Основные направления энергосбережения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:41, реферат

Краткое описание

Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Республика Беларусь не располагает значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена до 85 процентов ТЭР импортировать из-за рубежа.
Республиканским органом государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для проведения государственной политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Гродненский государственный  университет им.Я.Купалы»

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра экономики  и управления на предприятии

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Основные направления энергосбережения в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

Основные направления  энергосбережения в Республике Беларусь

 

Важнейшим приоритетом  государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).

Республика  Беларусь не располагает значительными  собственными запасами ископаемых ТЭР  и вынуждена до 85 процентов ТЭР  импортировать из-за рубежа.

Республиканским органом государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для проведения государственной  политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности  при Совете Министров Республики Беларусь. Основными задачами Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь являются:

— проведение государственной  политики в сфере энергосбережения;

— осуществление  государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.

Стратегической  целью деятельности в области  энергосбережения является снижение энергоемкости  внутреннего валового продукта (ВВП) и, как следствие, снижение зависимости  республики от импорта ТЭР, что может  быть достигнуто за счет:

— повышения  эффективности использования энергоносителей  в результате внедрения новых  энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов и др.;

— структурной  перестройки отраслей экономики  и промышленности;

— оптимизации  топливного баланса республики с  увеличением доли местных видов  топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Основными принципами государственного управления в сфере  энергосбережения являются:

* осуществление  государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;

* разработка  государственных и межгосударственных  научно-технических, республиканских,  отраслевых и региональных программ  энергосбережения и их финансирование;

* международное сотрудничество в сфере энергосбережения;

* приведение  нормативных документов в соответствие  с требованием снижения энергоемкости  материального производства, сферы  услуг и быта;

* создание системы  финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

* повышение  уровня самообеспечения республики  местными топливно-энергетическими  ресурсами;

* осуществление  государственной экспертизы энергетической  эффективности проектных решений;

* создание и  широкое распространение экологически  чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;

* реализация  демонстрационных проектов высокой  энергетической эффективности;

* информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области, включающие проведение выставок, конгрессов, конференций и семинаров;

* обучение производственного  персонала и населения методам экономии топлива и энергии, подготовка кадров;

* создание других  экономических, информационных, организационных  условий для реализации принципов  энергосбережения.

Экономические показатели развития Республики Беларусь последних лет не только подтверждают правильность выбранной правительством политики в отношении эффективного использования энергоресурсов, но и убеждают, что альтернативы ей нет.

Эффективность проводимой государственной политики в сфере энергосбережения подтверждается тем фактом, что с 1996 года прирост валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается практически без увеличения энергопотребления, за последние 9 лет значение показателя энергоемкости ВВП снижено более чем в 1,75 раза.

Общий потенциал  энергосбережения в республике оценивается  на уровне 30 процентов валового потребления ТЭР. Основные пути его реализации: структурная перестройка экономики (около 30 процентов), научно-технический прогресс (около 50 процентов), совершенствование организационных и экономических механизмов стимулирования энергосбережения (около 20 процентов).

Программными  документами, определяющими пути реализации потенциала экономии энергоресурсов в  Республике Беларусь, являются Республиканские  программы по энергосбережению, утверждаемые в установленном законодательством порядке Правительством Республики Беларусь на 5 лет. Ежегодно определяются приоритетные направления в сфере энергосбережения на текущий момент и ближайшую перспективу, разрабатываются и выполняются региональные и отраслевые программы мероприятий по энергосбережению. В результате выполнения этих программ конкретные энергосберегающие технологии и оборудование внедряются в народном хозяйстве республики и обеспечивают энергосберегающий эффект.

К основным техническим  приоритетам деятельности в области  энергосбережения относятся:

— повышение  эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры  генерирующих мощностей в сторону  расширения внедрения парогазовых  и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения нагрузок энергосистемы;

— модернизация и повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых  котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах и оборудовании котельных и тепловых сетей; отбора дутьевого воздуха с верхней части здания котельных; установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР, оснащения котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования либо производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе портативных измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления тепловой энергии, установки аккумуляторов теплоты и др.;

— внедрение  котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;

— снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и  электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов, компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;

— создание мини-ТЭЦ  на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных  станциях газопроводов;

— создание технических  условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;

— наладка и  автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);

— замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод  всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;

— внедрение  автоматических систем регулирования  потребления энергоносителей в  системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и  вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;

— разработка и  внедрение новых энергосберегающих  технологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными  теплофизическими характеристиками и, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных изделий; энерготехнологических комплексов при производстве цемента, стекла, кирпича, переработке нефти, на предприятиях химической и пищевой промышленности и т.п.;

— дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;

— максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;

— разработка и  внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;

— разработка и  внедрение технологии использования  бытовых отходов и мусора для  топливных целей;

— внедрение  теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;

— экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;

— техническое  перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод  на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;

— разработка и  внедрение технологии получения  топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла;

— разработка, организация производства и внедрение  энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;

— децентрализация  систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с  малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;

— максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей;

— совершенствование  технологии брикетирования торфа.

В Республике Беларусь выстроена четкая система финансирования энергосбережения. Финансирование мероприятий  по энергосбережению осуществляется за счет:

— собственных  средств предприятий;

— средств целевого фонда энергосбережения;

— средств инновационных  фондов министерств и ведомств;

— средств республиканского и местных бюджетов;

— средств кредитов банков, в том числе льготных;

— средств международных  финансовых организаций.

Реализации  государственной политики в сфере  энергосбережения в республике способствует развитая нормативная правовая база:

— Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15.07.1898 № 190-3З;

— более 20 постановлений Правительства Республики Беларусь;

— ведомственные нормативно-правовые акты, методики и рекомендации;

В продолжение проделанной  работы подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии».

Указанными нормативно-правовыми актами, среди прочих, установлен порядок экономического стимулирования энергосбережения для организаций социальной сферы и реального сектора экономики, которым разрешено полученную денежную экономию от внедрения энергосберегающих мероприятий использовать на премирование работников и дальнейшее внедрение энергосберегающих мероприятий.

В целях предупреждения нерационального  использования ТЭР в настоящее  время организовывается работа по проведению государственной энергетической экспертизы проектных решений.

Для усиления работы по энергоэффективности, выполнения повышенных заданий по энергосбережению в республике широко используется передовой  зарубежный опыт эффективного использования  ТЭР и активно привлекаются средства международных финансовых организаций, в том числе Всемирного Банка, ПРООН, ГЭФ.

Информация о работе Основные направления энергосбережения в Республике Беларусь