Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:56, курсовая работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции….........3
1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории…………………………………………………………………………5
1.2 Структура государственного бюджета………………………………….10
1.3 Функции государственного бюджета……………………………………13
2. Источники формирования государственного бюджета…………………..16
2.1 Налоговые поступления и государственные займы…………………….17
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондо в…….22
3. Пути использования государственного бюджета…………………………25
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………….37
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:
Основными
доходами федерального бюджета являются
налоговые, они составляют 93,5%, а
около 34% от них составляет налог
на добавленную стоимость. Необходимо
отметить, что ряд федеральных
налогов поступает в
-
налога на прибыль (доход)
- НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
-
акцизов на спирт этиловый
из всех видов сырья, водку
и ликероводочные изделия,
-
акцизов на остальные товары,
производимые на территории РФ,
за исключением акцизов на
нефть (включая газовый
- автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
-
лицензионных и
-
подоходного налога с
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
-
платежей за пользование
-
платы за пользование
- лесного налога - в размере 100 процентов доходов;
- платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;
- налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;
- прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.
Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации, состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов.
К ним относятся:
1. Отчисления от федеральных и региональных налогов;
2. Средства фондов финансовой поддержки регионов;
3. Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;
4. Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.
Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».
Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.
Статус
«региона, особо нуждающегося в поддержке»,
предоставляется тем регионам, у
которых объем бюджетных
С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода
Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.
Благодаря
этому выделение средств
Следующим
по своему финансовому значению доходом
бюджета являются государственные
займы. К этому методу государство
прибегает при бюджетных
- по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;
- в зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;
- в зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;
- в зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
-
по характеру выплачиваемого
долга: выигрышные (на основе лотереи),
процентные и с нулевым
Существуют два пути получения государственных займов:
-
государственные займы,
-
кредиты, полученные у
Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.
При
чрезвычайных обстоятельствах, когда
получение государственных
2.3
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
И ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ
БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
К неналоговым доходам относятся доходы:
-
от использования, продажи и
иного возмездного отчуждение
имущества, находящегося в
-
от платных услуг, оказанных
государственными или
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
-
финансовая помощь и бюджетные
ссуды от бюджетов других
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
-
перечисление прибыли
-
доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в
- консульский сбор;
-
доходы от проведения
Понятие “целевые бюджетные фонды” появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов.
Анализ существования некоторых фондов выявил ряд существенных недостатков, и прежде всего таких, как межведомственное распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым использованием.
Для
преодоления указанных
В 1998 г. в состав бюджетной системы РФ были включены следующие целевые бюджетные фонды:
- дорожные фонды;
- Фонд развития таможенной системы РФ;
- Федеральный фонд государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- экологические фонды;
- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
Информация о работе Определение сущности государственного бюджета как экономической категории