Неоклассические экономические теории и их использование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Становление любого этапа развития общества предполагает не только изменения в его качественной структуре и динамике, но и ломку научных парадигм и теорий, складывающихся веками и казавшихся до некоторого времени незыблемыми. Усложнение структуры современной социально-экономической системы, возрастание сложности производственной деятельности требуют адекватного научного осмысления происходящих изменений. «Экономическая действительность слишком многовариантна и скорость ее изменения опережает темп ее изучения…» . Серьезное несоответствие экономической науки отражаемой ею радикально меняющейся реальности вызывает необходимость новых концептуальных решений, поиска путей дальнейшего развития экономической теории.

Содержание

НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
Введение 2
Глава 1. Экономика и причины разнообразия экономических теорий. 5
1.1 Современное состояние экономики. 5
1.2 Информация в современной экономике. Ее место 10
Глава 2. Применение неоклассических экономических теорий в рыночной экономике. 22
2.1 Неоклассические теории и рыночная экономика. 22
2.2 Математическая школа в экономической науке 27
2.2.1. Теория предельной производительности Дж.Б.Кларка 28
2.2.2. Вклад в экономическую науку К.Викселля 30
2.2.3. Экономический риск и неопределенность в теории Ф. Найта 31
2.2.4. Денежная теория И.Фишера 33
Заключение 36
Список литературы: 38

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая теории.docx

— 77.99 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 1. Жесткое ядро и защитный пояс неоклассической экономической  теории

 

В неоклассической парадигме экономической  теории на протяжение ХХ в. жесткое  ядро образуется концепциями совершенной  рациональности, индивидуализма, экзогенности и устойчивости предпочтений, концепции  «невидимой руки» рынка (рис.1). К  защитному поясу относятся совершенство информационного поля, однородность товара и полная спецификация прав собственности. 

Совершенная рациональность предполагает, что все экономические агенты осознают собственные цели и способны безошибочно и без издержек выбирать наилучшие, оптимальные решения. Индивидуализм означает выдвижение индивида с его частными интересами в качестве основной единицы анализа, способность объяснения любого социального явления через поведение отдельных индивидов. Экзогенность и устойчивость предпочтений выступает следствием предыдущей предпосылки: при незначительных колебаниях внешней среды предпочтения индивида на меняются. Наконец, концепция «невидимой руки» предполагает, что достигаемое в модели Л. Вальраса рыночное равновесие, являющееся Парето-эффективным (распределение ресурсов таково, что невозможно улучшить благосостояние ни одного из участников, не ухудшив благосостояние других), достигается автоматически, без принуждения, в результате свободного обмена между экономическими агентами.

Включение в анализ информационных и трансакционных издержек, а также  ограничений, связанных с правами  собственности, представляет собой  модификацию защитного пояса  неоклассики18. Этот новый подход Т. Эггертссон определяет как неоинституциональную экономическую теорию, «тем самым подчеркивая ее связь с традиционной микроэкономической теорией и отделяя ее от … трудов экономистов-институционалистов, отрицающих такой элемент твердого ядра, как модель рационального выбора»19.

Нельзя не согласиться с И. Е. Рудаковой, замечающей, что «во многих случаях «кризис» экономической  теории – это проблема несоответствия ее предпосылок и выводов резко  изменившимся обстоятельствам»20 .

Как нам кажется, проблема заложена в аксиоматическом поле неоклассики, и в первую очередь в предположении  о совершенстве информации, из которого в какой-то степени вытекают и  другие предпосылки. Действительно, реальный рынок информационно несовершенен. В частности, информация распределена асимметрично, одни участники обмена являются более информированными по сравнению с другими, а получение  дополнительного объема информации сопряжена с достаточно весомыми издержками.

Проблема доступности информации в процессе принятия решения экономическими агентами рыночной системы ставилась  в теоретическими исследованиях  уже в первой половине ХХ в. Еще  в 1924г. Ф. Найт рассматривал неопределенность как неотъемлемую характеристику экономической  среды21. Примерно в это же время Я. Маршак выдвинул гипотезу о возможности экономического расчета в условиях неопределенности, рассматривая цены в качестве основного источника информации.

Очевидно, что в современном  мире принятие любого решения сопряжено  с обработкой больших информационных массивов. Исследование рынка, инвестирование, контроль деятельности конкурентов  и собственных организационных  структур организации по мере общественного  прогресса и усложнения межсубъектных  связей требуют все больше информационных ресурсов. Вместе с тем, получение  информации становится более сложным  делом, приводящим к неизменному  росту информационных издержек. Это  актуализировало дальнейшие исследования экономистов, не удовлетворенных тем, что неоклассическая парадигма, признавая существование неопределенности в качестве неотъемлемой черты рыночной среды, тем не менее, исключала информационные проблемы из экономического анализа. «Мы живем… в царстве неопределенности… Это относится как к бизнесу, так и к другим видам деятельности… Если мы хотим понять функционирование экономической системы, мы должны осмыслить суть и значимость фактора неопределенности»22 .

Во второй половине ХХ века Дж. Стиглер  разработал концепцию выбора в условиях неопределенности, которая в целом  сводилась к общему случаю неоклассической  модели выбора в условиях совершенной  информации23. Принятие аллокационного решения требует от экономических агентов анализа вариантов сочетания ресурсов, а также сведений об экономическом поведении других рыночных агентов. Несовершенство информации, ее дефицит приводит к «платности» по аналогии с «платностью» любого редкого ресурса в неоклассическом смысле. Таким образом, принятие рационального решения обусловливается затратами на получение необходимой информации.

На основе сформулированной теории редкости и платности информации, была введена функция издержек потребителя, которая в предельном анализе  сопоставлялась с потребительской  выгодой в рамках неоклассической  оптимизационной модели.

Проблема получения информации в условиях ее дефицита является актуальной не только в сфере бизнеса24. Асимметричность информации, предполагающая, что одни экономические субъекты знают больше других по одному и тому же вопросу, приводит к появлению особой модели в отношениях между людьми – модели «принципал-агент». В рамках этой модели агент должен добросовестно выполнять поручения принципала, который имеет право на достоверную и своевременную информацию о работе подчиненного. Классическими примерами такого рода отношений являются отношения «начальник-подчиненный», «собственник – наемный управляющий», «избиратели – политики».

Если допустить, что агент, как  и всякий человек, имеет собственные  интересы (собственную функцию полезности), то нельзя отрицать возможность оппортунистического  поведения, нарушения указаний принципала в ходе преследования собственной  выгоды агента. Любой контроль требует  информации, а значит, приводит к  значительным издержкам по ее сбору. Таким образом, в условиях информационной асимметрии проблема «принципал-агент» сводится к проблеме платности информации.

Заслуга признания платности информации принадлежит неоклассическому направлению (неоинституционализму), введшему в  анализ наряду с трансформационными издержками, обычными затратами на переработку исходных ресурсов в  готовый продукт, новый класс  издержек – трансакционные.

Согласно классификации Норта  – Эггертссона, построенной по принципу последовательности наблюдаемых признаков  деятельности по мере реализации контрактных  отношений, выделяется шесть категорий  трансакционных издержек:

  • издержки поиска информации;
  • издержки ведения переговоров;
  • издержки составления контракта;
  • издержки мониторинга;
  • издержки принуждения к исполнению контрактов;
  • издержки защиты от третьих лиц25 .

При этом под информационными издержками понимаются исключительно затраты  на поиск приемлемой цены, информации о качестве имеющихся товаров и услуг, сведений о «качестве» продавцов и покупателей, что, на наш взгляд, не совсем правомерно. Мы полагаем, что все типы трансакционных издержек по своей сути должны быть отнесены к информационным издержкам, поскольку в их основе лежат именно затраты на сбор и обработку информации.

 Проблема снижения трансформационных  издержек традиционно связывается  с внедрением современной техники,  ресурсосберегающих технологий, ростом  производительности труда, совершенствованием  организации производства и т.д.  Однако задача снижения трансакционных  издержек в условиях углубления  разделения труда и усложнения  социально-экономических связей  представляется более трудной.  Безусловно, современные технологии  сбора, передачи и обработки  информации могут снизить величину  трансакционных издержек, однако  встречное влияние социальных  факторов способно перекрыть  эту экономию.

Неоинституциональная теория в  качестве главного фактора уменьшения трансформационных издержек определяет возможность снижения неопределенности за счет формирования устойчивых правил поведения, институтов. «Институты –  это «правила игры», в обществе, или, выражаясь более формально, созданные  человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействие между людьми… Институты уменьшают  неопределенность, структурируя повседневную жизнь… Институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются  у каждого человека»26. Таким образом, поскольку издержки взаимодействия между индивидами оказываются выше издержек сбора рассеянной информации, они могут и должны быть снижены посредством строительства социальных институтов.

