Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:17, контрольная работа
Цель работы: раскрыть основные направления и школы экономической теории. Для этого следует рассмотреть различные существующие направления и школы экономической теории.
Введение………………………………………………………………….……..3
1. Основные направления экономической теории
1.1. Неоклассическое направление……………………...……………….….4-5
1.2. Неокейнсианское направление …………………………………….…..6-7
1.3. Неолиберальное направление……………………………….………...8-10
1.4. Институциональное направление……………………………………11-12
2. Основные школы экономической теории
2.1. Школа меркантилизма………………………………...……………....13-14
2.2. Школа физиократов…………………………………………….…………15
2.3. Австрийская школа……………………………………………….……….16
Заключение……………………………………………………………….…….17
Список использованных источников…………………………………………18
Причину
экономической нестабильности монетаристская
теория усматривает в нарушениях денежного
сектора, чрезмерном росте денежной массы.
Положения и выводы монетаристской школы
опираются на количественную теорию денег;
признание способности рыночной экономики
к саморегулированию. При этом подчеркивается
исключительная роль денег — особого
товара, позволяющего максимизировать
доходы от других видов активов.1
1 Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2002 г. - 248 с.
1.4. Институциональное направление.
Как течение экономической мысли (связанное с именами Веблена, Коммонса, Митчелла), институционализм сравнительно молод: его возникновение и оформление как научной школы относится к к. ХIX века. Но уже к 30-м годам нашего столетия идеи институционализма получают широкое распространение в среде историков, экономистов и социологов. Первый период развития институционализма получил наименование так называемой старой негативной школы. Второй этап продолжался с 40-х по 60-е годы ХХ века; с начала 70-х годов открывается новый – и пока последний – этап в развитии институционализма.1
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
Пытаясь определить суть “институционализма” мы обнаруживаем черты, относящиеся к области методологии:
1) неудовлетворенность
высоким уровнем абстракции, присущим
неоклассике, и в особенности
статистическим характером
2) стремление
к интеграции экономической
3) недовольство
недостаточной эмпиричностью
В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными
1
http://www.eup.ru/Documents/
формулами,
графиками. Их аргументы обычно основаны
на опыте, логике, статистике. В центре
внимания не анализ цен, спроса и предложения,
а проблемы более широкого плана. Их волнуют
не чисто экономические проблемы, но экономические
проблемы во взаимосвязи с социальными,
политическими, этическими и правовыми
проблемами. Сосредоточив внимание на
решении отдельных, как правило, значимых
и актуальных задач, институционалисты
не выработали общей методологии, не создали
единой научной школы. В этом проявилась
слабость институционального направления,
его неготовность разработать и взять
на вооружение общую, логически стройную
теорию.1
1
http://sumdu.telesweet.net/
2. Основные школы экономической теории.
2.1. Школа меркантилизма.
Первой
научной школой экономической теории
стал меркантилизм (от итальянского слова
«мерканте» — торговец, купец). Зародившись
в конце XV века, эта школа достигла расцвета
в XVII столетии. Главная ее особенность
заключается в ограничении объекта исследования
сферой обмена. По существу, экономическая
деятельность сводилась к торговле, к
торговой деятельности.
Подобная
ограниченность меркантилизма не случайна,
поскольку эта школа
Меркантилисты дали на эти вопросы относительно простые ответы: богатство воплощено в деньгах, роль которых в то время выполняло золото, его источником является торговля. Конечно, такой подход к богатству и его источникам был весьма поверхностным. Современная экономическая теория гласит, что богатство воплощается в различных благах и через их куплю-продажу богатство не создается, а распределяется. В этом заключается особая роль торговли — она доставляет богатство людям в той форме, в какой они хотят: покупателю — в форме необходимого для удовлетворения потребностей блага, а продавцу - в форме денег (золота). Источником же богатства является производство.
В своем развитии школа меркантилизма прошла следующие этапы:
1. XV-XVI ст.
Ранний меркантилизм. Основные положения:
всестороннее ограничение
2. 2я пол. XVI-XVII ст. Поздний меркантилизм. Основные положения: снятие жестких ограничений по импорту товара и вывозу денег; доминирует идея торгового баланса; появляется протекционизм экономической политики государства. Характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу. Появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой. Как указывает Иммануил Валлерстайн, основной идеей меркантилистов той эпохи была также защита страны и ее населения от деградации, связанной с режимом свободной торговли.
3. Конец
XVII - начало XIX ст. Государственный меркантилизм.
Меркантилизм в ту эпоху
1
http://www.vuzlib.net/beta3/
2.2. Школа физиократов.
Школа физиократов (от греческих слов «физио» — природа и «кратос» — сила, власть), существовавшая в XVIII столетии и положившая начало классической политэкономии.
Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и при том раньше её физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения — желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.
Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал — понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии. 1
1
http://www.market-journal.com/
2.3. Австрийская школа.
Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики, экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).
Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить ее из базовых принципов человеческой деятельности называя подобный метод праксеологическим (англ. praxeology). 1
1
http://dic.academic.ru/dic.
Заключение.
Экономическая теория, пройдя сложную эволюцию, дифференцируясь на множество на правлений и школ, устойчиво воспроизводила существенное различие в подходах, непосредственном предмете, особенностях анализа экономических систем. В результате, с одной стороны, сформировался развернутый анализ функционирования экономических систем в процессе использования ограниченных ресурсов и, с другой, анализ социально-экономической структуры и содержания экономики в ее реальных формах и в тесной взаимосвязи с другими отношениями и институтами общества.
Структура экономической теории сегодня - это, во-первых, результат развития экономики от простейших до сложных экономических систем смешанного типа. Во-вторых, это результат усложнения и многообразия моделей национальных экономик. В-третьих, современная теория - результат развития методов науки. В конце XIX века возникла целая совокупность качественных и количественных методов, существенно расширивших возможности науки. Все очевиднее становится то, что объект и предмет экономической теории многогранен, что попытки описать экономику исходя из одного подхода, одного метода непродуктивны и не перспективны.
Современная экономическая теория - это система экономических наук, связанных общим предметом, - экономическими отношениями. При этом каждая составная часть экономической теории имеет свой непосредственный предмет.
В данной работе были рассмотрены основные направления экономической теории: неоклассическое, неокейнсианское, неолиберальное , институциональное, и школы экономической теории: школа меркантилизма, школа физиократов, австрийская школа.
Список
использованных источников:
1. Агапова И.И. История экономической мысли.
Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и
издателей "ТАНДЕМ". Издательство
ЭКМОС, 2002 г. - 248 с.
2. История экономических учений (современный этап): Учебник/Под общ. ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 2002. — 733 с.
3. http://dic.academic.ru/dic.
4. http://www.eup.ru/Documents/
5. http://www.market-journal.com/
Информация о работе Основные направления и школы экономической теории