Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:37, реферат
Целью данной работы является изучение бедности в современной России и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) подвергнуть анализу измерения уровня бедности и экономического неравенства в современной России;
2) подвергнуть анализу измерения уровня бедности и экономического неравенства в современной России;
3) изучить особенности и характерные черты бедности и неравенства в Российской Федерации;
4) разобрать последствия бедности и экономического неравенства для российской экономики;
5) раскрыть возможные пути выхода из возникшей ситуации и рассмотреть политику социальной защиты населения.
Введение
1. Теоретическое исследование социального неравенства и бедности в современной России
1.1 Природа социального неравенства и дифференциации доходов населения
1.2 Понятие, причины и критерии бедности
1.3 Социально-экономические последствия неравенства и бедности
2. Экономическое неравенство и бедность как проблемы российской экономики
2.1 Особенности, тенденции, динамика и результаты неравенства России
2.2 Количественные оценки, причины и последствия бедности в российской экономике
2.3 Российская практика сглаживания доходов, социальной защиты населения и борьбы с бедностью
Заключение
Список использованных источников
Социальная помощь - оказание поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их положения и недостаточным уровнем личного дохода, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья и другими причинами. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат, которые могут осуществляться в различной форме - денежной и натуральной, в виде услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь носит конкретный - адресный или категориальный характер. Этим она принципиально отличается от системы страхования. [21]
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
1)поддержания уровня жизни
2)создания необходимых
3)снижения уровня социального неравенства;
4)повышения доходов населения.
Общий объём социальных выплат показан в таблице 7. [20]
Таблица 7 - Общий объем социальных выплат (по данным баланса денежных доходов и расходов населения)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Социальные выплаты, млрд. руб. |
1755,6 |
2080,4 |
2477,7 |
3333,3 |
4247,7 |
5711,3 |
|
из них: |
|||||||
пенсии |
1254,6 |
1438,3 |
1669,7 |
2282,3 |
2825,8 |
3961,4 |
|
пособия |
314,9 |
467,5 |
639,5 |
830,0 |
1167,9 |
1498,3 |
|
стипендии |
10,0 |
11,3 |
26,4 |
35,7 |
39,8 |
40,8 |
|
Удельный вес социальных выплат, процентов: |
|||||||
в ВВП |
8,1 |
7,7 |
7,5 |
8,1 |
10,9 |
12,7 |
|
в объёме денежных доходов населения |
12,7 |
12,0 |
11,6 |
13,2 |
14,8 |
17,8 |
|
Изменение социальных выплат, в процентах к предыдущему году |
110,7 |
108,0 |
109,3 |
117,9 |
114,1 |
125,8 |
|
Обеспечение минимальных социальных гарантий - важное направление социальной защиты - оно качественно отличается от других тем, что оно призвано обеспечить независимо от материального положения и социальных рисков равный доступ граждан страны к базовым социальным благам и государственную гарантию удовлетворения минимальных потребностей населения.
Система минимальных гарантий охватывает
все основные направления и формы
социально-трудовых отношений - от установления
минимальной оплаты труда до определения
минимальных размеров конкретных выплат.
Размеры основных социальных гарантий,
установленных законодательством Российской
Федерации в соотношении с величиной прожиточного
минимума можно посмотреть в таблице 8.
[20,21]
Таблица 8 - Размеры основных социальных
гарантий, установленных
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Минимальный размер оплаты труда |
22,0 |
27,5 |
48,4 |
78,8 |
72,7 |
62,0 |
|
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет: |
21,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
по уходу за первым ребенком |
- |
42,4 |
38,6 |
38,6 |
38,8 |
35,0 |
|
по уходу за вторым и последующими детьми |
- |
84,8 |
77,2 |
77,1 |
77,6 |
70,1 |
|
Минимальный размер пособия по безработице |
19,8 |
18,0 |
16,4 |
15,5 |
14,3 |
12,2 |
|
Минимальный размер стипендии: |
|||||||
студентов федеральных государственных высших учебных заведений 2) |
16,5 |
15,0 |
18,9 |
20,0 |
20,0 |
15,7 |
|
студентов и учащихся федеральных
государственных |
5,8 |
5,3 |
6,6 |
7,3 |
7,3 |
5,7 |
|
1) В расчетах использована
2) Обучающихся по очной форме обучения.
