Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:24, реферат
Цель темы — раскрыть процесс становления экономической теории в контексте исторического развития человечества, представить основные направления и школы экономического учения, их сильные и слабые стороны, показать их влияние на экономическую политику государства.
Сторонники неоклассического синтеза рассматривают теорию общего
экономического
равновесия как идеальную модель
функционирования экономической системы.
Но в отличие от неоклассиков они
предлагают использовать различные
методы государственного регулирования.
Поэтому концепцию
В противовес кейнсианской модели мультипликатора Дж. Хикс предложил модель IS—LM, показывающую с помощью соответствующего научного аппарата отличие между законом Сэя, согласно которому предложение порождает спрос, и законом Вальраса, определяющем, что сумма предложения, то есть сумма доходов и расходов в обществе совпадают. При этом в доходы включаются и денежные сбережения, их определенный объем находит свое проявление в спросе и предложении данного товара (т.е. денег), что, в свою очередь, влияет на равновесие экономической системы. Анализ совокупного спроса осуществляется Хиксом в производственном (реальном) и денежном секторах. Главным условием равновесия в первом из них он называет равенство инвестиций и сбережений, во втором — равенство спроса на ликвидность и денежной массы.
Теорию неоклассического синтеза критикуют представители монетаристской школы, в частности, М. Фридмен. Острие критики направлено, прежде всего, на тезис сторонников неоклассического синтеза о том, что механизм рыночного саморегулирования должен дополняться и корректироваться целенаправленным государственным вмешательством. По мнению монетаристов, задача государства создать условия для максимально свободного функционирования рыночного механизма. Подобная критика представляется неконструктивной, ибо не отвечает требованиям сегодняшнего дня.
Леворадикальная политическая экономия. Одним из течений современной экономической мысли является леворадикальная политическая экономия, которая отражает интересы промежуточных слоев развитых стран Запада, прежде всего, интеллигенции. Поскольку промежуточные слои складываются из различных групп и прослоек, а среди интеллигенции наблюдается резкая дифференциация, леворадикальной политэкономии свойственна некоторая неоднородность и даже противоречивость методологических и теоретических основ.
Местом зарождения данного течения были университеты развитых стран мира, прежде всего, США. К представителям леворадикальной политэкономии относятся известные ученые-экономисты Г. Шерман, Р. Эдванс (США), П. Андерсон, Дж. Харрисон (Великобритания) и др.
Леворадикальную политическую экономию отличает широкий социологический подход к анализу экономических явлений и процессов: кроме отношений собственности, она приобщает к предмету своего исследования социальные, политические, правовые, психологические и другие аспекты. При этом большинство представителей данного направления считают марксизм его теоретической и методологической основой.
Заметное
влияние на эволюцию леворадикальной
политической экономии оказали западногерманские
теоретики Г. Маркузс и Э. Фромм,
представители
Сторонники
леворадикальной политической экономии
резко критикуют
О достижениях экономических школ и направлений, нерешенных ими проблемах и ошибках свидетельствует их характеристика, приведенная в табл.1.
Основные категории и термины
Направления и школы экономических теорий. Меркантилизм. Классическая политическая экономия. Принцип «laissez — faire». Физиократы. Марксистская политическая экономия. Историческая школа. Маржинализм. Неоклассическая экономическая теория. Монетаризм. Либерализм. Неолиберализм. Кейнсианство. Посткейнсианство. Институционализм. Неоклассический синтез. Леворадикальная политическая экономия. Мультипликатор. Акселератор.
