Основные направления и школы экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть основные направления и школы экономической теории. Для этого следует рассмотреть различные существующие направления и школы экономической теории.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3
1. Основные направления экономической теории
1.1. Неоклассическое направление……………………...……………….….4-5
1.2. Неокейнсианское направление …………………………………….…..6-7
1.3. Неолиберальное направление……………………………….………...8-10
1.4. Институциональное направление……………………………………11-12
2. Основные школы экономической теории
2.1. Школа меркантилизма………………………………...……………....13-14
2.2. Школа физиократов…………………………………………….…………15
2.3. Австрийская школа……………………………………………….……….16
Заключение……………………………………………………………….…….17
Список использованных источников…………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Причину экономической нестабильности монетаристская теория усматривает в нарушениях денежного сектора, чрезмерном росте денежной массы. Положения и выводы монетаристской школы опираются на количественную теорию денег; признание способности рыночной экономики к саморегулированию. При этом подчеркивается исключительная роль денег — особого товара, позволяющего максимизировать доходы от других видов активов.1  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2002 г. - 248 с.

1.4. Институциональное направление.

Как течение  экономической мысли (связанное  с именами  Веблена, Коммонса, Митчелла), институционализм  сравнительно  молод: его возникновение и оформление как научной школы относится  к к. ХIX века. Но уже к 30-м годам нашего столетия идеи институционализма получают  широкое распространение  в среде историков, экономистов и социологов. Первый период развития институционализма получил наименование так  называемой старой негативной школы. Второй этап продолжался с 40-х по 60-е годы ХХ века; с начала 70-х годов открывается  новый – и пока последний – этап в развитии институционализма.1

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и  «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит  в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов  в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Пытаясь определить суть “институционализма”  мы обнаруживаем черты, относящиеся  к области методологии:

  1) неудовлетворенность  высоким уровнем абстракции, присущим  неоклассике, и в особенности  статистическим характером ортодоксальной теории цены;

  2) стремление  к интеграции экономической теории  с другими  общественными науками,  или “вера в преимущество междисциплинарного  подхода”;

  3) недовольство  недостаточной эмпиричностью классической  и неоклассической теорий, призыв  к детальным количественным исследованиям.   

В работах институционалистов не встретишь  увлечения сложными

1 http://www.eup.ru/Documents/2006-07-12/43972-2.asp Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'

 

формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.1  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Politicheskayaekonomiya/9447/index

 

2. Основные  школы  экономической теории.

2.1. Школа  меркантилизма.

Первой научной школой экономической теории стал меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» — торговец, купец). Зародившись в конце XV века, эта школа достигла расцвета в XVII столетии. Главная ее особенность заключается в ограничении объекта исследования сферой обмена. По существу, экономическая деятельность сводилась к торговле, к торговой деятельности.                                                                      

Подобная  ограниченность меркантилизма не случайна, поскольку эта школа развивалась  в период интенсивной торговли, особенно международной. В это время шло формирование капитализма, и доминирующей общественной идеей была идея обогащения, так что экономическая теория должна была дать ответы на вопросы: что такое богатство? откуда оно берется? каковы его источники?                                 

Меркантилисты дали на эти вопросы относительно простые ответы: богатство воплощено  в деньгах, роль которых в то время  выполняло золото, его источником является торговля. Конечно, такой подход к богатству и его источникам был весьма поверхностным. Современная экономическая теория гласит, что богатство воплощается в различных благах и через их куплю-продажу богатство не создается, а распределяется. В этом заключается особая роль торговли — она доставляет богатство людям в той форме, в какой они хотят: покупателю — в форме необходимого для удовлетворения потребностей блага, а продавцу - в форме денег (золота). Источником же богатства является производство.

В своем  развитии школа меркантилизма прошла следующие этапы:

1. XV-XVI ст. Ранний меркантилизм. Основные положения:  всестороннее ограничение импорта  товаров; вывоз золота и серебра  из страны карался смертной  казнью; установление высоких цен  на импортируемые товары. Главной  являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса. В целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу денег, и сумму, вырученную за товар, тратить на покупку местных товаров.