Для решения вопроса бедности стране и общественным учреждениям просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих недостаточно, нужно еще и инициировать рост представителей среднего класса. Начать решение вопроса бедности в России можно с предоставления условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособному слою населения. Для этого необходимы поддержка малого бизнеса; создание крупных государственных проектов, в которых могут участвовать ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Нельзя забывать и о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что они не могут обеспечить себя самостоятельно, им необходима мощная поддержка государства, оказанная во всевозможных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Была бы нелишней организация рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.
В России разработана, утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:
На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации
Программы были намечены меры по уменьшению
на 25% число отстающих по основным
социально-экономическим
На втором этапе (к концу действия
Программы в 2015 году) предусмотрено
сократить межрегиональные
Заключение
В течение многих веков ученые-историки
и социологи задумывались над
природой отношений между людьми,
над проблемой «угнетенных и
угнетателей», над справедливостью
или несправедливостью
Основой экономической стратификации,
в каком бы значении ни употреблялось
данное понятие, выступает дифференциация
доходов. Различия в уровне доходов
на душу населения, или на одного занятого,
называется дифференциацией доходов.
Не смотря на то, что историю бедности
можно проследить, начиная с истории
самого общества, в нашем государстве
данный феномен стал предметом исследования
лишь в современной отечественной
социологии в начале 70-90-х годов.
Под бедностью в широком смысле
слова мы понимаем такое состояние,
при котором возникает
В зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной. Абсолютная бедность - состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни (это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности), или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Субъективная бедность базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности.
Экономические реформы, происходящие
в нашей стране в течение последних
лет, серьезно изменили социальную структуру
общества. Подавляющее большинство
людей лишились социальной защиты государства,
и оказались перед
Комплексная методология снижения
уровня бедности должна включать конкретизацию
цели, анализ ситуации с бедностью
в контексте социально-
В данной работе отражена картина
бедности в России с точки зрения
экономики, но при этом показана социальная
и нравственная сторона этой проблемы.
Исходя из всего вышеизложенного, становится
ясно, что только грамотная политика
государства может вывести
Список использованных источников
1.Головин С.А. Социальное
2. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов/ А.И. Кравченко - М.: Академический Проект, 2008.-534 с.
3. Кравченко А.И. Социология: хрестоматия для вузов/ А.И. Кравченко - М.: Академический Проект, 2007.-983 с.
4. Николаева И.П. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004.-527 с.
5. Сидорович А.В.Курс
6.Социологический
7.Энциклопедический
8.Белоусова С. Анализ уровня бедности // Экономист. - 2006. - № 10. - С. 65-71.
9. Бобков В.С. Российская
10. Богомолова, Т.Ю. Бедность в
современной России: масштабы и
территориальная
11.Богомолова Т.Ю. Миграция
12. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 142-147.
13. Денисов, Н.А. Проблема
14. Иванов В.Н., Суворов А.В. Неравенство и бедность населения: опыт решения проблемы в России и за рубежом // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 3. - С. 132-148.
15. Култыгин В.П. Исследования социальной структуры в переходных обществах // Социологические исследования. - 2002. - № 4. - С. 121-129.
16. Николаева Л.Е. Бедность в России: экономический анализ // Общество и экономика. - 2005. - № 7-8. - С. 262-305.
17. Роик В. Бедность: причины, следствия, пути преодоления // Человек и труд. - 2010. - № 1. - С. 17-21.
18. Румянцева О. Опыт борьбы с бедностью в других странах // Экономист. - 2002. - № 3. - С. 71-77.
19. Шевяков А.В. Социальное
Информация о работе Неравенство и бедность в современной России