Однако логика развития научного познания привела к возникновению научных  теорий, выходящих за рамки неоклассического «твердого ядра». Так новая институциональная  экономическая теория (НИЭТ) подвергает сомнению рациональность экономического выбора. В частности, Г. Саймон дополняет  идею платности информации тезисом  о неполной рациональности экономических  субъектов, связанной с ограниченностью  когнитивных способностей экономических  агентов27. Таким образом, экономический субъект, стремясь к максимизации приобретаемой полезности, учитывает не только внешние, но и внутренние ограничения.

Замена постулата оптимизации  концепцией нахождения удовлетворительного  результата предполагает, что вместо стремления к максимизации полезности индивиды ищут способ достижения приемлемого  его уровня. В процессе принятия решений индивид, не достигнув поставленных целей, пересматривает последние. При  этом критически важным моментом ограниченной рациональности выступает не только неполнота информации, но и невозможность  ее всесторонней, «всеобъемлющей обработки, интерпретации применительно ко всем ситуациям выбора»28 .

Введение ограниченной рациональности в экономическую науку позволяет  расширить предметное поле экономической  теории: «…в число ограниченных ресурсов попадают интеллектуальные возможности  человека, его внимание, способность  воспринимать и обрабатывать информацию, а также принимать на ее основе решения»29. Концепция ограниченной рациональности делает экономическую теорию более функциональной с точки зрения характеристик рабочей модели человека30 .

Таким образом, в новой институциональной  экономической теории неоклассическая  предпосылка максимизации полезности трансформируется в задачу минимизации  трансакционных издержек (или суммы  трансформационных и трансакционных издержек). При этом данное направление  экономических исследований в большей  степени ориентировано на применение методов смежных общественных наук, нацелено на анализ экономического развития не в терминах сравнительной статики  равновесия, а в эволюционном плане.

По образному выражению Т. Эггертссона, новая институциональная экономическая  теория находится на «разведочной»  стадии31, что отражается в несформированности терминологического аппарата, недостаточном использовании математических моделей, акценте на эмпирические исследования. Вместе с тем, следует отметить, что в отечественной экономической науке наблюдается рост интереса к этой исследовательской программе32 .

Е. Майминас выделяет три направления  формирования новой информационной парадигмы экономической теории:

  • признание ведущей роли информационной составляющей экономики;
  • осознание многовариантности социально-экономического развития, множественность его возможных траекторий;
  • понимание более сложного характера модели человека в экономике, который руководствуется в своей деятельности многообразными изменяющимися критериями и существует в условиях несовершенной информации33 .

Говоря о векторе дальнейшего  развития «жесткого ядра» экономической  теории в XXI в., мы придерживаемся мнения о необходимости движения в направлении исследования информации как субстанционального элемента экономики. Мы полагаем, что введение информации в экономический анализ полностью соответствует многообразию и разнообразию усложняющейся реальности.

При этом следует развивать исследования в области разработки информации как специфического блага и как  важнейшего фактора современного производства, поскольку информация воздействует на социально-экономические системы  радикально и способна продемонстрировать принципиально новые, пока неизвестные  и непредвиденные результаты.

В этой ситуации, думается, не следует  опасаться методологического плюрализма. Если мы соглашаемся с фактом усложняющейся  многовариантности окружающего  мира, то объясняющая экономическая  теория должна своим разнообразием  ему соответствовать.

На этапе смены научной парадигмы  одновременное развитие нескольких научных школ, зачастую с противоположными взглядами, можно только приветствовать, поскольку только таким путем  возможно учесть весь богатый потенциал  экономической науки, накопленный  за ее историю. В неизбежном многообразии экономических ситуаций (в историческом, территориальном, структурном плане  и т.д.) те или иные теории могут  быть более адекватными для понимания  реальности. А. Олейник справедливо  отмечает необходимость придания «научному  дискусу диалогического, полифонического  звучания», необходимость диалога  идей как процедуры возникновения  новой экономической теории34. «Важно расстаться с привычкой ходить непременно строем, в том числе неолиберальным»35.

Информация о работе Неоклассические экономические теории и их использование в рыночной экономике