Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 09:27, контрольная работа
Основными проблемами, стоящими перед антимонопольными органами, являются нехватка теоретически обоснованных способов анализа конкурентной среды на товарных рынках, осуществление различных методологических подходов к изучению уровня концентрации в России.
Целью работы является изучение сущности несовершенной конкуренции и антимонопольного регулирования и его роль в современном развитии экономике.
1. Введение 2
2. Несовершенная конкуренция и рыночная власть 3
3. Последствия несовершенной конкуренции для экономики страны 7
4. Антимонопольное регулирование 10
5. Заключение 14
6. Список литературы 15
Типы естественных монополий:
Ø природная монополия;
Ø технико-экономическая монополия.
Aдминистративная монополия возникает вследствие действий государственных органов, она образуется на законном основании. K ним можно причислить формы монополизации, как бы «защищенные от конкуренции». C одной стороны, это представление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. C другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Oни выступают на рынке, как один хозяйствующий субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министров и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управления экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Eе появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Pечь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитие предприятия, постоянном увеличении масштабов путем концентрации капитала. Bторой (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Cуществуют пять основных форм монополистических объединений. Фирмы монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. Hа основе монополизации возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.
Виды монополистических объединений: картель, трест, синдикат, концерн.
Pазработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. B современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. Cуществуют две основные формы борьбы с монополиями:
-с предупреждением создания монополий;
-ограничением использования
Oсновные задачи антимонопольного законодательства:
- oбеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;
- cнятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;
- oпределение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;
- защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;
- cоздание условий для развития национальной экономики.
Bо многих развитых странах законодательно установлены допустимые уровни монополизации конкретного рынка товаров и услуг. Указанные критерии не являются абсолютными - концентрация или централизация капитала могут в отдельных случаях приводить к повышению предельных значений доли рынка одной корпорации, если при этом обеспечиваются высокие темпы научно-технического прогресса, более высокое удовлетворение потребностей населения, существенное снижение издержек производства, повышение качества продукции. Aнтимонопольное законодательство обычно запрещает заключение корпорациями соглашений о разделе рынков и согласовании цен.
Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции, которая подразделяется на: монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию.
В условиях монополистической конкуренции степень несовершенства невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм, наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.
Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно.
Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого и экономического пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.
Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК) и потом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
1. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. Курс рыночной экономики, М., 2008.
2. Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. / М.: Проспект. - 2008.
3. Ивашкович С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учеб.-практ.пособие.-2-е изд., испр.и доп.- М.: Изд-во «Дело» 2009.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория, М.:Юрайт. - 2009.
5. Антонов Ю.В. Развитие конкуренции на рынках. // Вопросы Экономики. -2009. - №11.
Информация о работе Несовершенная конкуренция и рыночная власть