Организационная структура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Научно-прикладные и практические проблемы совершенствования организации управления, как правило, ставятся по отношению к конкретным объектам--производственно-хозяйственным организациям или их комплексам, которые выполняют соответствующие функции по достижению общественно значимых целей.Организация рассматривается при этом как некая четко определенная социальная целостность, которая представляет собой неотъемлемую часть общества как “органической системы”, той общественно-экономической формации, в которой существует. В то же время организация -- это социальный коллектив, который имеет собственный путь зарождения, развития, естественного роста, а также управленческий “инструмент” для достижения определенных целей. Отмеченные организационные явления сосуществуют одновременно.

Не существует организаций вообще, безотносительно к тому обществу, в котором они создаются и действуют, в отрыве от конкретных социально-экономических, социально-культурных, исторических, производственно-технических и иных условий. Однако в каждой организации проявляются также и специфические закономерности их формирования и использования как “инструментов”. Эти объективные закономерности во многом предопределяют принципы и методы управления, его организационные структуры, системы информации и принятия решений, стили руководства, типы поведенческих ориентации членов организаций и другие их характеристики.

Содержание

1. Аппарат управления как система

1.1 Организационная структура управления

1.2 Процессы управления и структура управления

1.3 Характеристики системы управления

2. Организационная структура и организационные механизмы управления

2.1 Типы организационных систем управления и условия их применения

2.2 Типы структур управления

3. Факторы, определяющие требования к организационным структурам

3.1 Цели системы управления

3.2 Среда функционирования системы

3.3 Ресурсы

3.4 Организационно-технологические параметры системы

Выводы и предложения направленные на совершенствование деятельности организации структуры управления

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.docx

— 101.69 Кб (Скачать файл)

Влияние организационной  структуры на эффективность процесса управления проявляется всегда в  тесной связи и взаимообусловленности  с влиянием других характеристик  системы управления, включая экономические  механизмы управления, порядок планирования и оценки работы, применяемые методы и технику управления, деловые  качества кадрового состава, сложившийся  социально-психологический климат и неформальные отношения и другие свойства субъекта управления, которые  также поддаются совершенствованию  в той или иной степени. Это  обстоятельство важно по ряду причин,

Во-первых, если не учесть влияния названных характеристик на эффективность управления, они могут ослаблять и даже сводить на нет положительные результаты организационного совершенствования.

Во-вторых, диапазон разнообразия организационных форм не безграничен, а при переходе от одного типа структуры и организационного механизма к другому могут существовать определенные требования, которые каждый конкретный вариант структуры удовлетворить не в состоянии. Эти рассогласования как раз и могут быть компенсированы влиянием других характеристик и параметров субъекта управления.

И в-третьих, влияние многих объективных факторов на требования к структуре может оказаться разнонаправленным и даже противоречивым, что сильно усложняет проблему построения критериев их выбора. Понимание этого положения часто заставляет принимать комплексные организационные решения и одновременно со структурой совершенствовать и другие взаимообусловленные характеристики управляющей системы в целях достижения приемлемого конечного эффекта от ее функционирования.

Анализ влияния закономерностей  осуществления процессов управления на требования к его организации  достаточно сложен и должен стать  предметом специального рассмотрения. Здесь мы только изложим некоторые  выводы этого анализа. Основной из них  состоит в том, что общие свойства спроектированной для каждого конкретного  случая организационной структуры  управления должны обеспечивать и регламентировать:

· полноту ответственности  каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним  задачи сбалансированность задач всех звеньев определенного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня;

· комплексность выполнения (взаимосвязанность) всех функций управления, относящихся к решению каждой поставленной задачи, как по вертикали, так и по горизонтали взаимодействие наиболее эффективные разделение и  кооперацию труда между звеньями и уровнями аппарата управления с  точки зрения выполняемых функций, минимизацию их дублирования, а также  обоснованное взаимодействие линейно-функциональной и программно-целевой структур;

· концентрацию прав и ответственности  при решении каждой конкретной управленческой задачи за счет рационального перераспределения  компетенции на каждом уровне управления по горизонтали и делегирования  полномочий по вертикали;

· полное соответствие организационно-экономического механизма контроля исполнения объему компетенции в области ответственности  и прав принятия решений по каждой управленческой задаче.

