Неравенство и бедность в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение бедности в современной России и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) подвергнуть анализу измерения уровня бедности и экономического неравенства в современной России;
2) подвергнуть анализу измерения уровня бедности и экономического неравенства в современной России;
3) изучить особенности и характерные черты бедности и неравенства в Российской Федерации;
4) разобрать последствия бедности и экономического неравенства для российской экономики;
5) раскрыть возможные пути выхода из возникшей ситуации и рассмотреть политику социальной защиты населения.

Содержание

Введение
1. Теоретическое исследование социального неравенства и бедности в современной России
1.1 Природа социального неравенства и дифференциации доходов населения
1.2 Понятие, причины и критерии бедности
1.3 Социально-экономические последствия неравенства и бедности
2. Экономическое неравенство и бедность как проблемы российской экономики
2.1 Особенности, тенденции, динамика и результаты неравенства России
2.2 Количественные оценки, причины и последствия бедности в российской экономике
2.3 Российская практика сглаживания доходов, социальной защиты населения и борьбы с бедностью
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат экономика.docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3- Величина прожиточного минимума за IV квартал 2011г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения (рублей в месяц)

 
 

Все население

В том числе

 
   

трудоспособное население

пенсионеры

дети

 

Величина прожиточного минимума

6209

6710

4902

5993

 

в том числе:

         

стоимость потребительской  корзины

5785

6019

4902

5993

 

из нее минимальный  набор:

         

продуктов питания

2263

2320

2004

2361

 

непродовольственных товаров

1002

968

888

1246

 

услуг

2520

2731

2010

2386

 

расходы по обязательным платежам и сборам

424

691

х

х

 
           

Таблица 4 - Соотношение денежных доходов  населения с величиной прожиточного минимума

 
 

IV квартал

2011 г.

Справочно:

 
   

III квартал 2011 г.

IV квартал 2010г

 

Среднедушевые денежные доходы населения

       

рублей в месяц

24304,6

20564,1

22140,0

 

в % к величине прожиточного минимума для всего населения

391,4

327,1

375,1

 

Среднемесячная номинальная  начисленная заработная плата одного работника

       

рублей в месяц

26905

23352

23491

 

в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения

401,0

348,8

368,9

 

Средний размер начисленных  пенсий по старости 1)

       

рублей в месяц

8878

8890

8166

 

в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров

181,1

179,2

174,4

 
         

1) На первое число месяца, следующего  за отчетным кварталом, без  учета социальных доплат неработающим  пенсионерам.

О снижении жизненного уровня свидетельствовала  не только высокая доля населения  с доходами ниже прожиточного минимума, но и то, что минимальный размер заработной платы и ставка 1-го разряда  тарифной сетки, действующей в бюджетной  сфере, до сих пор значительно  ниже величины прожиточного минимума. Это означает, что низкий уровень  жизни имели не только нетрудоспособные лица (инвалиды, дети-сироты), безработные, но и работающие на низкооплачиваемой  работе.

На другом этапе реорганизации  созданы определённые условия для  устранения деформации первого этапа, что нашло в конечном счёте выражение в значительном сокращении численности и доли населения, которая живёт ниже черты прожиточного минимума. В 2009 г. Эта доля уменьшилась до 17,8%.

За 2002-2009 гг. в структуре прожиточного минимума произошло снижение доли расходов населения на продукты питания и  непродовольственные товары при  увеличении доли расходов на услуги. Это  связано с опережающим ростом тарифов на платные услуги, в том  числе жилищно-коммунальные услуги и услуги транспорта. В структуре  прожиточного минимума в 2009 г. расходы  на питание составили 43% против 51,6 в 2005 г., на непродовольственные товары - соответственно 20,7 и 24,9%, и на услуги - 30,5 и 17,5%.

Ещё одним показателем измерения  уровня и качества жизни является индекс человеческого развития или  индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП рассчитывается исходя из трёх параметров - средней ожидаемой продолжительности  предстоящей жизни (базовый показатель долголетия), базового показателя образованности (доля грамотных в возрасте 15 лет  и старше, а также показатель полноты  охвата обучением) и показателя реального  валового внутреннего продукта на душу населения. Наиболее объективную ситуацию здесь даёт показатель ВВП на душу населения, исчисленный с учётом паритета покупательной способности  национальных валют. При всей неточности подобных оценок, он позволяет показать ситуацию принципиально: мы отстаём  по нему от большинства развитых стран  в 2,5-3,5 раза (таблица 5). Поэтому рассчитывать на то, что значительная часть российских семей может жить по стандартам европейского «среднего класса» не приходится. [13]

Таблица 5 - Валовой внутренний продукт  на душу населения по паритету покупательской способности в долларах США

 

Страна

Годы

 
 

2006

2007

2009

2010

 

США

39811,688

41969,779

44118,269

45845,489

 

Германия

29284,578

30505,143

32675,282

34181,180

 

Чехия

18743,428

20288,563

22184,218

24235,832

 

Мексика

10861,979

11387,228

12178,342

12774,604

 

Россия

10740,429

11832,013

13173,018

14692,368

 
           

Влияние безработицы на бедность самое  большое, когда глава семей лишаются рабочего места, особенно если это единственный источник семейного дохода. Потеря занятости грозит чем-то большим, нежели потерей дохода - выпадением из сети привычных сообществ. В рыночной экономике «полная занятость» постоянно  сопровождается безработицей, когда  часть работоспособного населения, временно или постоянно не имеют  работу. Добиться того, чтобы было занято все трудоспособное население, практически  невозможно. Чрезмерная безработица  влечет за собой большие экономические  и социальные издержки. Безработица  приводит к бездеятельности определенной части трудоспособного населения, как следствие - к потере квалификации, упадку моральных устоев, распаду  семьи, к общественным и политическим беспорядкам. А современная рыночная экономика нуждается в высококвалифицированных  работниках, способных творчески  подходить к выполнению своих  функций, принимать неординарные решения, нести ответственность за них, осуществлять поиск новых конструктивных идей.

