Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 08:59, курсовая работа
Переход к рынку в Российской Федерации вызвал большие изменения в сфере экономических отношений. Современное состояние российской экономики характеризуется высоким уровнем нестабильности. Глубокие и масштабные преобразования, происходящие в последние десять лет в России, не только обнажили противоречия, существовавшие в экономических отношениях нашего государства, но и сформировали новые угрозы, возможно, более существенные с точки зрения последствий воздействия на экономику. Угрозы экономической безопасности страны обусловливают необходимость создания системы государственного управления и контроля за экономической безопасностью.
2.2 Внутриэкономическая безопасность
Региональный уровень экономической безопасности.
К наиболее вероятным угрозам развития экономической безопасности России относятся угрозы возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов России. Важнейшими факторами угроз являются:
- объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве.
- нарушение производственно-технических связей между предприятиями отдельных городов России.
- увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ.
- усиление национального сепаратизма, которому способствует этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных образований.
Разница в отношениях с федеральным бюджетом некоторых субъектов Федерации, появившихся в середине 90-х годов, ведет к невозможности реализации фундаментального конституционного принципа равноправия для всех субъектов Федерации.
Происходит дальнейшее падение уровня социально-экономического развития в отсталых и слабоосвоенных районах с экстремальными природно-климатическими условиями в силу острой неконкурентоспособности местных производств и практически стихийного оттока населения из районов Севера. Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производственных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
Так в 1997 году 11 регионов (г. Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Свердловская, Нижегородская, Пермская области, республики Татарстан и Башкоторстан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) обеспечили 66% доходов в федеральный бюджет. И если на данный момент положение в связи с ростом российской экономики немного изменилось, диспропорции в развитии регионов сохраняются. Об этом можно судить по уровню покупательной способности населения 20 первых регионов России, приведённому в таблице 1, и по уровню концентрации доходов населения приведенному в таблице 2.
Таблица 1 — Двадцать лучших регионов России по уровню покупательной способности населения
Рейтинг инвестиционного потенциала в 1999 – 2000 гг. |
Регион |
Соотношение доходов населения и прожиточного минимума |
1 |
Москва |
7,76 |
5 |
Ханты-Мансийский АО |
5,26 |
19 |
Ямало-Ненецкий АО |
5,01 |
32 |
Тюменская область |
4,39 |
33 |
Республика Коми |
3,77 |
Рейтинг инвестиционного потенциала в 1999 – 2000 гг. |
Регион |
Соотношение доходов населения и прожиточного минимума |
26 |
Мурманская область |
3,24 |
7 |
Самарская область |
3,10 |
63 |
Республика Северная Осетия-Алания |
3,03 |
6 |
Красноярский край |
2,99 |
8 |
Республика Татарстан |
2,81 |
62 |
Новгородская область |
2,71 |
12 |
Челябинская область |
2,66 |
17 |
Республика Саха (Якутия) |
2,63 |
55 |
Тамбовская область |
2,61 |
48 |
Томская область |
2,60 |
13 |
Кемеровская область |
2,58 |
9 |
Пермская область |
2,54 |
11 |
Республика Башкортостан |
2,54 |
16 |
Иркутская область |
2,51 |
10 |
Краснодарский край |
2,50 |
Таблица 2 — Двадцать первых регионов России с наибольшей концентрацией доходов населения.
Рейтинг инвестиционного потенциала 1999 – 2000гг. |
Регион |
Доля в общероссийских доходах (%). |
1 |
Москва |
25,15 |
2 |
Санкт-Петербург |
3,85 |
3 |
Московская область |
3,39 |
7 |
Самарская область |
2,61 |
4 |
Свердловская область |
2,48 |
5 |
Ханты-Мансийский АО |
2,45 |
10 |
Краснодарский край |
2,36 |
15 |
Ростовская область |
2,25 |
6 |
Красноярский край |
2,11 |
11 |
Республика Башкортостан |
2,10 |
12 |
Челябинская область |
2,06 |
8 |
Республика Татарстан |
2,02 |
13 |
Кемеровская область |
2,02 |
16 |
Иркутская область |
1,87 |
9 |
Пермская область |
1,83 |
14 |
Нижегородская область |
1,50 |
17 |
Республика Саха (Якутия) |
1,49 |
18 |
Новосибирская область |
1,40 |
21 |
Саратовская область |
1,26 |
20 |
Приморский край |
1,24 |
Из приведённой выше таблицы
видно, что на долю 20-ти первых
регионов с наибольшей
В общих чертах структура формирования региональной экономической безопасности России – это, прежде всего комплекс экономических, геополитических, экологических правовых и иных условий, которые призваны обеспечивать:
- предпосылки для выживания и сохранения её региональных структур в
условиях кризиса и будущего развития.
- защиту жизненно важных интересов страны и её территорий в отношении ресурсного потенциала.
- создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий.
- конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны.
- условия и образ жизни, достойные цивилизованного человека и возможности устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.
Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность её развития.
Авторы «Направлений» обоснованно считают, что «активное включение России в процесс экономической глобализации… должно использоваться для усиления внутренней экономической интеграции». И предлагают для этого развивать трансконтинентальные коммуникации, сдерживая рост тарифов на перевозку грузов на дальние расстояния.
Макроэкономические показатели
Первая группа индикаторов экономической безопасности касается производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важными здесь считаются пороговые значения по общему объему производства. Принята следующая величина пороговых значений: объем ВВП в целом – в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семерки», на душу населения – 50% от среднего по «семерке», и 100% - от среднемирового показателя ВВП. По размерам ВВП Россия занимала в 1999 году 14 место после США, Китая, Японии, Германии, Индии, Франции, Великобритании, Италии, Бразилии, Мексики, Канады, Испании и Южной Кореи. По паритету покупательной способности ВВП составлял порядка 700 млн. долларов, что составляет 27% от среднего по «семерке», на душу населения – примерно 18% от среднего по «семерке», и 24% - от среднемирового.
Пороговые значения для индикаторов, характеризующих структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве: доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности – 70%, машиностроения – 20%, доля импорта во внутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольственного – 25%.
Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения. Пороговые индикаторы продолжительности жизни – 70 лет, показателя безработицы – 7%.
По данным Госкомстата за 1999 год средняя продолжительность жизни – 64 года, а показатель безработицы находился на уровне 10% (по методике МОТ).
Третьей, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния:
- пороговый объем внутреннего долга в % к ВВП – 30%(сейчас примерно 17% ВВП);
- пороговый объем внешнего долга в % к ВВП – 25% (сейчас примерно 54%ВВП);
- дефицит бюджета в % к ВВП – 5%;
- пороговое значение объема иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей – 25% (более 100% на сегодняшний день);
- пороговое значение денежной массы (М2) в % к ВВП – 50% (порядка 20 – 21% на данный момент).
Наибольшую угрозу экономической безопасности России в настоящий момент представляют показатели денежной массы и внешнего долга. рыночной экономике для развития требуется гораздо больше живых денег, это является одной из причин значительной долларизации денежного обращения. На 2003-2004 годы приходятся пиковые выплаты по внешней задолженности государства, составляющие 14 и 17 млрд. долларов соответственно, что составляет порядка 33% и 41% федерального бюджета. Это очень тяжелая нагрузка на Россию, особенно в свете предстоящего падения цен на нефть и металлы на мировом рынке. Правительство решило использовать часть профицита бюджета на создание накопительного фонда для выплаты внешней задолженности, однако правильнее было бы не замораживать эти средства на счете, а вложить их в виде инвестиций в российскую экономику.
2.3 Внешнеэкономическая безопасность
Проблемы ближнего и дальнего зарубежья
Основной проблемой внешнеэкономической безопасности является стремительное сокращение доли российской наукоёмкой и трудоёмкой продукции на зарубежных рынках.
На данный момент против России действует 55 антидемпинговых постановлений по различным видам продукции. Некоторые из них были введены вполне обоснованно, т.к. с либерализацией внешнеэкономической деятельности российские предприятия стали выходить на рынок с товаром по демпинговым ценам, конкурируя не только с местными поставщиками, но и между собой. Чего опытные иностранные компании давно себе не позволяют, справедливо полагая, что ценовые войны могут только ухудшить положение всех без исключения игроков на рынке. Часть антидемпинговых мер была введена без реального обоснования. Рынок продукции с высокой добавленной стоимостью давно жестко поделен между различными иностранными компаниями. Нас достаточно легко пускают только на сырьевые рынки, т.к. продажа необработанного сырья выгодна странами импортерам.
Например, мы по бросовым ценам торговали и продолжаем торговать со скандинавскими странами лесом и пиломатериалами. А затем покупаем у них дорогие мебельные гарнитуры, сделанные из этого леса. И подобных примеров множество. Для повышения прибыльности добычи нефти её надо подвергать глубокой переработке, развивать химическую промышленность. В прошлом году произошло реформирование импортных таможенных пошлин, для простоты работы таможенников оставили всего 4 ставки: 5, 10, 15 и 20%. По величине среднего таможенного тарифа, составляющем примерно 11%, Россия является одним из лидеров в мировой практике по открытости рынка. Правительство считает, что нашим внутренним производителям не хватает здоровой конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Серьезной проблемой ближнего зарубежья является одностороннее возмещение НДС Россией соседями по СНГ. В то время как российским производителям НДС практически не возвращается, и их экспортная продукция облагается двойным налогообложением сначала в России, затем в странах импортерах.
Меры ᴎ ᴍеханᴎзᴍы эĸоноᴍᴎчесĸой поᴫᴎтᴎĸᴎ, разрабатыʙаеᴍые ᴎ реаᴫᴎзуеᴍые на федераᴫьноᴍ ᴎ регᴎонаᴫьных уроʙнях, доᴫжны быть напраʙᴫены на предотʙращенᴎе ʙнутреннᴎх ᴎ ʙнешнᴎх угроз эĸоноᴍᴎчесĸой безопасностᴎ Россᴎйсĸой Федерацᴎᴎ.
- монᴎторᴎнг фаĸтороʙ, опредеᴫяющᴎх угрозы эĸоноᴍᴎчесĸой безопасностᴎ Россᴎйсĸой Федерацᴎᴎ. Важнейшᴎᴍᴎ эᴫеᴍентаᴍᴎ ᴍеханᴎзᴍа обеспеченᴎя эĸоноᴍᴎчесĸой безопасностᴎ Россᴎйсĸой Федерацᴎᴎ яʙᴫяются ᴍонᴎторᴎнг ᴎ прогнозᴎроʙанᴎе фаĸтороʙ, опредеᴫяющᴎх угрозы эĸоноᴍᴎчесĸой безопасностᴎ. Монᴎторᴎнг ĸаĸ оператᴎʙная ᴎнфорᴍацᴎонно-анаᴫᴎтᴎчесĸая сᴎстеᴍа набᴫюденᴎй за дᴎнаᴍᴎĸой поĸазатеᴫей безопасностᴎ эĸоноᴍᴎĸᴎ ᴎᴍеет боᴫьшое значенᴎе дᴫя переходного состоянᴎя эĸоноᴍᴎĸᴎ прᴎ наᴫᴎчᴎᴎ серьезных ᴍежотрасᴫеʙых пропорцᴎй ᴎ острой недостаточностᴎ ресурсоʙ (прежде ʙсего фᴎнансоʙых).
- разработĸа ĸрᴎтерᴎеʙ ᴎ параᴍетроʙ (порогоʙых значенᴎй) эĸоноᴍᴎчесĸой безопасностᴎ Россᴎйсĸой Федерацᴎᴎ Дᴫя реаᴫᴎзацᴎᴎ Государстʙенной стратегᴎᴎ доᴫжны быть разработаны ĸоᴫᴎчестʙенные ᴎ ĸачестʙенные параᴍетры (порогоʙые значенᴎя) состоянᴎя эĸоноᴍᴎĸᴎ, ʙыход за предеᴫы ĸоторых ʙызыʙает угрозу эĸоноᴍᴎчесĸой безопасностᴎ страны, хараĸтерᴎзующᴎе:
1) Дᴎнаᴍᴎĸу ᴎ струĸтуру ʙаᴫоʙого ʙнутреннего продуĸта, поĸазатеᴫᴎ объеᴍоʙ ᴎ теᴍпоʙ проᴍышᴫенного проᴎзʙодстʙа, отрасᴫеʙую ᴎ регᴎонаᴫьную струĸтуру хозяйстʙа ᴎ дᴎнаᴍᴎĸу отдеᴫьных отрасᴫей, ĸапᴎтаᴫьные ʙᴫоженᴎя ᴎ тоᴍу подобное;
2) Состоянᴎе прᴎродно-ресурсного, проᴎзʙодстʙенного ᴎ научно-технᴎчесĸого потенцᴎаᴫа страны;
3) Способность хозяйстʙенного ᴍеханᴎзᴍа адаптᴎроʙаться ĸ ᴍеняющᴎᴍся ʙнутреннᴎᴍ ᴎ ʙнешнᴎᴍ фаĸтораᴍ;
4) Состоянᴎе фᴎнансоʙо-бюджетной ᴎ ĸредᴎтной сᴎстеᴍ;
5) Качестʙо жᴎзнᴎ насеᴫенᴎя.
- деятеᴫьность государстʙа по обеспеченᴎю эĸоноᴍᴎчесĸой безопасностᴎ
Россᴎйсĸой Федерацᴎᴎ осущестʙᴫяется по сᴫедующᴎᴍ осноʙныᴍ напраʙᴫенᴎяᴍ:
- выяʙᴫенᴎе сᴫучаеʙ, ĸогда фаĸтᴎчесĸᴎе ᴎᴫᴎ прогнозᴎруеᴍые параᴍетры эĸоноᴍᴎчесĸого разʙᴎтᴎя отĸᴫоняются от порогоʙых значенᴎй эĸоноᴍᴎчесĸой безопасностᴎ, ᴎ разработĸа ĸоᴍпᴫеĸсных государстʙенных ᴍер по ʙыходу страны ᴎз зоны опасностᴎ.
Информация о работе Наиональная экономическая безопасность и условия ее обеспечения