Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 20:30, реферат

Краткое описание

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" с учетом реализации "Декларации тысячелетия" Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.).

Содержание

Введение……………………….…………………………………………………….3
1.Глава 1. Необходимость и стартовые условия для перехода к модели устойчивого развития страны…………………………………………………….4
2.Глава 2. Стратегические цели и задачи, принципы и этапы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию…………………………………6
3.Глава 3. Основные компоненты устойчивого развития Республики Беларусь…………………………………………………………………………….9
4.Глава 4. Основные меры и механизмы перехода страны к устойчивому развитию…………………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………..…………………………...14
Список использованных источников…...…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая теория реферат.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

    Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.          Приоритетными направлениями в этот период должны стать:

• развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;

• инновационное развитие национальной экономики;

• наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологичных ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств;

• развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

    Второй этап (2011-2020 гг.). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие предусматривается обеспечивать за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

    Основными  компонентами устойчивого развития  являются социальная, экономическая  и экологическая сферы и соответствующие  им виды деятельности и направления  политики, обеспечивающие их сбалансированное  и взаимоподдерживающее движение.

    Основными  направлениями реализации социальной  политики в НСУР-2020 приняты:

• создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров;

• обеспечение роста реальных денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания;

• последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

• формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

• повышение уровня пенсионного обеспечения;

• снижение уровня малообеспеченности населения;

• повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

    Основными  направлениями экономической политики  являются:

• обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;

• финансовое оздоровление экономики;

• активизация институциональных преобразований;

• повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов;

• структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий;

• государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов. Создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов;

• государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

• активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества, развитие интеграционных процессов с Россией, другими странами СНГ, Евросоюза и другими государствами дальнего зарубежья;

• использование преимуществ глобализации для устойчивого развития национальной экономики, увеличение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• широкое использование региональных и местных инициатив;

• обеспечение экономической безопасности.

    Основными  направлениями экологической политики  являются:

• совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;

• дальнейшее развитие экономического механизма природопользования;

• рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемых ресурсов;

• создание благоприятных условий для внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий; модернизация производства, развитие новых методов и технологий, воспроизводства природных ресурсов, увеличение доли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов;

• развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

• последовательный переход на международные стандарты технологий и производимой продукции;

• снижение антропогенной нагрузки на экосистемы, восстановление нарушенных экосистем в местах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей, доломита, строительного камня, глин и др.;

• формирование оптимальной системы особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия;

• внедрение экологического аудита и страхования;

• лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию;

• снижение негативных последствий радиоактивного загрязнения территорий;

• расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования;

• развитие системы экологического образования и просвещения всех слоев общества, подготовка экологических кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕХОДА СТРАНЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

 

    В качестве важнейших широкомасштабных мер и механизмов, обеспечивающих переход Республики Беларусь к устойчивому развитию, в НСУР-2020 предусматриваются: углубление рыночных и других институциональных преобразований в экономике; расширение предпринимательской деятельности; развитие научных исследований и разработок; разработка программ и механизмов модернизации производства и реструктуризации предприятий; совершенствование инвестиционно-структурной политики; активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества; разработка программ устойчивого развития регионов; развитие финансовых и социально-политических механизмов устойчивого развития.

    Стратегической целью институциональных преобразований является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения как воспроизводственного потенциала природного комплекса страны, так и его целостности и безопасности.

    Важным фактором устойчивого развития страны выступает предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку, формирует средний класс - основу социальной стабильности.

    Оптимизация ресурсопотребления и ресурсосбережения требуют проведения соответствующих научных исследований и разработок, которые целесообразно сконцентрировать в крупных блоках, включающих важнейшие долгосрочные программы межотраслевого характера:

• снижение ресурсоемкости и импортоемкости промышленного производства;

• повышение конкурентоспособности промышленной продукции экспортной направленности: микроэлектроника, оптика, вакуумная техника; средства информации и связи, измерительные приборы; микро- и нанотехнологии, МЭМС и НЭМС; транспортная техника; новые технологии и средства переработки материалов в изделия; новые конструкционные и функциональные материалы (композиционные, интеллектуальные), вещества малотоннажной химии; технические средства обороны;

• повышение эффективности и объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции;

• научно-техническое обеспечение развития местной сырьевой базы, охраны здоровья и окружающей среды.

    Стратегическая цель инвестиционно-структурной политики нашей страны состоит как в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, так и в форме экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, путем создания концессий, ТНК, ФПГ и других кластерных и корпоративных структур.

На первом этапе (2006-2010 гг.) инвестиционная политика будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и в соответствии со специальными государственными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого и среднего предпринимательства, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

    Для привлечения инвестиций в экономику требуется дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, необходимо:

• совершенствование законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;

• привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;

• развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;

• развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;

• привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.

Первоочередными задачами структурной политики должны стать:

• создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности;

• повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;

• стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;

• содействие процессам интеграции и конкуренции на рынках, обеспечение равного доступа к инфраструктуре;

• содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

• усиление антимонопольного контроля в процессе реструктуризации естественных монополий.

    Финансовая политики и ее механизмы являются одним из важнейших средств реализации указанных выше основных направлений и мероприятий по обеспечению устойчивого развития страны.

    Основными целями бюджетно-налоговой политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.

Для этого предусматривается продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Следует обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.

    На первом этапе (до 2010 г.) должны быть полностью отменены налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, осуществлен переход к пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин.

Информация о работе Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года