Недобросовестная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

елью курсовой работы является комплексное изучение административной и гражданско-правовой ответственности за недобросовестную конкуренцию, выявление проблемных вопросов применения действующего законодательства, направленного на противодействие исследуемым правонарушениям.

Вложенные файлы: 1 файл

недобросовестная конкуренция.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Проблема сговора  встала особенно остро к концу  XIX - началу XX века. Проблема сговора и подавления конкуренции была настолько злободневна, что стала использоваться в политической борьбе. В частности, В.И.Ленин подготовил в 1916 году работу «Империализм, как высшая стадия капитализма».

При анализе форм соглашений в целях недобросовестной конкуренции удобно применять понятие формального и неформального сговора. Под формальным сговором понимается организационно-правовая и договорная практика, закрепленная юридически соответствующими документами; неформальный сговор правового обеспечения в документарной форме не имеет и осуществляется по преимуществу на основе тайного соглашения.

Стабильными коммерческими  структурами являются организационные  формы совместной или скоординированной  деятельности, основанные на системе  экономического подчинения акционерных обществ или хозяйственных товариществ. Согласованная деятельность в таких структурах достигается за счет финансового участия в одних фирм другими, то есть за счет принудительного поглощения конкурирующих фирм. Итогом создания холдингов любых типов является возрастание монополизации рынка.

Особенности акционерной  формы собственности таковы, что  дают возможность малым капиталам  контролировать значительные активы. Компания, которая осуществляет управление и контроль над своими дочерними  предприятиями с помощью контрольных пакетов акций, называются холдинговой компанией. Структура иерархического холдинга строится по следующему принципу: учреждается акционерное общество с уставным капиталом, например в 100 тысяч рублей. Контролировать такую корпорацию можно 51 тысячами, т.е. контрольным пакетом акций в 51%. Эта сумма в 51 тысячу входит в уставный капитал вышестоящей холдинговой компании, а акции на сумму 49 тысяч продаются всем желающим. Вновь созданную корпорацию с уставным капиталом в 51 тысячу можно контролировать 26 тысячами и т.д. Таким образом создается многоступенчатая система корпораций, которая позволяет холдинговой компании осуществлять руководство своими дочерними предприятиями через промежуточные акционерные общества при помощи контрольных пакетов акций.

Подобная схема  холдинга позволяет небольшими капиталами управлять значительными активами, например многими компаниями одной  отрасли. И хотя юридически компании, входящие в холдинговую структуру, не утрачивают коммерческой самостоятельности, не практике в принятии решений они ограничены.

 Структура  холдинга может также применяться  с целью диверсификации, то есть  расширения сфер деятельности  корпорации для снижения риска  падения доходности от какого-либо  вида деятельности на отдельном  рынке, а также в целях минимизации налогов.

 Холдинг –  один из основных инструментов  подрыва конкуренции и обеспечения  доминирующего положения на рынке.  Учитывая это, вопросы их образования,  или, напротив, разукрупнения, решаются  во многих странах в индивидуальном  порядке.

Все перечисленные выше способы  координации действий и образования  монополистических объединений, опирающихся  на заключаемые формальные и неформальные соглашения и договоры, получили в  наименование коллективной антиконкурентной практики.

2.1.4 Промышленный шпионаж

Чрезвычайно эффективным средством  в конкурентной борьбе является постоянное слежение за конкурентами, их новейшими  изобретениями, опытно-конструкторскими разработками, применяемыми технологиями

Основными объектами  внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.

С развитием промышленного  шпионажа промышленные монополии тщательно  охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции.

Все промышленные монополии имеют засекреченные  лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной  продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

Недостатки своей  продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.

Важность коммерческой информации для хозяйственной деятельности осознавалась во все времена и  у всех народов, что и предопределило возникновение цело отрасли нелегального сбора информации методами недобросовестной конкуренции – промышленного  шпионажа.

