Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – определить, что такое предпринимательство, его основные функции, обозначить организационно-правовые формы, учитывая Законодательство Российской Федерации, а так же рассмотреть динамику развития предпринимательства в России и на Смоленщине. Для раскрытия темы необходимо выполнить следующие задачи:
• определить сущность предпринимательства
• изучить функции, субъекты и объекты предпринимательства
• рассмотреть организационные формы предпринимательства
• исследовать развитие предпринимательства по регионам России и на Смоленщине
• выявить проблемы развития предпринимательства, проанализировать целевую программу «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и сделать соответствующие выводы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. . . 5
1.1 Понятие и этапы развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Функции, субъекты и объекты предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Организационные формы предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2 РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ. . . . . . . . . . . . 24
2.1 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России. . . . . . . 24
2.2 Оценка уровня развитие предпринимательства на Смоленщине. . . . . . . . . . . .27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяяч!!!!!.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

Как всегда наряду с преимуществами существуют и недостатки, к которым  можно отнести невозможность  иметь штат сотрудников по трудовому  договору, однако договоры подряда  на выполнение работ заключать можно  и с гражданами. Как недостаток можно отметить и то, что индивидуальный предприниматель отвечает по своим  обязательствам всем своим имуществом, однако тем, на которое может быть наложено взыскание. Следует оговориться, что любое изъятие может проводиться  только по решению суда.

Как видно преимуществ  значительно больше, чем недостатков, поэтому такая форма предпринимательства  достаточно привлекательна.

В этом разделе рассматривается сущность предпринимательства, его функции, а так же основные организационно-правовые формы предпринимательства.

 

2 РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

2.1 Динамика развития малого  предпринимательства в регионах  России

Общемировой финансово-экономический  кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены  значительно сокращать масштабы своей деятельности.

При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления  сложившейся ситуации. Так, в четвертом  квартале 2008 г. была зафиксирована тенденция к снижению деловой активности малых предприятий. По итогам первого квартала 2009 г. значения основных статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства, также продолжили снижаться.

 В первом квартале 2010 года малому бизнесу в России стало хуже по всем параметрам, кроме одного, – обороты выросли. Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что руководители малых предприятий по итогам кризиса сделали выводы и увеличили эффективность предприятий.

Количество зарегистрированных малых предприятий в нашей стране снизилось на 3,5% (1 апреля 2010 г. к 1 апреля 2009 г.). Среднесписочная численность работников малых предприятий снизилась даже сильнее – на 4,3% (первый квартал 2010 г. к аналогичному периоду 2009 г.). Объем инвестиций в основной капитала упал вообще на 16,8%. Зато объем оборота в январе–марте 2010 г. по сравнению январем–мартом 2009 г. увеличился на 3,5%.

По состоянию на 1 апреля 2011 года в России было зарегистрировано 230,9 тыс. малых предприятий, что на 5,2% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. жителей выросло на 6,9 ед. и составило 161,6 ед.

Проведем сравнительный  анализ количества малых предприятий за 2008-2011 гг.

Таблица 1-Количество зарегистрированных малых и средних предприятий по федеральным округам в Российской Федерации

 

Федеральные

Количество

Количество

Количество

Количество

округа

Зарегестр-нных

Зарегестрир-ных

Зарегестр-ных

Зарегестр-ных

 

МСП на 1 апреля 2008

МСП на 1 апреля 2009

МСП на 1 апреля 2010

МСП на 1 апреля 2011

 

г. в расчете на 100

г. в расчете на 100

г. в расчете на 100

г. в расчете на 100

 

тыс.чел.населения

тыс.чел.населения

тыс.чел.населения

тыс.чел.населения

1

2

3

4

5

РФ

202,1

160,4

154,8

161,6

Центральный

221,8

196,9

184,1

184,7

Северо-Западный

230,4

231,0

230,5

263,3

Южный

173,0

119,6

130,2

123,9

Приволжский

203,4

156,2

157,6

158,3

Уральский

91,5

112,6

116,5

136,8

Сибирский

231,2

131,0

128,1

142,0

Дальневосточный

249,8

147,1

154,5

153,3


 

На 1 апреля 2009 г. Число зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей в целом по стране достигло 160,4 ед., сократившись по сравнению с 1 апреля 2008г. на 41,7 ед. Затем в 2010 г. произошло дальнейшее сокращение на 5,6 ед., а уже в 2011 г. количество предприятий возросло на 6,8 ед. Наиболее сильное сокращение наблюдается в Дальневосточном и Сибирском регионах: к 2011 г. количество зарегистрированных предприятий  в этих регионах соответственно составило 153,3 и 142,0 ед., что на 96,5 и 89,2 ед. меньше, чем в первом квартале 2008 г.

Для более наглядного отображения  динамики изменения по данным таблицы был построен линейный график [ПРИЛОЖЕНИЕ А].

На рис.1 видно, что значительное сокращение показателя произошло после 2008 г.

Проанализируем динамику изменения количества зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения с помощью такого показателя ряда динамики, как темп роста. Данные расчетов приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ показателей рядов динамики по росту числа малых и средних предприятий по федеральным округам Российской Федерации

 

Федеральные

Темп роста кол-ва

Темп роста кол-ва

Темп роста кол-ва

Темп роста кол-ва

округа

зарег-ванных

зарег-ванных МСП на

зарег-ванных МСП на

зарег-ванных МСП на

 

МСП на 1 апреля 2008

1 апреля 2009г. в рас-

1 апреля 2010г. в рас-

1 апреля 2011г. в рас-

 

г. в расчете на 100

чете на 100тыс.чел.

