 216 с.
9. Ермишин, П.Г. Основы экономической
теории/ П.Г. Ермишин. - М.: БЭК, 2002. – 376 с.
10. Зубов, В.П. Из истории мировой
науки: Избранные труды 1921-1963 / В.П. Зубов.-
С-П., 2006. – 459 с.
11. Киреева, А.В. Правовые основы
инновационной деятельности в Российской
Федерации: учебное пособие/ А.В. Киреева
– М.: МФТИ. – 2007. – 120 с.
12. Клинов, В.Г. Волновая природа
научно-технического прогресса и большие
циклы конъюнктуры мирового хозяйства/
Общество и экономика, 2002. - № 6.
13. Макаренко, В.С. О развитии человеческого
потенциала в РФ/ Общество и экономика,
2002. - №6.
14. Масленникова Н.П., Желтенков
А.В. Менеджмент в инновационной сфере:
учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.
– 536 с.
15. Медынский В.Г. Инновационный
менеджмент: Учебник/ В.Г. Медынский -М.:
ИНФРА-М. - 2008. – 295 с.
16. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная
активность как фактор повышения конкурентоспособности
предприятия/ Российское предпринимательство.
- 2005. - №9.
17. Монастырный Е.А. Проблемы статистики инноваций и пути их решения/Инновации. - 2006. - №8, 107 - 109 с.
18. Прахалад, К. К. Пространство
бизнес-инноваций : создание ценности
совместно с потребителем : пер. с англ.
/ К. К. Прахалад, М. С. Кришнан. – М. : Альпина
Паблишерз: Юрайт, 2011. – 255 с
19. Савельева Л. , Митрофанова Н.
По какому рецепту лечить экономику //
Экономика и жизнь. 2003. № 3
20. Санто Б. Инновация как средство
экономического развития. Пер. с венгр.
- М.: Прогресс. - 2000.
21. Степин, В.С., Горохов, В.Г, Розов,
М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика,
2006 г
21. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ./ Б. Твисс - М.: Экономика. – 1989.- С289.
22. Фасхиев, Х. А. Модель управления
инновационной деятельностью предприятия
/ Х. А. Фасхиев // Менеджмент в России и
за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 11-28.
23. Хотяшева, О. Современные формы
и методы организации инновационной деятельности
// Проблемы современной российской и зарубежной
экономики. - М., 2001 . - Вып. 1. - C. 40-55.
23. Цой Л.Н. Конфликт как существенная
характеристика социальных взаимодействий
в условиях инноваций. От инновации к консервации:
инноватор в практике. – [Электронный
ресурс]. - http://www.orc.ru/~tsoi/
25. Шумпетер Й. Теория экономического
развития. – М.: «Прогресс», 2005.
26. Яковлев А.Е., Плеханов А.В. Научно-технический
прогресс и инновации в современной экономике:
учебное пособие. – М.: «Знание», 2007.