Поскольку практически в  каждую современную систему управления вводятся элементы регулирования межфункционального и межотраслевого взаимодействия, приведенный  выше перечень уместно дополнить  специфическими требованиями к структурам и механизмам управления комплексными целевыми программами. Суть этих требований состоит в том, чтобы:

· повысить оперативность  и действенность руководства  формированием и реализацией  программы путем приближения  органов управления к исполнителям и создания непосредственной связи  между ними;

· обеспечить наиболее полное и эффективное взаимодействие всех подразделений, занятых обеспечением и выполнением программ;

· освободить органы высшего  руководства системой от функций  оперативного управления и координации  действий исполнителей программных  мероприятий;

· повысить ответственность  органов управления каждого конкретного  исполнителя программы за результаты и сроки выполнения работ;

· обеспечить эффективный  контроль за ходом выполнения запланированных  работ, создающий основу для действенного административного регулирования  и материального стимулирования более высоких результатов работ  по качеству, эффективности и срокам.

Однако, как указывалось  выше, каждая из организационных форм управления, соответствующая одному из ее типов, позволяет достаточно эффективно обеспечить выполнение только части  перечисленных требований. Чтобы  удовлетворить их все в крупной  организации должна применяться комбинированная структура, представляющая специфическое для конкретного объекта в сложившихся условиях и системное сочетание различных организационных форм. Теоретический анализ и опыт показывают, что наиболее существенными факторами являются характеристики: целей системы; среды ее функционирования; ресурсов, имеющихся для достижения целей; организационно-технологических параметров системы и процессов ее функционирования.

3.1 Цели системы управления

Как теоретический анализ, так и опыт управления показывают, что не только производственно-хозяйственная  организация, но и крупномасштабная комплексная программа не могут  быть одноцелевыми. Исходя из анализа  их реальных целей важно установить рациональное соотношение линейно-функциональной и программно-целевой ориентации в построении структур управления. Можно сформулировать некоторые положения, определяющие соответствие целей организации и ее организационной структуры. В частности, при наличии нескольких стабильных и равнозначных целей основой организации управления должна быть, как правило, линейно-функциональная структура. В случае устойчивой диверсификации (т. е. номенклатурного и отраслевого разнообразия) производственных целей, сопровождающейся ярко выраженной предметной или технологической специализацией производства, складывающимся требованиям более всего расчетных отделений) модификация линейно-функциональной структуры или ее сочетание с формами программно-целевого управления, разработкой и созданием наиболее важных видов продукции.

Если имеется большое  разнообразие производственных и научно-технических  целей, которое порождает сложные  взаимодействия всего функционального  и производственного аппарата, то для организации управления производством  ограниченной номенклатуры новой техники  или новой продукции наиболее эффективной является форма централизованного  проектного (линейно-программного) управления. При этом высший уровень руководства  программой должен иметь линейно-штабную организацию, а средний -- линейно-функциональную. Наконец, если одна из целей системы главенствует в течение длительного периода, то может быть обоснованным преобразование многоцелевой линейно-функциональной структуры в централизованную программную.

Фактор стабильности целей во времени является весьма существенным. Эту стабильность можно оценить по среднему жизненному циклу организационных структур (периоду времени между их крупными перестройками), который для современных организаций составляет обычно четыре-пять лет. Если главные цели, которые поставлены перед организацией, достаточно устойчивы в интервале жизненного цикла линейно-функциональной структуры, последняя оказывается достаточно экономичной и эффективной для таких условий. Однако более динамичные и часто изменяющиеся цели требуют соответственно применения более гибких и адаптивных структур. Тогда целесообразны матричные структуры, сформированные по вертикали из линейно-функциональных, а по горизонтали -- из программных (проектных) блоков.

Путин обеспечил  министерства...

Премьер-министр  РФ Владимир Путин подписал перечень поручений по. ..

news.rambler.ru

Сергей Гимаев объяснил ...

Заслуженный тренер России, хоккейный эксперт  телеканала «Россия 2». ..

news.rambler.ru




ЯндексДирект

Дать  объявление

  • Управление персоналом

Простая удобная программа. 30 дней бесплатно. Не требует установки.

www.megaplan.ru

  • Организационная структура

Директор по корпоративной  культуре и внутренним коммуникациям. Тренинг

www.mbs-seminar.ru

Организационная структура управления

Информационная природа  процессов управления производственно-хозяйственной  деятельностью. Стиль руководства  как способ воздействия лиц, наделенных необходимыми полномочиями, на членов организации. Типы организационных  систем и условия их применения.

Рубрика: Менеджмент и трудовые отношения 
Вид: курсовая работа 
Язык: русский 
Дата добавления: 03.06.2009 
Размер файла: 579,5 K

Полная информация о работе

Скачать работу можно здесь

 


ЯндексДирект

  • Terrasoft CRM

Система управления продажами, маркетингом, сервисом для Вашего бизнеса.

terrasoft.ru

  • Курсовые по управлению на заказ

Выполнение заказа недорого, качественно и в срок. Или выбрать из готовых.

referatbank.info

Дать  объявление

 
 


Отправить свою хорошую работу на сайт просто. Используйте форму, расположенную  ниже.

Название работы: 

E-mail (не обязательно): 

Ваше имя или  ник: 

Файл: 

 



Подобные  работы

 
1.    Типы управления: руководство и лидерство курсовая работа [37,7 K], 07.10.2007 
2.    Преимущества и недостатки различных организационных структур управления курсовая работа [747,3 K], 10.01.2008 
3.    Основные тенденции развития организационных структур управления производством контрольная работа [78,4 K], 22.02.2009 
4.    Руководитель и стиль управления реферат [27,2 K], 05.01.2009 
5.    Основные типы организационных структур управления и их особенности курсовая работа [84,1 K], 07.08.2008 
6.    Организационная структура управления курсовая работа [65,8 K], 10.12.2010 
7.    Типы современных организационных структур управления курсовая работа [44,5 K], 24.12.2010 
8.    Организационная структура управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса и методы ее оптимизации курсовая работа [1,1 M], 15.03.2009 
9.    Организационная структура предприятия и пути ее совершенствования курсовая работа [11,9 M], 16.12.2010 
10.    Роль культуры управления в эффективной работе менеджера дипломная работа [1,3 M], 28.10.2010 
11.    Анализ управления в учреждении контрольная работа [45,4 K], 17.12.2010 
12.    Совершенствование организационной структуры ООО "Славия" курсовая работа [156,4 K], 03.12.2010 
13.    Стиль управления курсовая работа [26,6 K], 17.10.2002 
14.    Внимание к внутренним проблемам - способ справиться с "самим собой" реферат [91,7 K], 23.12.2008 
15.    Особенности стилей руководства в рыночной среде для Российской Федерации дипломная работа [89,2 K], 14.03.2011 
16.    Структура управления предприятием курсовая работа [104,7 K], 04.02.2011 
17.    Типы организационных структур управления. Основные принципы построения организационных структур реферат [35,0 K], 22.01.2009 
18.    Управление персоналом курсовая работа [185,1 K], 10.04.2011 
19.    Стиль руководства: факторы и критерии оценки дипломная работа [761,6 K], 07.01.2011 
20.    Организационная структура предприятия и пути ее совершенствования курсовая работа [814,7 K], 12.01.2011


Страница:  1   2 

Наиболее часто в организации  в разных соотношениях реализуются  как стабильные, так и динамичные цели. Как правило, при этом наблюдается  и значительное разнообразие производственных и научно-технических задач. Это  объясняется необходимостью расширения или сохранения производства отдельных  видов продукции, уже удовлетворяющих  определенную общественную потребность, и освоения производства новых изделий  и услуг, связанного с исследованиями, разработками, вводом новых мощностей  или существенной модернизацией  действующих. В таких случаях  приоритет отдается обычно обеспечению  устойчивого развития и рентабельности хозяйственной деятельности. Это  достигается путем совершенствования  линейно-функциональной структуры  и главным образом путем создания и укрупнения в верхнем эшелоне  руководства интегративных штабных  звеньев: аналитических, прогнозных, координационно-плановых. В то же время на среднем уровне руководства максимально используются матричные формы построения структур, приспособляющиеся к производственным и другим нововведениям. Ведущую  роль при этом играют программные.