чете на 100тыс.чел.

чете на 100тыс.чел.

 

тыс.чел.населения,%

относительно 2008г.%

относительно 2009г.%

относительно 2010г.%

1

2

3

4

5

РФ

109,5

25,6

79,4

82,4

Центральный

105,8

22,5

88,8

90,2

Северо-Западный

118,4

16,7

100,3

103,9

Южный

102,4

35,1

69,1

72,3

Приволжский

107,5

32,7

76,8

77,3

Уральский

106,7

13,8

123,1

129,1

Сибирский

117,2

35,1

56,7

59,4

Дальневосточный

117,9

31,8

58,9

62,8


 

Прослеживается отрицательная  динамика темпов роста числа предприятий. Наибольшее сокращение произошло в 2009г относительно 2008г. Так же можно наблюдать и тот факт, что в 2009-2011гг. количество зарегистрированных предприятий возрастает.

Для более наглядного отображения  изменения темпов роста по данным таблицы был построен линейный график [ПРИЛОЖЕНИЕ В].

На рис.2 видно, что значительное сокращение роста произошло в 2008-2009г.

Таким образом, проанализировав  данные таблиц можно прийти к выводу, что в январе-марте 2009года относительно аналогичного периода 2008 года произошло сокращение темпов роста предпринимательства. Это связанно с начавшимся в этот период мировым финансовым кризисом, именно в этот период предпринимательство нуждается в крупной финансовой поддержке со стороны государства. Данные по количеству малых и средних предприятий свидетельствуют о том, что их количество в январе-марте 2011 г. относительно аналогичного периода 2008 г. сократилось на 41,7единиц. Столь значительные темпы сокращения количества предприятий показывают, что необходима новая, более активная поддержка со стороны государства. И в 2008 году по инициативе Президента Российской Федерации Д.А Медведьева был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку развития малого и среднего предпринимательства.

Сразу же после вступления в должность главы государства он издал Указ Президента РФ от 15 мая 2008 года №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Постоянно совершенствуется Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В 2010 году приняты нормативные акты, создающие более благоприятные условия для применения малым бизнесом специальных налоговых режимов. Законодательно обеспечена финансовая поддержка со стороны государства сельхозтоваропроизводителей, защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального надзора, исключены внепроцессуальные права органов внутренних дел по вопросам проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности. 

Развитие и поддержка  предпринимательства в России занимает ключевое место в политике государства. Проанализировав динамику развития предпринимательства в целом  по стране, перейдем к рассмотрению отдельного региона, на примере Смоленской области.

 

2.2 Оценка уровня развитие  предпринимательства на Смоленщине

 

Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики  и одной из важных социально-экономических задач. Отличительной особенностью малого и среднего предпринимательства является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что функционирование малого и среднего предпринимательства не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый и средний бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества.

Одним из приоритетных направлений  государственной экономической  политики России должно стать создание эффективной системы комплексной  поддержки малого и среднего предпринимательства. Для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации включены следующие  показатели развития малого и среднего предпринимательства: - доля среднесписочной  численности работников (без внешних  совместителей) малых и средних  предприятий в среднесписочной  численности работников (без внешних  совместителей) всех предприятий и  организаций; - доля продукции, произведенной  малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.

Развитие малого и среднего предпринимательства непосредственно  связано с реализацией ряда приоритетов  Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2020 года: проведением кластерной политики в ведущих отраслях экономики  Смоленской области, развитием сектора  транспортно-логистических услуг, развитием  туризма и сельского хозяйства.

Малое и среднее предпринимательство  стало неотъемлемой частью экономики  Смоленской области. Участвуя практически  во всех видах экономической деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства  Смоленской области обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового регионального продукта, повышение  доходов консолидированного бюджета  Смоленской области, занятость и  повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое  и социальное развитие Смоленской области напрямую зависит от данного сектора экономики.

В 2010 году малыми предприятиями Смоленской области было произведено продукции (товаров, работ, услуг) в фактических ценах по всем видам деятельности на сумму более 34,6 млрд. рублей, что на 23 процента больше аналогичного показателя 2009 года.

Общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого и среднего бизнеса в основной капитал, в 2010 году составил 2671,4 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2009 году.

Общая сумма налоговых  поступлений в консолидированный  бюджет Смоленской области от субъектов  малого и среднего предпринимательства в 2010 году составила 890,5 млн. рублей, что на 7 процентов больше, чем в 2009 году.

Ежегодно увеличивается  общее количество субъектов малого предпринимательства, численность  работающих в нем и ее доля в  общей численности занятых в  экономике Смоленской области. В  настоящее время в регионе  действуют более 4,4 тысячи малых  предприятий, свыше 24,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, 425 крестьянских фермерских хозяйств. Всего в малом бизнесе  трудится 16,4 процента от среднегодовой  численности занятых в экономике  Смоленской области, или более 80 тыс. человек. По данным Национального института  системных исследований проблем  предпринимательства по состоянию на 1 января 2010 года на 100 тысяч жителей Смоленской области приходилось 431 малое предприятие, по Российской Федерации этот показатель составил 792,8, по Брянской области - 341,6, по Тверской области - 505,1, по Калужской области - 665,7, по Орловской области - 403,6, по Курской области - 408,6. В экономически развитых странах, в том числе в странах Европейского союза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 50 до 80 процентов от общей численности занятых.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства