Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:24, реферат
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.
Введение…………………………………………………………….
1. Глава 1. Налоги: Эволюция, определения и формы……………
2. Глава 2. Принципы налоговой политики и функции налогов….
3. 2.1 Основные принципы налогообложения…………..…...
4. 2.2 Функции налогообложения……………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………….
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
ГЛАВА 2
Принципы налоговой политики и функции налогов.
2.1 Основные принципы налогообложения.
Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:
3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).
4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).
5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).
6.Налоговая система
должна обеспечивать
По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Наиболее характерным примером его применения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии.
Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспеченного.4
2.2 Функции налогообложения
Функции налогообложения - это проявление
его сущности и свойств. В первую очередь,
в налогах непосредственно реализуется
их социальное назначение как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения
доходов государства.
На практическом уровне налогообложение
выполняет несколько функций,
в каждой из которых реализуется то или
иное назначение налогов. Взаимодействуя
между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения,
можно сделать вывод, что на данном этапе
налоги выполняют следующие основные
функции: фискальную; распределительную
(социальную); регулирующую;
контрольную; поощрительную.
Фискальная функция
Фиск (от латинского
fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э.,
- единый общегосударственный центр Римской
империи, куда стекались все виды доходов,
налогов и сборов, производились
государственные расходы и т.д. (отсюда
происходит обозначение термином "фиск"
государственной казны).
Фискальная функция является основной
функцией налогообложения. Посредством
данной функции реализуется главное
предназначение налогов: формирование
и мобилизация финансовых ресурсов государства,
а также аккумулирование в бюджете средств
для выполнения общегосударственных или
целевых государственных программ. Все
остальные функции налогообложения можно
назвать производными от фискальной.
Распределительная функция
Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально- распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Регулирующая функция
По мнению, крупного английского экономиста
Дж. Кейнса, налоги существуют
в обществе исключительно для регулирования
экономических отношений.
Регулирующая функция направлена
на достижение посредством налоговых
механизмов тех или иных задач налоговой
политики государства. Эта функция имеет
три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую
и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция направлена
на поддержку развития тех или иных экономических
процессов. Они реализуются через систему
льгот и освобождений от налогов.
Нынешняя система налогообложения представляет
широкий набор налоговых льгот
малым предприятиям, предприятиям инвалидов,
сельскохозяйственным производителям,
организациям, осуществляющим капитальные
вложения в производство и благотворительную
деятельность, и т.д.
Дестимулирующая подфункция, напротив,
направлена на установление через налоговое
бремя препятствий для развития каких-либо
экономических процессов. Это осуществляется
путем введения повышенных ставок налогов
(так, для казино до 2001 года была установлена
ставка налога на прибыль в размере
90%), установления налога на вывоз
капитала, повышенных таможенных пошлин,
налога на имущество, акцизов
и других.
Воспроизводственная подфункция предназначена
для аккумуляции средств на восстановление
используемых ресурсов. Эту подфункцию
выполняют отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, плата за воду.
Нужно отметить, что налоговое
стимулирование инвестиций, сельского
хозяйства и других отраслей народного
хозяйства в отрыве от прочих экономических
факторов не приносит желаемого результата,
поскольку инвестиционные процессы обусловлены
не налоговыми льготами, а потребностями
развития производства и расширения бизнеса.5
В то же время регулирующая функция
налогов действует сразу и непосредственно
при дестимулирующем налоговом
подходе. Создание непомерного налогового
бремени практически всегда влечет спад
производства из-за потери его эффективности.
Так, например, непомерный налоговый
гнет на российское крестьянство в 30-х
годах XX века (под видом классовой борьбы
с кулачеством) привел к его ликвидации
за несколько лет. В наше время введение
70%-ного налога на прибыль от деятельности,
связанной с видеопоказом, привело к исчезновению
видеосалонов, пользовавшихся большой
популярностью у населения в конце 80-х
- начале 90-х годов. Дестимулирование импорта
путем установления повышенных пошлин
(политика протекционизма) также влечет
за собой резкое сокращение ввоза тех
или иных товаров.
Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом. Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности.
Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.
Выполнение регулирующей
и стимулирующей функций
Однако между
стимулирующей и регулирующей
функциями налогов есть
Заключение
Применение налогов
является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Кроме того, являясь фактором
перераспределения
а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.7
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Московский
государственный университет
Реферат
на тему
« Налоги, принципы и функции налогообложения»
Ташкент 2014