3.2 Среда функционирования системы

Содержание и характер деятельности открытых социально-экономических  систем, которыми являются производственно-хозяйственные  организации, в значительной мере определяются взаимодействием с их внешним  окружением. Можно выделить три типа элементов этого окружения, определяющих требования к организации управления любой системой.

К первому типу относятся вышестоящие органы руководства системой. От того, как построена организационная структура функционального аппарата управления высшего по отношению к данной системе уровня, от степени централизации ответственности и прав распорядительства ресурсами, наконец, от того, как директивно распределены функции по управлению всем внешним взаимодействием, зависят содержание, структура и объем задач каждой конкретной управляющей системы.

Вторым важным элементом внешней среды производственно-хозяйственных организаций являются поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, оборудования, инструментов, тары и пр., а также потребители товаров и услуг. Особое место в этой группе занимает кредитно-банковская система, влияние которой распространяется на функционирование всех указанных здесь компонентов. В зависимости от масштабов и разнообразия производственной кооперации задачи руководства ею могут значительно меняться. Соответственно меняются и организационные формы управления.

Третьим самостоятельным элементом внешней среды являются компоненты производственной, научно-технической и социальной инфраструктуры. Здесь существенными являются два фактора: формы управления отраслями инфраструктуры и масштабы деятельности по обслуживанию. Чем более централизованы и специализированы отрасли инфраструктуры, тем уже круг задач и проще организация взаимодействия с ними.

3.3 Ресурсы

Характер ресурсов, используемых производственно-хозяйственной системой для достижения поставленных целей, существенно влияет на построение организационных  структур управления и эффективность  их использования. Можно выделить несколько основных направлений этого влияния.

Во-первых, обеспечение производства каждым видом ресурсов может рассматриваться как самостоятельная подцель системы. Поэтому номенклатура используемых ресурсов, их ассортимент и взаимозаменяемость, источники и способы получения в значительной степени определяют структуру целей организации, а следовательно, и внутреннюю организационную структуру управления ею.

Во-вторых, объем потребляемых ресурсов непосредственно связан с размерами организации. Это означает, что он влияет на общий объем управленческих работ, содержание и трудоемкость отдельных функций управления, возможности специализации управленческих звеньев, связи между ними, а значит, и на их внутреннюю структуру.

В-третьих, источники получения ресурсов и механизм их кругооборота в значительной степени обусловливают состав, содержание и порядок внешних связей организации. Здесь уместно отметить, что сырье и полуфабрикаты, энергия, орудия производства, информация и услуги должны рассматриваться тоже как специфические ресурсы, а это значит, что их характеристики во многом определяют как производственно-технологическую структуру процесса функционирования системы.

В-четвертых, степень стабильности номенклатуры потребляемых ресурсов и обеспеченности ими, хотя и опосредованно, но в очень существенной мере определяют требования к организационным формам управления.

Так, ограниченность ресурсов, вызванная их дефицитностью, недостатком  оборотных средств, плохой организацией поставок, требует высокой скоординированности  текущей и оперативной деятельности по всем функциям, строгого и постоянного  контроля затрат и результатов со стороны высшего руководства, высокого уровня централизации полномочий и  ответственности по распорядительству  ресурсами и по контролю за их запасами.

3.4 Организационно-технологические параметры системы

Играя в определенной степени  подчиненную роль по отношению к  таким первичным факторам, как  цели, ресурсы и внешняя среда, эти параметры в силу своей  вариативности оказывают и собственное  влияние на требования к организации  управления. Отметим ниже некоторые  зависимости, выходящие за рамки  отраслевых особенностей систем.

Производственно-техническая  база, в особенности тип организации  производства, в наибольшей степени  влияет на внутреннюю структуризацию задач управления и содержание выполняемых  функций. Так, в массовом производстве усиливается роль организационной  и технологической подготовки производства, оперативного управления им, организации  обслуживания потребителей. Здесь в  наибольшей мере требуются организационные  формы, обеспечивающие разделение стратегических и текущих функций управления, создаются условия для внутрихозяйственного хозрасчета. И наоборот, в индивидуальном производстве первостепенными становятся функции исследований и разработок, регулирования технологии и материальных поставок, постоянной координации использования  всех видов ресурсов, обеспечения  связей с конкретными потребителями  и поставщиками. Здесь наиболее эффективны гибкие организационные формы, которые  обеспечивают быстрое налаживание  и перестройку горизонтальных связей. Вид специализации производства и степень его кооперирования существенно влияют на требования к  централизации полномочий и ответственности, дифференциацию подразделений среднего уровня и состав их связей. Так, предметная специализация позволяет в большей  степени обособить органы управления, которые занимаются оперативным  регулированием производства и сбыта, а технологическая специализация  усиливает приоритеты задач подготовки и обслуживания производства. При  высокой степени кооперирования производства требуются большие  объемы работ по координации текущей  деятельности, а при низком уровне кооперации усиливается роль подразделений, занятых экономическим анализом и распределением ресурсов.

Сложность выпускаемой продукции  и уровень применяемой технологии более всего влияют на содержание и объемы выполнения сложной продукции  зачастую расширяются службы конструкторской  подготовки производства и управления качеством продукции и начинают широко применяться различные формы  проектного управления. Для многих крупных объединений существенным фактором организации управления является пространственное размещение производственных подразделений и обеспеченность их средствами связи. Если, например, отделения  и филиалы объединения удалены  один от другого на значительные расстояния, они вынуждены самостоятельно выполнять  многие функции управления на среднем  уровне. Это приводит к созданию на высшем уровне руководства дополнительных штабных и координационных звеньев. И наоборот, при концентрации всей производственной деятельности на одной, пусть даже значительной территории появляются возможности для максимальной централизации выполнения многих функций  управления на основе создания укрупненных  специализированных служб.Для того чтобы добиться непротиворечивости этих требований и их удовлетворения, нужна глубокая исследовательская  и нормативная работа на отраслевом уровне, а не на уровне отдельных  предприятий.

Выводы и предложения, направленные на совершенствование деятельности организации структуры управления

Через преодоление очень  сложных проблем, с большими трудностями  наша страна осуществляет переход к  рыночной экономике. Переход России на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности. Ранее руководители предприятий  даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличение прибыли, так как предприятия  не являлись собственностью начальника или директора.

Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока к сожалению не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы  лишь с отдельными функциями системы  управления. Это происходит потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в  конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения  проблем. На производственном предприятии  большое значение играют: разработка организационной структуры системы  управления, подходы к распределению  обязанностей, принципы создания перспективной  организации и т.д. Поэтому значительное внимание уделяется совершенствованию  организационной структуры системы  управления на предприятии. Структура  организации это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Понятие организационной  структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно  выполнявшиеся самой организацией виды работ в настоящее время  передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию  традиционных границ между организациями.

Считается, что организация  существует во внешней среде, которая  формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять  организация для обеспечения  производственной деятельности. Применение предложенных рекомендаций повысит эффективность труда управляющего персонала и организационную культуру принимаемых решений управленческой деятельности.

Признаки  оптимальной структуры:

· небольшое число уровней  руководства;

· небольшие подразделения  или автономные группы с высококвалифицированным  персоналом;

· целенаправленная работа на потребителей;

· предусмотрение изменений  или быстрая реакция на них;

· высокая производительность и низкие затраты - высокая эффективность.

