Налоговая система России и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2. дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
3. выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...... 3

Теоретические основы налоговой системы РФ

История становление налоговой системы в России…………....................................................................................... 5
Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ……………………………………………….................... 10
Правовое регулирование налоговой системы РФ………………….. 15
Анализ функционирования налоговой системы
Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы……………………………………………………………... 22

Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ в 2011 году………………………………... 24
Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.1. Предложения по совершенствованию налогового регулирования.. 27
3.2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и
плановый период 2013-2014 годов………………………………….. 29
3.3 Перспективы совершенствованиям налоговой системы в
международном сотрудничестве…………………………………….. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ 2.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

   Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.

   К налогоплательщикам относятся, в частности:

1) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с настоящим  Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с настоящим  Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).

   Также должны быть определены элементы налогообложения:

1) объект налогообложения  - им могут являться операции  по реализации товаров (работ,  услуг), имущество, прибыль, доход,  стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2) налоговая  база - представляет собой стоимостную,  физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

3) налоговый  период - под ним понимается календарный  год или иной период времени  применительно к отдельным налогам,  по окончании которого определяется  налоговая база и исчисляется  сумма налога

4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5) порядок исчисления  налога;

6) порядок и сроки уплаты налога [24, с. 218].

   Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

   За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

   В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень налогов и сборов.

   В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

1) Федеральными  налогами и сборами признаются  налоги и сборы, которые установлены  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

2) Региональными  налогами и сборами признаются  налоги, которые установлены НК  РФ и законами субъектов РФ  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. К региональным  налогам и сборам относятся:

3) Местными налогами  и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ  и нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ [20]. На рисунке 1.1 представлены налоги и сборы в Российской Федерации (Приложение 1).

   Следует отметить, что в перечне налогов и сборов отсутствуют патентные пошлины, таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др., также обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридически значимых действий со стороны государственных органов [6].

   Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы:

- Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

-  Упрощённая система  налогообложения

-  Единый налог на  вменённый доход

-  Система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции

   Налогоплательщики и плательщики сборов, в соответствии со статьей 21 НК РФ, имеют следующие права:

-  получать по месту  своего учета от налоговых  органов бесплатную информацию (в  том числе в письменной форме)  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

-  получать от Министерства  финансов Российской Федерации  письменные разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах  Российской Федерации и органов  местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

-  использовать налоговые  льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

-  получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит в порядке  и на условиях, установленных  НК РФ;

-  на своевременный  зачет или возврат сумм излишне  уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

-  представлять свои  интересы в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

-  представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

-  присутствовать при  проведении выездной налоговой  проверки;

-  получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также  налоговые уведомления и требования  об уплате налогов;

-требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

-  не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных  органов и их должностных лиц,  не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

-  обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов,  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

-  требовать соблюдения  налоговой тайны;

-  требовать в установленном  порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и другие права, установленные действующим налоговым законодательством.

   Налогоплательщики обязаны:

-  уплачивать  законно установленные налоги;

-  встать на  учет в налоговых органах, если  такая обязанность предусмотрена  НК РФ;

-  вести в  установленном порядке учет своих  доходов (расходов) и объектов  налогообложения, если такая обязанность  предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

-  представлять  в налоговый орган по месту  учета в установленном порядке  налоговые декларации по тем  налогам, которые они обязаны  уплачивать, если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

-  представлять  налоговым органам и их должностным  лицам в случаях, предусмотренных  НК РФ, документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов;

-  нести иные  обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

   В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

   Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

   Налоговые органы вправе:

 1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить  выемку документов при проведении  налоговых проверок у налогоплательщика  или налогового агента,

 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений,

 5) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории,

 6) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды),

 7) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований [23, с.147].

   Налоговые органы обязаны:

 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

 4) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ [3, c.43].

   На основании изучения теоретических основ налоговой системы можно сделать следующий вывод - налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов. Правовое регулирование налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  функционирования налоговой системы

2.1 Проблемы  и ограничения развития современной  налоговой системы

 

   По мнению многих ученых и практиков, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений. Она является сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

   Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, дополнений, поправок и изменений, вносимых в законодательство, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и иных контролирующих структур, увеличения расходов на их содержание, закупку и обслуживание аппаратуры, что требует больших затрат на налоговое администрирование. Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большое налоговое бремя является основным мотивом ухода субъектов хозяйственной деятельности от уплаты налогов и сборов [13, c.3].

   По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной налоговой системе РФ, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через "черные кассы", углублению и расширению сети теневой экономики [1, c. 161].

   Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Информация о работе Налоговая система России и пути ее совершенствования