Таблица 1 Сравнительно-эволюционная характеристика основных школ и направлений экономической теории
|
~ | |
|
|
|
Достижение экономических школ и | Классическая политэкономия | Физиокарты | Марксизм | Меркантилизм | Нерешенные
проблемы и ошибки
экономических школ |
Вскрытие цели развития капитализма | |
|
+ | + | Трактовка источника и формы богатства |
Анализ
отношений материального |
+ | |
+ | — | свойствами золота, серебра |
Заложены основы трудовой теории стоимости | + | + | |
|
Ограничение предмета политэкономии |
Рассмотрение денег в качестве товара | + | |
|
- | Объяснение
прибыли неэквивалентным |
Исследование механизма денежного обращения, кредита, конкуренции | + | |
+ | + | рующейся системе, оптимально распределяющей ресурсы |
Признание объективного характера экономических законов и неооходимости их изучения | + — | |
+ | |
Придание свободной конкуренции статуса |
Обоснование
использования выявленного |
+ | |
+ | |
общественного продукта к сумме зарплаты и прибыли |
национального дохода | + - | |
+ | |
Определение стоимости товара через механизм спроса и предложения |
Дифференциация капитала на основной и оборотный | + - | |
|
|
Стоимость товара рабочая сила не получила обоснования |
Различение
потребительской и меновой |
+ - | |
|
|
Сведение капитала лишь в вещественному содержанию |
Понимание двойственности характера труда | + - | |
|
|
Отождествление закона стоимости и его содержания с формами их проявления |
Продолжение
табл. 1
Установление обратной зависимости между зарплатой и прибылью | + - | |
|
|
Ограничение предмета политэкономии исследованием природы богатства |
Уяснение механизма дифференты | 1 | - | |
|
Игнорирование принципа историзма при анализе современного им способа производства |
Трактовка сферы производства как источника общественного богатства | + | + - | |
|
Ограничение сферы производства аграрным трудом и созданием благ природного происхождения |
Представление капитала как одного из факторов производства | |
1 | |
|
Объяснение
источника богатства |
Трактовка прибыли как формы дохода на капитал | |
+ - | |
|
Трактовка труда в промышленности транспорте, торговле как непроизводительного, как средства существования занятых в этих сферах |
Введение в научный оборот категории чистого продукта и его количественное определение | |
+ - | |
|
Ориентация на полную либерализацию экономической жизни |
Разработка
схемы (таблицы) количественного |
|
+ | |
|
Недооценка роли трудовой частной собственности в реализации сущности человека |
Разработка научной теории двойственного характера труда | |
|
+ | |
Гипертрофированное представление социальной роли человека в ущерб его биологической природе |
Обоснование трудовой теории стоимости | + | |
+ - | |
Переоценка роли крупного производства в экономике |
Определение функций обмена в превращении продукта в товар | |
|
+ - | |
Абсолютизация роли госсобственности в строительстве нового строя производства |
Продолжение табл. 1
Направлений | Классическая политэкономия | Физиокарты | Марксизм | Меркантилизм | Нерешенные проблемы и ошибки экономических школ |
Определение средней стоимости товара общественно-необходимым рабочим временем | |
|
+ — | |
Тезис о несовместимости товарно-денежных отношений с экономическими основами социализма |
Метода исследования с помощью анализа противоречий, взаимосвязей формы и содержания, явления и сущности | |
|
+ - | |
Смещение акцента в применении к отношениям классов буржуазного общества закона единства и борьбы противоположностей лишь на борьбу, доведенную до антагонизма |
Политэкономии | |
|
1 | |
Игнорирование регулирующей роли государства |
Понимание
исторически-преходящего |
|
|
+ | |
|
в эволюции способа производства | |
|
+ - | |
Недооценка
новаторских функций |
Выявление тенденции концентрации производства, создания монополий и | |
|
+ - | |
Недооценка малого бизнеса |
Раскрытие диалектики форм собственности, возможности индивидуального присвоения на основе совместного труда | „ ..- | |
+ - | |
Недооценка плюрализма форм собственности |
Разработка
схемы воспроизводства |
|
|
+ | |
|
Раскрытие сущности абсолютной ренты | |
|
+ | |
|
Создание теории цены производства | |
|
+ | |
|
Информация о работе Основные этапы становления и развития экономической теории