2. 2я  пол. XVI-XVII ст. Поздний меркантилизм. Основные положения: снятие жестких ограничений по импорту товара и вывозу денег; доминирует идея торгового баланса; появляется протекционизм экономической политики государства. Характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу. Появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой. Как указывает Иммануил Валлерстайн, основной идеей меркантилистов той эпохи была также защита страны и ее населения от деградации, связанной с режимом свободной торговли.

3. Конец  XVII - начало XIX ст. Государственный меркантилизм. Меркантилизм в ту эпоху существовал  как официальная экономическая  доктрина, принятая ведущими странами Европы: Англией, Пруссией, Австрией, Швецией. Как пишет Валлерстайн, «Весь период от Тридцатилетней войны и вплоть до конца эпохи Наполеона был эрой меркантилизма во всех германских землях или во всей центральной Европе». В Англии меркантилизм (протекционизм) был введен в 1690-е гг. и просуществовал до середины XIX в.. Причем между этими двумя понятиями (меркантилизм и протекционизм) применительно к тому времени он и другие экономические историки ставят знак равенства. 1 
 
 
 
 

1 http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/2935/2948/ Экономико-правовая библиотека

 

2.2. Школа  физиократов.

Школа физиократов (от греческих слов «физио»  — природа и «кратос» — сила, власть), существовавшая в XVIII столетии и положившая начало классической политэкономии.

Физиократы  решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между  людьми при свободном действии естественного  порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и при том раньше её физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения — желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

Физиократы  противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство  как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал — понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии. 1

1 http://www.market-journal.com/istoriyaekonomiki/4.html

 

2.3. Австрийская  школа.

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики, экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Основные теоретические положения австрийской школы

  • отказ от использования математических методов исследований;
  • крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
  • акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
  • акцент на гетерогенность и его временную структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла.

Экономисты Австрийской школы  утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической  теории — логически выводить ее из базовых принципов человеческой деятельности называя подобный метод праксеологическим (англ. praxeology). 1

1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/  Большая советская энциклопедия

 

Заключение.

Экономическая теория, пройдя сложную эволюцию, дифференцируясь  на множество на правлений и школ, устойчиво воспроизводила существенное различие в подходах, непосредственном предмете, особенностях анализа экономических систем. В результате, с одной стороны, сформировался развернутый анализ функционирования экономических систем в процессе использования ограниченных ресурсов и, с другой, анализ социально-экономической структуры и содержания экономики в ее реальных формах и в тесной взаимосвязи с другими отношениями и институтами общества.

Структура экономической теории сегодня - это, во-первых, результат развития экономики от простейших до сложных экономических систем смешанного типа. Во-вторых, это результат усложнения и многообразия моделей национальных экономик. В-третьих, современная теория - результат развития методов науки. В конце XIX века возникла целая совокупность качественных и количественных методов, существенно расширивших возможности науки. Все очевиднее становится то, что объект и предмет экономической теории многогранен, что попытки описать экономику исходя из одного подхода, одного метода непродуктивны и не перспективны.

Современная экономическая теория - это система  экономических наук, связанных общим  предметом, - экономическими отношениями. При этом каждая составная часть  экономической теории имеет свой непосредственный предмет.

В данной работе были рассмотрены основные направления  экономической теории: неоклассическое, неокейнсианское, неолиберальное , институциональное, и школы экономической теории: школа меркантилизма, школа физиократов, австрийская школа.

 

Список использованных источников: 
1. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2002 г. - 248 с.

2. История экономических учений (современный этап): Учебник/Под общ. ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 2002. — 733 с.

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/  Большая советская энциклопедия

4. http://www.eup.ru/Documents/2006-07-12/43972-2.asp  Электронная библиотека «Экономика и управление на предприятиях»

5. http://www.market-journal.com/istoriyaekonomiki/4.html Неоклассическая экономическая теория - Вайнтрауб Рой Е.

Информация о работе Основные направления и школы экономической теории