Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 20:30, реферат
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" с учетом реализации "Декларации тысячелетия" Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.).
Введение……………………….…………………………………………………….3
1.Глава 1. Необходимость и стартовые условия для перехода к модели устойчивого развития страны…………………………………………………….4
2.Глава 2. Стратегические цели и задачи, принципы и этапы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию…………………………………6
3.Глава 3. Основные компоненты устойчивого развития Республики Беларусь…………………………………………………………………………….9
4.Глава 4. Основные меры и механизмы перехода страны к устойчивому развитию…………………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………..…………………………...14
Список использованных источников…...…………………………
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:
• развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
• инновационное развитие национальной экономики;
• наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологичных ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств;
• развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.
Второй этап (2011-2020 гг.). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие предусматривается обеспечивать за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основными
компонентами устойчивого
Основными
направлениями реализации
• создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров;
• обеспечение роста реальных денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания;
• последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
• формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
• повышение уровня пенсионного обеспечения;
• снижение уровня малообеспеченности населения;
• повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.
Основными
направлениями экономической
• обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;
• финансовое оздоровление экономики;
• активизация институциональных преобразований;
• повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов;
• структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий;
• государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов. Создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов;
• государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
• активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества, развитие интеграционных процессов с Россией, другими странами СНГ, Евросоюза и другими государствами дальнего зарубежья;
• использование преимуществ глобализации для устойчивого развития национальной экономики, увеличение прямых иностранных инвестиций и кредитов;
• широкое использование региональных и местных инициатив;
• обеспечение экономической безопасности.
Основными
направлениями экологической
• совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
• дальнейшее развитие экономического механизма природопользования;
• рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемых ресурсов;
• создание благоприятных условий для внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий; модернизация производства, развитие новых методов и технологий, воспроизводства природных ресурсов, увеличение доли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов;
• развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
• последовательный переход на международные стандарты технологий и производимой продукции;
• снижение антропогенной нагрузки на экосистемы, восстановление нарушенных экосистем в местах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей, доломита, строительного камня, глин и др.;
• формирование оптимальной системы особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия;
• внедрение экологического аудита и страхования;
• лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию;
• снижение негативных последствий радиоактивного загрязнения территорий;
• расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования;
• развитие системы экологического образования и просвещения всех слоев общества, подготовка экологических кадров.
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕХОДА СТРАНЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
В качестве важнейших широкомасштабных мер и механизмов, обеспечивающих переход Республики Беларусь к устойчивому развитию, в НСУР-2020 предусматриваются: углубление рыночных и других институциональных преобразований в экономике; расширение предпринимательской деятельности; развитие научных исследований и разработок; разработка программ и механизмов модернизации производства и реструктуризации предприятий; совершенствование инвестиционно-структурной политики; активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества; разработка программ устойчивого развития регионов; развитие финансовых и социально-политических механизмов устойчивого развития.
Стратегической целью институциональных преобразований является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения как воспроизводственного потенциала природного комплекса страны, так и его целостности и безопасности.
Важным фактором устойчивого развития страны выступает предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку, формирует средний класс - основу социальной стабильности.
Оптимизация ресурсопотребления и ресурсосбережения требуют проведения соответствующих научных исследований и разработок, которые целесообразно сконцентрировать в крупных блоках, включающих важнейшие долгосрочные программы межотраслевого характера:
• снижение ресурсоемкости и импортоемкости промышленного производства;
• повышение конкурентоспособности промышленной продукции экспортной направленности: микроэлектроника, оптика, вакуумная техника; средства информации и связи, измерительные приборы; микро- и нанотехнологии, МЭМС и НЭМС; транспортная техника; новые технологии и средства переработки материалов в изделия; новые конструкционные и функциональные материалы (композиционные, интеллектуальные), вещества малотоннажной химии; технические средства обороны;
• повышение эффективности и объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции;
• научно-техническое обеспечение развития местной сырьевой базы, охраны здоровья и окружающей среды.
Стратегическая цель инвестиционно-структурной политики нашей страны состоит как в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, так и в форме экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, путем создания концессий, ТНК, ФПГ и других кластерных и корпоративных структур.
На первом этапе (2006-2010 гг.) инвестиционная политика будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и в соответствии со специальными государственными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого и среднего предпринимательства, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.
Для привлечения инвестиций в экономику требуется дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, необходимо:
• совершенствование законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;
• привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;
• развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;
• развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;
• привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.
Первоочередными задачами структурной политики должны стать:
• создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности;
• повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;
• стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;
• содействие процессам интеграции и конкуренции на рынках, обеспечение равного доступа к инфраструктуре;
• содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
• усиление антимонопольного контроля в процессе реструктуризации естественных монополий.
Финансовая политики и ее механизмы являются одним из важнейших средств реализации указанных выше основных направлений и мероприятий по обеспечению устойчивого развития страны.
Основными целями бюджетно-налоговой политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.
Для этого предусматривается продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Следует обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
На первом этапе (до 2010 г.) должны быть полностью отменены налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, осуществлен переход к пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин.