Основные направления энергосбережения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:41, реферат

Краткое описание

Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Республика Беларусь не располагает значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена до 85 процентов ТЭР импортировать из-за рубежа.
Республиканским органом государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для проведения государственной политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

В республике функционирует  система подготовки кадров в сфере  энергосбережения: три ведущих вуза страны готовят инженеров-энергоменеджеров, кроме того, применяется практика проведения отраслевых и региональных тематических семинаров.

В республике осуществляется широкая пропаганда энергосбережения: в средствах массовой информации публикуются статьи по наиболее актуальным вопросам энергосбережения в жизни населения, по радио и телевидению организуются пресс-конференции и интервью с ведущими специалистами в области энергосбережения, в дошкольных и школьных учреждениях образования проводятся тематические занятия по энергосбережению. С 1997 года в республике издается ежемесячный научно-практический журнал «Энергоэффективность», распространяемый также за пределами Республики Беларусь, в котором публикуются статьи по наиболее актуальным проблемам энергосбережения, обмену опытом по внедрению в производстве новых энергоэффективных технологий, а также сводный каталог энергосберегающего оборудования и организаций-производителей.

Вопросы развития использования нетрадиционных и  возобновляемых источников энергии  являются весьма актуальными для Республики Беларусь.

Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 года № 1680 утверждена Целевая  программа обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года. Указанная программа определяет комплексное развитие, использование и максимальное вовлечение в энергетический баланс возобновляемых источников энергии, в том числе древесного топлива, диверсификацию видов энергоресурсов и их поставщиков, модернизацию и развитие основных фондов топливно-энергетического комплекса республики.

В программе  определены потенциал и объемы использования  местных топливно-энергетических ресурсов в отраслях, объемы и источники финансирования, направления совершенствования законодательной базы, стимулирующей увеличение использования местных топливно-энергетических ресурсов, экологические аспекты использования таких ресурсов.

Реализация программы предусматривает:

— значительное увеличение древесной биомассы на топливные  нужды и подготовку ее к использованию, в том числе в твердотопливных  котлах, газогенераторах, а также  на мини-ТЭЦ;

— строительство  каскадов ГЭС на реках Днепр, Неман, Западная Двина, восстановление мини- и микроГЭС;

— строительство  ветроэлектростанций;

— внедрение  гелиоводоподогревателей;

— разработку технологий выращивания, подготовки и сжигания фитомассы быстрорастущих пород  древесины (канадская ива, дальневосточная  гречиха);

— внедрение  биогазовых установок для получения  горючего газа из отходов животноводства и растениеводства, с последующим  сжиганием в котельных агрегатах  и когенерационных установках;

— сжигание в  энергетических целях отходов сельскохозяйственного  растениеводства (солома, льняная костра) и коммунальных отходов;

— внедрение  технологий получения топливного этанола  из древесины и биодизельного  топлива из рапса;

— исследование возможности использования геотермальных  энергоресурсов;

— в перспективе  рассматривается разработка и использование в энергетических целях залежей бурого угля и сланцев на территории Республики Беларусь.

В республике в течение  последних пятнадцати лет значительно  активизировалась работа в сфере  энергосбережения и оптимизации  топливно-энергетического баланса. В результате, за период 1990-2010 гг. энергоемкость валового внутреннего продукта снизилась более чем в 2,8 раза.

Такие весомые результаты в повышении эффективности энергоиспользования  в народном хозяйстве достигнуты в большой степени благодаря сложившемуся в республике системному подходу в работе по энергосбережению. Дополнительным импульсом к усилению работы по энергосбережению стало принятие Главой государства 14 июня 2007 г. Директивы № 3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства» (посмотреть документ можно на портале ЭнергоСовет.ру - прим. ред.), в которой поставлена задача снизить энергоемкость внутреннего валового продукта республики в периоды 2006-2010 гг. и 2010-2015 гг. соответственно на 31% и на 28% - до 0,27 и 0,20 т н.э. на тыс. долл. США по паритету покупательской способности.

На основании анализа  состояния и эффективности энергоиспользования  в народном хозяйстве, имеющихся  резервов экономии топливно-энергетических ресурсов разрабатываются целевые показатели по энергосбережению и в установленном порядке доводятся в виде заданий министерствам, ведомствам и регионам. Основным инструментом проведения энергосберегающей политики является разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения. На каждые пять лет, начиная с периода за 1996-2000 гг., разрабатывается и выполняется Республиканская программа энергосбережения. В 2005 г. постановлением Правительства от 2 февраля 2006 г. №137 утверждена и была реализуезованна Республиканская программа по энергосбережению на 2006-2010 гг., в которой намечены приоритетные направления энергосбережения и пути их реализации, определены конкретные задания по экономии топливно-энергетических ресурсов.

 
 
Большое внимание уделяется оптимизации топливного баланса республики, замещению импортируемых видов топлива местными энергоресурсами. После принятия Директивы № 3 работа в этом направлении усилилась. В декабре 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1593 установлены задания по доле местных видов топлива (МВТ) в балансе котельно-печного топлива (КПТ), выполнение которых обеспечит достижение к 2012 г. 25% доли МВТ в балансе республики.

