Оптимизация бухгалтерского и налогового учета в работе бухгалтерской службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать теоретические и практические аспекты соотношения бухгалтерского и налогового учета.
Задачи работы:
· анализ основных принципов бухгалтерского и налогового учета;
· выявить проблемы осуществления и оптимизации бухгалтерского и налогового учета в нашей стране;
· проанализировать осуществление бухгалтерского и налогового учета и их соотношение на конкретном предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Анализ основных принципов налогового и бухгалтерского учета
1.1 Бухгалтерский учет и методы его осуществления на предприятии………………………………………………………………………5
1.2 Цели и методы налогового учета в России…………………………..9
2. Соотношение налогового и бухгалтерского учета в РФ на примере ООО "Бизнес-контракт"
2.1 Учетная политика в бухгалтерском и налоговом учете ООО "Бизнес-контракт"…………………………………………………………….….13
2.3 Сходства и различия в бухгалтерском и налоговом учете ООО "Бизнес-контракт"………………………………………………………………..19
3. Проблемы оптимизации налогового и бухгалтерского учета в РФ
3.1 Проблемы осуществления налогового учета в современной России…………………………………………………………………………….25
3.2 Оптимизация налогового и бухгалтерского учета в РФ………….…29
Заключение…………………………………………………......................34
Список использованных источников ………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (2).docx

— 54.24 Кб (Скачать файл)

Преимущества в части уменьшения налогообложения при создании резервов следующие Новикова Т.А. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации налогообложения. // Финансы. 2003. №5.:

1. Организация имеет возможность  уменьшать налоговую базу с  начала налогового периода, тем  самым не возникает излишней  переплаты сумм налога на прибыль  в бюджет.

2. Организация имеет возможность  уменьшить налоговую нагрузку  в части налога на прибыль  и в течение всего налогового  периода, используя возможность создания резерва под предстоящий ремонт особо сложных и дорогих видов основных и создания резерва по сомнительным долгам.

Порядок создания указанных резервов определен ст. 324 НК. В соответствии с указанной статьей организации, принявшие решение о создании такого резерва обязаны составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на отплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату отпусков. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.

3. Резерв под предстоящие  ремонты основных средств.

Указанный резерв создается на основании ст. 324 гл. 25 НК РФ. В сумму создаваемого резерва включаются стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами. Отчисления в создаваемый резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утвержденных налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г., принимается восстановительная стоимость. Предельная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств определяется исходя из периодичности осуществления ремонтов объектов основных средств, частоты замены элементов основных средств и сметной стоимости указанных ремонтов. При этом предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если же налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств, то он может сформировать такой резерв на срок более налогового периода, а предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

4. Резерв на формирование  расходов по сомнительным долгам.

Порядок создания такого резерва установлен ст. 269 гл. 25 НК РФ. Создание указанного резерва осуществляется на основе проведения инвентаризации и выявления суммы сомнительных долгов. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнюю дату отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности следующим образом:

· по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной задолженности;

· по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной задолженности;

· сомнительные долги со сроком возникновения до 45 дней не увеличивают сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными долгами (долгами, не реальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Суммы резервов по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Суммы резерва по сомнительным долгам, не полностью использованные налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если же сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном налоговом периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы оптимизации налогового и бухгалтерского учета в РФ

    3.1 Проблемы осуществления налогового учета в современной России

Среди проблемы осуществления налогового учета в нашей стране можно выделить две группы - проблемы целесообразности введения и применения налогового учета и проблемы применения основных принципов налогового учета.

        Основной задачей налогового учета является обобщение информации для определения налоговой базы по налогу прибыль. Однако до введения 25 главы НК РФ в действие расчет налогооблагаемой прибыли велся по данным бухгалтерского учета обязательного (легального) инструмента описания финансово-хозяйственной деятельности большинства экономических субъектов. Таким образом, получается, что налоговый учет по существу только дублирует функции бухгалтерского.

  Следующий аргумент - необходимость введения в штатную структуру предприятия дополнительных специалистов, занимающихся непосредственно налоговым учетом. За постановку бухгалтерского учета, как правило, отвечает главный бухгалтер, но нигде не сказано, что он же отвечает за ведение налогового учета. Так как принципы ведения бухгалтерского и налогового учета различны, то было бы некорректно одному специалисту отвечать за их ведение одновременно. Таким образом, необходимы новые вакансии налоговых консультантов.

