Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа
Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой приходится заботиться государству. Поэтому регулирование доходов и их перераспределение является частью политики любого государства. Цель курсовой работы – изучить неравенство доходов и его причины, а также рассмотреть политику перераспределения доходов в России.
Введение……………………………..………………………………………3
ГЛАВАI. Понятие и сущность дохода………………………………………….5
1. Понятие дохода и его виды………………………………………………5
2. Распределение доходов в обществе……………………………………..9
3. Способы измерения неравенства доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………………………………12
ГЛАВА II Неравенство доходов и политика их перерапределения………16
1. Причины неравенства доходов…………………………………………16
2. Политика перераспределения доходов……………………...…………19
Заключение………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………...35
"Плюсы" и "минусы"
перераспределения связаны с
объективно существующим в
В целом можно сказать, что необходимо найти вариант, который позволит сочетать социальное спокойствие с устойчивым экономическим ростом.
В переходный к рыночной экономике период, в связи с быстрым ростом цен, необходимо обеспечить соответствие между относительно фиксированными доходами и повышением стоимости жизни. Способами достижения такого соответствия являются компенсации, адаптация и индексация доходов.
Компенсация - это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления. Компенсация носит дифференцированный характер и направлена на социально уязвимые слои населения.
Адаптация - это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимальной зарплаты) по мере роста стоимости жизни.
Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.
Поэтому сущность
социальной политики
Рынок не
может обеспечить всем членам о
Существует
два направления социальной
1) обеспечение
всех трудоспособных слоев
а) поощрение малого бизнеса;
б) регулирование трудовых отношений;
в) поддержание высокой занятости населения;
2) обеспечение
определенного стандарта
а) перераспределение доходов в обществе;
б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий для малообеспеченных семей, начисление пенсий;
в) предоставление
общего образования и
Показателем
эффективности социальной
Качество жизни
– это показатель
Уровень жизни
– обеспеченность населения
Система показателей
уровня и качества жизни,
1) рождаемость,
смертность и другие
2) санитарно-гигиенические условия жизни;
3) потребление продовольственных товаров;
4) жилищные условия;
5) образование и культура;
6) условия труда и занятость;
7) доходы и расходы населения;
8) стоимость жизни и потребительские цены;
9) транспортные средства;
10) организация отдыха;
11) социальное обеспечение;
12) свобода человека.
Уровень жизни
можно рассматривать как для
отдельных групп населения (
В экономической
теории известно два подхода
к государственной политике
1) социальный
– общество должно
2) рыночный
– задачей государства
В качестве
инструмента социальной
Социальная защита – это система мер по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.
Существуют
различные модели в области
социальной защищенности. Наиболее
распространенной является
1) государственное
социальное страхование –
2) государственное
вспомоществование
3) частная система
социального страхования
В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться:
1) индексация
доходов – метод
а) ретроспективной
(компенсируются прошлые
б) ожидаемой
(компенсируются будущие
2) адаптация
– повышение фиксированных
Государство
должно проводить социальную
политику, направленную на выравнивание
доходов населения и
1) проведение соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов;
2) осуществление
трансфертных платежей
3) установление
предельных цен на товары
4) субсидирование
некоторых жизненно важных
Индексация доходов -
это автоматическая корректировка
номинальных доходов с
В качестве индексируемых
величин могут выступать
Важнейшим направлением
в социальной политике при решении
вопросов защиты личных доходов является
поддержка беднейших слоев
Для отнесения определенных категорий населения в число имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень бедности. Общий уровень бедности по каждой стране определяется соответствующим показателем, представляющим долю числа бедных людей в численности населения от 15 лет и старше. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума (Таблица 2) [15]
Таблица 3 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума |
||||||||
млн. человек |
29,3 |
25,2 |
25,2 |
21,5 |
18,7 |
18,8 |
18,2 |
17,9 |
в процентах от общей
численности |
20,3 |
17,6 |
17,7 |
15,2 |
13,3 |
13,4 |
13,0 |
12,6 |
Прожиточный минимум выражается в двух видах: социальный и физиологический. Социальный включает, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем течение относительно короткого периода, практически без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров.
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, неденежные формы помощи (например, продовольственные талоны) и т.п. (Таблица 4) [15].
Таблица 4 Расходы на выплату пособий и социальную помощь (по данным баланса денежных доходов и расходов населения) РФ
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Миллионов рублей | ||||||
Расходы на выплату пособий и социальную помощь - всего |
314912 |
467523 |
639498 |
829995 |
1167913 |
1498318 |
в том числе: |
||||||
пособия по временной нетрудоспособности |
66329 |
81296 |
106391 |
134413 |
151430 |
185001 |
семейные и материнские пособия |
46736 |
57811 |
120828 |
178786 |
225475 |
256297 |
субсидии и льготы гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг |
... |
30820 |
60464 |
74363 |
131427 |
235146 |
социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и других аварий |
5312 |
5749 |
14680 |
7641 |
16458 |
6605 |
пособия и материальная помощь безработным |
16452 |
19530 |
15733 |
15954 |
49124 |
52810 |
возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение |
1828 |
1608 |
1423 |
1435 |
6585 |
6641 |
другие виды пособий и социальной помощи |
7370 |
31504 |
32423 |
29168 |
107140 |
165934 |
В странах с рыночной
экономикой практикуется строго избирательный
поход к определению лиц, действительно
нуждающихся в подобного рода
субсидиях. В основе этого подхода
лежат различные процедуры
Информация о работе Неравенство доходов и политика перераспределения доходов