Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 20:30, реферат
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" с учетом реализации "Декларации тысячелетия" Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.).
Введение……………………….…………………………………………………….3
1.Глава 1. Необходимость и стартовые условия для перехода к модели устойчивого развития страны…………………………………………………….4
2.Глава 2. Стратегические цели и задачи, принципы и этапы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию…………………………………6
3.Глава 3. Основные компоненты устойчивого развития Республики Беларусь…………………………………………………………………………….9
4.Глава 4. Основные меры и механизмы перехода страны к устойчивому развитию…………………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………..…………………………...14
Список использованных источников…...…………………………
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
реферат
на тему: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года
студент
ФБД, 1 курс
Проверил
ПИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………….………………………………
1.Глава 1. Необходимость и стартовые условия для перехода к модели устойчивого развития страны…………………………………………………….4
2.Глава 2. Стратегические цели и задачи, принципы и этапы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию…………………………………6
3.Глава 3. Основные
компоненты устойчивого развития Республики
Беларусь…………………………………………………………
4.Глава 4. Основные
меры и механизмы перехода страны к устойчивому
развитию…………………………………………………………
Заключение……………………………………………..…
Список использованных
источников…...……………………………………….
Приложение
1………………………..…………………………………………….
Приложение
2…………………………………………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" с учетом реализации "Декларации тысячелетия" Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.).
В НСУР-2020 получили дальнейшее развитие основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом и Советом Министров Республики Беларусь: Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.
В основу построения структуры НСУР-2020 положена следующая логика. В первых разделах рассмотрены стартовые условия Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. В последующих разделах обоснованы стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определены важнейшие направления и пути перехода по главным его составляющим - "человек - окружающая среда - экономика". Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.
ГЛАВА 1
НЕОБХОДИМОСТЬ И СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПЕРЕХОДА
К МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ.
По размерам территории (207,6 тыс. кв. км) Республика Беларусь занимает 6 место среди стран СНГ (после России, Казахстана, Украины, Туркменистана, Узбекистана) и 13 место среди европейских государств. В Европе Беларусь по территории немного уступает Великобритании и Румынии, более чем в 2,2 раза превосходит Португалию и Венгрию и почти в 5 раз - Нидерланды и Данию.
По численности населения (9 459 тыс. человек на 2012 год) Республика Беларусь занимает 6 место среди стран СНГ (после России, Украины, Узбекистана и Казахстана) и 16 место в Европе (опережая такие страны, как Австрия, Болгария, Швеция).
Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего:
• выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
• развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;
• значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
• высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
• значительный научно-технический потенциал;
• многоотраслевой промышленный комплекс;
• достаточно мощная строительная база;
• комплексность развития внутриреспубликанских регионов;
• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
После распада СССР и связанного с ним экономического кризиса (1991-1995 гг.) Республика Беларусь смогла к 1996 г. преодолеть спад производства и достигнуть в последующие годы положительной динамики макроэкономических процессов - обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции и потребительских товаров, стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения. Достигнутые положительные сдвиги в социально-экономическом развитии страны нашли отражение в темпах прироста макроэкономических показателей. По индексу развития человеческого потенциала (0,756) в 2012 г. Беларусь, по данным ПРООН, находится на 65-е месте среди 187 стран и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ. Это свидетельствует, что Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию.
Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в экосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде "человек-окружающая среда-экономика" с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и эколого-защитного развития страны, удовлетворения необходимых потребностей нынешних и будущих поколений.
В прикладном плане модель устойчивого развития - это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.
Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует, во-первых, высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда. Во-вторых, - это здоровая экологическая среда, характеризующаяся рациональным использованием природных ресурсов и сохранением природы не только для нынешних, но и будущих поколений.
ГЛАВА 2
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
Переход к устойчивому развитию - это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели - как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в "Повестке дня на XXI век", "Декларации тысячелетия", Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН, в конкретных условиях Беларуси.
Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Основными факторами устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - "высокий интеллект - инновации - благосостояние".
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.
Основополагающие принципы перехода к устойчивому развитию:
• человек - цель прогресса, уровень человеческого развития - мера зрелости общества и государства;
• повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
• приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры - важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;
• улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
• переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
• усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование экологоориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
• рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
• развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
• экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
• ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
• повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.
Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.