 Промышленный  шпионаж – один из древнейших  методов недобросовестной конкуренции.  Первые упоминания о промышленном  шпионаже можно найти в анналах  истории, относящихся к самым  ранним периодам становления  человеческой цивилизации. В истории  сохранилось немало фактов промышленного шпионажа. Так, долгое время европейцам не удавалось проникнуть в секреты технологии производства китайского фарфора и только в начале XVIII века на китайскую императорскую торговую мануфактуру проник французский монах-иезуит. Ему удалось изучить технологию производства фарфора из каолина и, обманув местную охрану, выкрасть и переправить в Европу образцы сырья. С помощью химического анализа французам удалось раскрыть состав этого материала. Англичане, в свою очередь, похитили секреты французского производства с помощью своего агента Бриана. Благодаря промышленному шпионажу Англия и Франция намного обогнали Германию, которая самостоятельно раскрыла секреты производства фарфора.

Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.

Основными законными путями сбора  информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.

Ввиду ограниченности легальных способов добывания необходимой информации, субъекты рынка в жесткой конкурентной борьбе часто используют методы недобросовестной конкуренции. В арсенале способов промышленного шпионажа наибольшее распространение получили:

- похищение промышленных образцов, чертежей, и документации на изобретение  ноу-хау;

- прослушивание разговоров и  корреспонденции конкурентов;

- приглашение на работу сотрудников  конкурирующих фирм, располагающих  конфиденциальной информацией;

- подкуп сотрудников;

- ложные предложения работы  специалистам из фирм-конкурентов  без намерения брать их на работу;

- использование в конкурентной  борьбе профессиональных агентов  сыскных служб.

 Также могут быть реализованы  следующие способы:

- тайное наблюдение за интересующим  специалистом, отделом, лаборатории

- внедрение "нужных" лиц в  структуру фирмы-конкурента

- шантаж и другие способы  давления

- получение информации от источников  в государственных структурах 

- сбор информации через зарубежные  филиалы и через общих поставщиков

Подводя итог вышесказанному можно  сделать вывод, что основной идей промышленного шпионажа для фирм является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.

 

2.2 Законодательство по защите конкуренции

              В РФ защита от недобросовестной конкуренции диктуется федеральным законом №135-ФЗ от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции” статьёй 14 “Запрет на недобросовестную конкуренцию”.

Приведу содержание данной статьи:

1. Не допускается недобросовестная  конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, которые  могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в  отношении характера, способа  и места производства, потребительских  свойств, качества и количества  товара или в отношении его  производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами, производимыми  или реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;

4) продажа, обмен или иное  введение в оборот товара, если  при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование,  разглашение информации, составляющей  коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

2. Не допускается недобросовестная  конкуренция, связанная с приобретением  и использованием исключительного  права на средства индивидуализации  юридического лица, средства индивидуализации  продукции, работ или услуг.

3. Решение федерального антимонопольного  органа о нарушении положений  части 2 настоящей статьи в  отношении приобретения и использования  исключительного права на товарный  знак направляется заинтересованным  лицом в федеральный орган  исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Также защита от недобросовестной конкуренции  диктуется патентным законодательством  нашей страны от 23 сентября 1992 г. № 3517-I с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 07 февраля 2003 г. № 22-ФЗ, введенным в действие с 11.03.2003, за исключением абзацев четырнадцатого и пятнадцатого пункта 2, абзаца восьмого пункта 23, пункта 30 статьи 1 и пункта 1 статьи 7 в части, касающейся секретных изобретений, которые вступили в силу с 1 января 2004 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Деятельность ФАС

Исполнительным органом государственной  власти занимающейся вопросами недобросовестной конкуренции является Федеральная  Антимонопольная Служба (ФАС) учреждённая указом президента России №314 от 9 марта 2004 г. Опираясь на вышеперечисленные законы и положение о Федеральной Антимонопольной Службе, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331M, ФАС обладает следующими полномочиями и правами:

Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
  2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

- порядок определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг;

- порядок определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами;

- порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг;

- порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг;

- порядок определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов;

- формы уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций;

Информация о работе Недобросовестная конкуренция