За период 2007-2009 гг. доля МВТ в КПТ в целом по республике увеличилась на 2%, в 2007 г. она составляла 18,1%, в 2008 г. - 18,3%. И в 2009 г. достигла 20,1% при задании 19,4%. В 2010 г. в Беларуси планировалось и было  реализованно доля местных энергоресурсов не менее 20,5% в балансе котельно-печного топлива.  
Ход выполнения заданий по местным энергоресурсам находится под жестким контролем и ежемесячно рассматривается в Правительстве. В 2010 г. постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждены новые программные документы, направленные на достижение установленных заданий: Государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 годах (от 19 июля 2010 г. № 1076); Программа строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010-2012 годы (от 9 июня 2010 г. № 885); СТРАТЕГИЯ развития энергетического потенциала Республики Беларусь (от 9 августа 2010 г. № 1180). В мае 2010 г. принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Беларуси Проект Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии». В настоящее время согласовывается с заинтересованными организациями Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 гг., разрабатывается национальный проект «Нетрадиционная энергетика».

Международное сотрудничество и проекты 
Республика активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц. 
В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность 21» Республика Беларусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата». 
Так, в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» создан и функционирует Оборотный фонд по биоэнергетике, разработана географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект - поставщик древесного топлива. 
В настоящее время осуществляется реализации проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», основная цель которого - уменьшение выбросов парниковых газов на 23500 т в год в эквиваленте СО2 за счет соответствующего уменьшения потребления ископаемых видов топлива. Проект направлен на повышение стимулов для инвестирования в мероприятия по энергосбережению со стороны государственных (бюджетных) организаций и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для энергоэффективных проектов в государственном секторе. Реализация проекта предусматривает создание Международного энергетического центра, основными направлениями деятельности которого является привлечение внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты (на 5 лет и более) для реализации энергоэффективных мероприятий, а также оказание консалтинговых услуг в сфере повышения энергоэффективности.

В целом, в рамках реализации проектов с участием ПРООН, ГЭФ и ЕЭК  ООН в республику привлечено иностранных инвестиций в объеме более 5 млн. долл. США. 
В 2002-2008 гг. осуществлялась реализация совместного проекта Республики Беларусь и Международного банка реконструкции и развития «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере». Объем кредитных средств МБРР составил 22,6 млн. долл. США. Вклад белорусской стороны составил более 18 млн. долл. США. Проектом предусматривалось осуществить мероприятия по модернизации систем освещения и теплового хозяйства, утеплению ограждающих конструкций зданий и замене окон, реконструкции котельных и оптимизации теплоснабжения объектов социальной сферы. 
Одновременно были выполнены мероприятия за счет гранта Правительства Японии, выделенного в поддержку указанного проекта. Грантовые средства в объеме 0,996 млн. долл. США направлены на строительство котельного модуля мощностью 5 МВт на древесном топливе на котельной н.п. Боровляны и разработку стандарта Республики Беларусь на выбросы от котельных, работающих на древесном топливе (СТБ 16.26.2-2006. Охрана природы. Атмосфера. Нормативы выбросов загрязняющих веществ для котлоагрегатов, сжигающих биомассу). 
Международный банк реконструкции и развития высоко оценил результаты реализации проекта «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере» и по предложению Республики Беларусь выделил в 2008 г. дополнительный займ в объеме 15 млн. долл. США на выполнение аналогичных мероприятий на объектах социальной сферы.   
В сентябре 2009 г. начата реализация нового проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». Срок реализации: 2009-2014 гг.. Объем кредитных средств МБРР: 125 млн. долл. США. В рамках проекта планируется реконструировать 6 объектов с созданием современных энергоэффективных ТЭЦ, в том числе  4 котельные жилищно-коммунального хозяйства, а также 2 крупных энергетических объекта РУП «Минскэнерго» и РУП «Могилевэнерго». 
В результате реализации проекта будут достигнуты не только высокие экономические показатели, что будет содействовать минимизации последствий роста цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы, но и получен социальный эффект, к которому следует отнести повышение качества и надежности тепло и электроснабжения всех категорий потребителей, включая население и социальные объекты.   
В результате реализации совместных проектов по энергосбережению Беларусь получает вместе с иностранными инвестициями передовые зарубежные технологии и опыт. Растет и доверие международных финансовых организаций к республике, о чем свидетельствуют заключение новых соглашений и рост объемов финансирования. 
 
                                                     Заключение

 

В условиях мирового финансового кризиса  и ограниченности ресурсного потенциала повышение эффективности использования  топливно-энергетических ресурсов приобретает  для республики особую значимость.

Экономия становится не просто обязательным принципом хозяйствования, но важнейшим требованием поддержания национальной безопасности страны.

Реализация запланированных мер  позволит в значительной степени  повысить энергетическую безопасность страны, модернизировать и обеспечить высокую надежность основных производственных фондов топливно-энергетического комплекса, диверсификацию видов потребляемого топлива и стран его поставщиков, оптимизировать топливно-энергетический баланс за счет увеличения использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии, повысить эффективность использования энергоресурсов, снизить издержки при добыче, транспортировке и потреблении топливно-энергетических ресурсов, и повысить конкурентоспособность отечественной продукции.


Информация о работе Основные направления энергосбережения в Республике Беларусь