   И, наконец, последний и самый важный аргумент, с которым я  выражаю согласие - расхождения между величинами налога на прибыль, исчисленного из данных бухгалтерского учета (с поправками, как это делалось в 2001 и более ранних годах) и из данных налогового учета, для громадного большинства предприятий значительно меньше, чем издержки предприятий по организации и ведению этого самого налогового учета. Для российской экономики, было бы лучше не вводить в организациях налоговый учет параллельно с бухгалтерским, а подумать о том, как упростить бухгалтерский учет, с тем, чтобы уменьшить издержки по определению налога на прибыль

Налоговый учет, как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, существовал и существует не только в связи с принятием 25 главы НК РФ.

  В соответствии со ст. 313 НК РФ целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.      Признать, что ведение налогового учета не требуется одновременно означает, что нам не нужна достоверная информация о прядке исчисления того или иного налога.

     Больше всего негативных эмоций вызывает предполагаемая необходимость дублировать регистры и иную документацию для целей бухгалтерского и для целей налогового учета в тех случаях, когда они полностью совпадают. Однако в налоговом учете достаточно лишь отражать только отдельные операции, которые не были отражены в бухгалтерском учете. Налоговый учет был, есть и будет, но выделять его из бухгалтерского учета надо только в тех случаях, когда это действительно необходимо и методом двойной записи учет не возможен.

     Что касается проблем применения бухгалтерского учета можно выделить следующие основные заблуждения в этой области. Пальмина Е. Налоговый учет - мифы и реальность.//Расчет. 2006. №12.:

1. Если фирма применяет  ПБУ 18/02, то вести налоговый учет  не обязательно.

ПБУ 18/02 лишь предписывает организовать бухгалтерский учет так, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль, но не освобождает фирму от ведения налогового учета.

2. Если фирма ведет  налоговый учет, то ПБУ 18/02 можно  не применять.

Применять ПБУ 18/02 должны фирмы-налогоплательщики налога на прибыль (п. 1 ПБУ 18/02). Исключение в Положении сделано только для малых предприятий. У них есть право выбора: применять Положение или нет (п. 2 ПБУ 18/02). Особая ситуация складывается с фирмами, которые находятся на специальных налоговых режимах. Прямого разрешения не применять ПБУ 18/02 для них не написано. Однако Минфин РФ в письме от 14 июля 2004 г. № 16-00-14/220 разъяснило эту ситуацию. Чиновники указали, что действие ПБУ 18/02 распространяется только на те виды деятельности, в результате ведения которых организация становится налогоплательщиком по налогу на прибыль.

3. Регистры налогового  учета обязательно нужно распечатывать. Отсутствие налоговых регистров  влечет налоговую ответственность.

Требования об обязательной распечатке регистров налогового учета в Налоговом кодексе нет. В статье 313 установлено, что фирма может вести регистры налогового учета на бумаге, в электронном виде или на любых машинных носителях. Порядок ведения налогового учета нужно установить в учетной политике. При этом можно установить, что организация распечатывает регистры «по требованию» или «ежеквартально».

         4. Если бухгалтер ведет налоговый учет на основе бухгалтерских регистров, то можно в них лишь поменять название - и налоговые регистры готовы.

Точное совпадение регистров бухгалтерского и налогового учета - ситуация редкая. И, вероятнее всего, организации все же придется делать корректировочные расчеты.

          5. Если грамотно составить учетную политику, то разницы между бухгалтерским и налоговым учетом не будет.

          Синхронизировать налоговый и бухгалтерский учеты получается лишь у некоторых фирм - как правило, малых предприятий с небольшим количеством операций. Дело в том, что в самих ПБУ и Налоговом кодексе есть принципиальные различия по учету некоторых видов доходов и расходов. Например, в бухгалтерском учете - суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов включают в их фактическую стоимость (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом же учете эти затраты включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК). Поэтому в этом и некоторых других случаях сблизить два вида учетов не получится.

   Следует отметить, что по тому же пути пошли разработчики большинства бухгалтерских компьютерных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Оптимизация налогового и  бухгалтерского учета в РФ

       Учетная политика организации является одним из основных документов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя. Не секрет, что все большее количество организаций и индивидуальных предпринимателей переходят на путь легального бизнеса, тем более что этому способствует и реформа в налоговой политике, проводимая государством. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует не уводить денежные поступления из под налогообложения, формируя тем самым черную кассу, а разобраться в системе налогообложения, и, с помощью учетной политики, создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

       При разработке учетной политики необходимо решить следующие задачи:

1. Сделать бухгалтерский  учет прозрачным и доступным  в понимании, позволяющим осуществить  анализ хозяйственной деятельности  предприятия.

2. Создать оптимальную  систему налогового учета.

3. Предусмотреть определенные  направления минимизации налогов, не противоречащие действующему  законодательству РФ.

Информация о работе Оптимизация бухгалтерского и налогового учета в работе бухгалтерской службы