Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:28, курсовая работа
Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение.
Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Введение………………………………………………………………………………………………….
1. Понятие макроэкономического равновесия, частичное, общее и реальное экономическое равновесие ……………………………………………………………
2. Классическая теория макроэкономического равновесия………………………
3. Макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории……………………..
4. Нарушение макроэкономического равновесия…………………………………….
4.1 Инфляция………………………………………………............................................
4.2 Особенности инфляционных процессов в России: история и современность, методы их регулирования…………………………………………….
4.3 Безработица, её виды и формы………………………….
4.4 Методы борьбы с безработицей………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………..
В-четвертых, некоторые современные экономические школы связывают общее повышение уровня цен с изменением структуры рынка в XX веке. Рыночные условия все меньше напоминает совершенную конкуренцию. Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок, а олигополист обладает некоторой властью над ценой. И если даже олигополии не сами начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее продолжении и усилении.
В-пятых, при открытии границ, как это произошло с СССР, появляется опасность импортируемой инфляции. При фиксированном курсе валюты экономика страны постоянно испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары.
Виды современной инфляции и ее классификация по странам
1. Ползущая инфляция.
Это инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.
2. Галопирующая инфляция.
Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.
3. Гиперинфляция.
Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег в обращении и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достигал 33000%[5] .
В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство.
Во многих странах,
испытавших гиперинфляцию, в том
числе и в нашей, наблюдалось
следующее явление: темпы роста
цен значительно опережали
Очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.
Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции.
Существует также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.
Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качества продукции.
Развивающиеся станы по экономическим условиям и факторам инфляции можно классифицировать следующим образом.
К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия,, где от отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.
Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.
Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.
Страны четвертой
группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея,
ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн
- имеют достаточную степень
К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике[15].
Среди факторов гиперинфляции в этих странах, как и в странах первой группы, выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство денежных и неденежных факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы (например, важной причиной гиперинфляции в Бразилии и Аргентине был чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более ускоренным ростом цен на промышленную по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
4.2 Особенности
инфляционных процессов в
До 1992 года в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику в Российской Федерации, например, нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала и т.д., ломкой монополистической структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием условий для усиления конкуренции в экономике[14].
Уменьшение темпов инфляции до относительно "безопасного" уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективного производства и уровня качества управления. Эти цели могли быть достигнуты поэтапно, в течении длительного времени.
Все понимали, что в первые пять лет (1996-2000г.г.) угроза инфляции является критически острой. От степени ее снижения зависели сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия "номинальных якорей" (в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно способствуют повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означал бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
- предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2-5% в среднем за месяц;
- создание институциональных
и финансовых предпосылок для
сокращения инфляционного
Одним из вариантов программы по преодолению высоких темпов инфляции может бы быть следующий вариант развития и соответствующий комплекс мероприятий.
Несомненно, что в 1998-2003 г.г. расширение конечного спроса требует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач может осуществляться следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий[14].
1. Регулярная установка ориентиров ("коридор") инфляции денежной массы с разбивкой на кварталы. Разработка системы действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Определение также критического уровня инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.
2. Введение прямых
ограничительных мер,
3. Важно ограничить
дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание
государственных инвестиций
4. Поддержание
процентных ставок на уровне,
незначительно превышающем
5. Ужесточение
мер против просроченной
6. Важно ограничение
доли доходов посредников в
конечных ценах
7. С тем, чтобы
в последующем перейти к
8. Для борьбы
с сезонными всплесками
4.3 Безработица, её виды и формы
Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.
По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем феномен безработицы, независимо от того, о какой стране и о каком историческом периоде идет речь, имеет общие черты и закономерности, актуальные и для России[11].
К нашей сегодняшней
действительности могут быть приложены
концепция естественного уровня
безработицы, анализ типов безработицы,
ее экономических и социальных последствий,
определение показателей
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д.
Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно.
Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше.
Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.
Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.
Информация о работе Нарушение макроэкономического равновесия