Угроза стать безработным и  бедным меняет репродуктивные установки  населения. Значительная часть молодых  семей и семей в детородном возрасте, где оба родителя работают, откладывает рождение детей до лучших времен, прекрасно понимая, что появление  ребенка автоматически означает попадание данной семьи в категорию  бедных, а для женщины-матери, кроме  того, резко возрастает вероятность  оказаться, в конечном счете, в числе  безработных.

Бедность возникает из таких  факторов как общий уровень производства и производительность, из структуры  рынка труда и ассоциируется  с трудовыми процессами. Неравенство  в доступе к рынкам труда необходимо понимать как часть процесса социальной и экономической стратификации, одним из результатов которого является бедность. Дифференциация и неравенство  на рынке труда, первичным образом  обуславливает дифференциацию в  уровне жизни - сами по себе важные определители общего уровня бедности. В широком  смысле бедность отражает превалирование на рынке труда низкооплачиваемых  работ и процессов, нестабильную, часто граничащую с безработицей, занятость, которые толкают людей  в безработицу и экономическую  неактивность.[17, 13]

2.3 Российская практика сглаживания  доходов и социальной защиты  населения

На сегодняшний день система  социальной защиты населения имеет  серьезное значение для экономического и социального развития России. Её качественные и количественные параметры  определяют порядок в государстве, степень согласия в обществе, устойчивость экономической динамики, что особенно актуально в период экономического кризиса. При формировании дальнейшей политики социально-экономического развития регионов России особое внимание необходимо уделить факторам, которые обеспечивают рост экономических показателей. Одним  из таких факторов является обеспечение  социальной защиты населения. Социальная защита - система мероприятий, исполняющихся  государственными и общественными  организациями по обеспечению гарантированных  минимальных достаточных условий  жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования  человека.

Социальная защита, её институты  и меры призваны обеспечить социальную устойчивость положения граждан  независимо от их статуса и положения  в обществе. Она тем самым выполняет  важнейшую функцию обеспечения  нормальной жизнедеятельности всех членов общества, включённых в трудовые отношения, так и по тем или  иным причинам, не являющихся субъектами последних. Отсюда - многообразие форм социальной защиты, их постоянное развитие и изменение. Благодаря этой роли социальной защиты в поддержании  социальной устойчивости она одновременно позволяет сглаживать противоречия и минимизировать неблагоприятные  последствия социально-трудовых отношений, недостатки распределения доходов, обеспечить гарантии доступа к благам лиц, которые по тем или иным причинам не включены или не были включены в  трудовую деятельность. [21]

Следовательно, социальная защита в  системе социальной устойчивости общества выполняет следующие функции. Во-первых, она обеспечивает определённые минимальные  гарантии для всех граждан страны по доступу к базовым (основным) социальным благам, обеспечивающим жизнедеятельность  любого человека. Во-вторых, она обеспечивает страхование граждан страны от рисков, возникающих в процессе их жизненного цикла. В-третьих, она обеспечивает помощь и поддержку гражданам  страны, которые в силу тех или  иных причин поставлены в трудное, а  иногда особо сложное положение  в обществе.

Исходя из роли и основных функций  социальной защиты, можно выделить следующие основные её направления: социальное страхование, социальная помощь, обеспечение минимальных социальных гарантий. [21]

Обязательное социальное страхование - одна из основных форм социального  обеспечения, осуществляемая в соответствии с федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного  социального страхования". Оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. [21]

Бюджеты фондов обязательного социального  страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К числу фондов обязательного  социального страхования относятся  государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации. [21]

Внебюджетные социальные фонды  являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ и формируются  в основном за счёт средств работодателей, а также бюджета и в незначительной части индивидуальных платежей.

Расходование средств государственных  внебюджетных фондов обязательного  социального страхования представлено в приложении Б.

Пенсионеры - лица, постоянно проживающие  в Российской Федерации и реализовавшие  право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными  соглашениями. В общую численность пенсионеров включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а так же судьи, пребывающие в отставке, состоящие на учете в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и получающие ежемесячное пожизненное содержание. [21]

Средний размер назначенных пенсий определяется делением общей суммы  назначенных пенсий на численность  пенсионеров, состоящих на учете  в системе Пенсионного фонда  Российской Федерации (таблица 6).

 

Таблица 6 - Средний размер назначенных  пенсий по видам пенсионного обеспечения  и категориям пенсионеров на 1 января 2011года (рублей). [20]

 
 

Всего

в том числе

 
   

Трудовой пенсии

Накопительной части трудовой пенсии

По государственному пенсионному  обеспечению

 

Все пенсионеры

7593,9

7117,5

-

476,4

 

из них получающие пенсии:

         

по старости

8165,8

8043,0

-

122,8

 

по инвалидности

5136,5

5006,2

-

130,3

 

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена  семьи)

4819,1

4771,7

-

47,4

 

пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф  и члены их семей

6855,9

2037,8

-

4818,1

 

федеральные государственные  гражданские служащие

10968,6

8952,8

-

2015,8

 

за выслугу лет (из числа  пенсионеров-космонавтов)

56574,2

1524,2

-

55050,0

 

летчики-испытатели

51017,9

29658,0

-

21359,9

 

социальные

4730,5

-

-

4730,5

 
           

Информация о работе Неравенство и бедность в современной России