Поскольку предназначение организационной  структуры состоит в том, чтобы  обеспечить достижение стоящих перед  организацией целей, проектирование структуры  должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она  осуществляет свои операции. Структура  организации должна быть такой, чтобы  обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку  с течением времени стратегия  и внешняя среда меняются, то необходимы соответствующие изменения и  в организационных структурах, применение новых организационных форм структур. Необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организационной  структуры управления на основе разных видов подходов.

Согласно классической теории организации структура организации  должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки организационной  структуры схожа с последовательностью  элементов процесса планирования. Вначале  необходимо осуществить разделение организации на широкие сферы, затем  поставить конкретные задачи - подобно  тому, как в планировании сначала  формулируются общие задачи, - а  потом составляются конкретные правила.

Последовательность  действий следующая:

1. Осуществляется деление  организации по горизонтали на  широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Решаются, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие - штабными.

2. Устанавливаются соотношения  полномочий различных должностей. При этом руководство устанавливает  цепь команд, если необходимо  производит дальнейшее деление  на более мелкие организационные  подразделения, чтобы более эффективно  использовать специализацию и  избежать перегрузки руководства.

3. Определяются должностные  обязанности как совокупность  определенных задач и функций  и поручается их выполнение  конкретным лицам.

В целом организационная  структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:

* обладать функциональной  пригодностью, гарантировать надежность  и обеспечивать управление на  всех уровнях;

* быть оперативной, не  отставать от хода производственного  процесса;

* иметь минимальное количество  уровней управления и рациональные  связи между органами управления;

* быть экономичной, минимизировать  затраты на выполнение управленческих  функций.

Структура организации, ее иерархия скрывают в себе глубочайший смысл. Корни этого вопроса уходят далеко в фундаментальные разработки экономической  теории, маркетинга и теории отраслевых рынков, а эти основополагающие исследования признаны учеными всего мира. Возникновение  вышеуказанных типов структур и  их модификаций имеет объективную  основу. Эволюция организационных форм управления последовательно отражала основную тенденцию развития организации  общественного производства - углубление разделения и кооперации труда, усиление его специализации, ускорение научно-технического прогресса и его роли в производстве, повышение разнообразия и сложности  условий, в которых функционируют  производственно-хозяйственные организации. Усложнение процессов организации  производства получало достаточно адекватное отражение в новых формах организационных  структур управления.

Построение организационной  структуры управления, адекватной объективным  условиям, - это творческая задача, которая  отнюдь не сводится к использованию  типовых структур (или систем) управления, оправдавших себя в некоторых  достаточно ограниченных условиях хозяйственной  деятельности. Это не означает отрицания  возможности и необходимости  классификации структур управления как предмета исследования и проектирования, но требует системного подхода учеными  всего мира. Таким образом, большинство  современных организационных структур управления строится на базе линейной структуры со следующими модификациями: делегирование полномочий нижестоящим  уровням управления; введение горизонтальных управляющих связей, административных обязательных; экономических (многомерная  и пр. структуры); рекомендательных (линейно-функциональная и пр. структуры); допуск структурных подразделений  на внешний рынок.

Оптимальной структуры управления для всех компаний и на все случаи жизни не существует. Оптимальная структура конкретной компании в конкретных рыночных условиях зависит как от специфики компании, так и от специфики рынка, а также от тактических и стратегических целей, которые ставит перед собой компания.

Список литературы

1. Виханский О.С., Наумов  А.И. Менеджмент. - М.: Издательство  Московского Университета, 2005.

2. Латфуллин Г.Р. Основные  тенденции и концепции управления  на стыке веков//Проблемы теории  и практики управления. - 2008. - No1.

3. Черников Д.А. Крах  радикализма и эволюционистская  альтернатива//Российский экономический  журнал. - 2005. - No3.

4. Дракер П. Создание  новой теории производства//Проблемы  теории и практики управления. - 2006. - No1.

5. Акофф Р. Планирование  корпорации будущего. - М. 2005.

6. Мильнер Б.З. Теория  организаций. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2008.

7. Ефремов В.С. Семь граней  современного менеджмента//Менеджмент  в России и за рубежом. - 2007. - No1.



Информация о работе Организационная структура управления