Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:01, курс лекций
В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.
Тема 1. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ
Тема 2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Тема 3. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (МОДЕЛЬ «AD – AS»)
Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Тема 5. БЕЗРАБОТИЦА
Тема 6. ИНФЛЯЦИЯ
Тема 7. ДЕНЬГИ
Тема 8. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Тема 9. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
Тема 10. НАЛОГИ
Тема 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Тема 12. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
из чего следует, что среднегодовой темп прироста ВВП равен:
Таким образом, среднегодовой темп прироста ВВП представляет собой среднее геометрическое темпов прироста за определенное количество лет.
Для облегчения расчетов обычно используется «правило 70», которое утверждает, что если какая-то переменная растет темпом х % в год, то ее величина удвоится приблизительно через 70 / х лет. Если ВВП на душу населения ежегодно растет на 1 %, то его величина удвоится через 70 лет (70 / 1). Если ВВП на душу населения растет на 4 % в год, то его величина удвоится примерно через 17,5 лет (70 / 4). Например, каждое поколение американцев считает своей целью оставить после себя удвоенный ВВП для будущего поколения. Для этого экономика должна иметь средние темпы роста, примерно равные 3 % в год. Величина ВВП на душу населения через 70 лет рассчитывается по формуле:
Однако из «правила 70» следует, что по прошествии ряда лет быстро растущая экономика применяет процентную величину темпа экономического роста к большей первоначальной величине ВВП, и общий выпуск увеличивается быстрее в медленнее растущих экономиках. Как мы видели, экономика, которая растет с темпом 1 %, удвоит свой ВВП примерно через 70 лет, а в экономике с 4-процентным темпом роста удвоение ВВП будет происходить каждые 17,5 лет. Через 70 лет экономика с 4-процентным ростом увеличит свой ВВП в 16 раз по сравнению с исходным уровнем (24), в то время как экономика с 1-процентным ростом только удвоит исходную величину ВВП (21). Если обе экономики первоначально имеют одинаковый уровень ВВП, то благодаря кумулятивному эффекту экономика с 4-процентным темпом роста через 70 лет будет иметь ВВП в восемь раз больший, чем экономика с 1-процентным ростом. Это явление, когда более бедная страна начинает развиваться более быстрыми темпами, чем более богатая страна, поскольку она имеет первоначально более низкий производственный потенциал и уровень ВВП, получило название эффекта «быстрого старта».
Чтобы объяснить, почему одни страны развиваются быстрее, чем другие; как ускорить экономический рост; что определяет скорость увеличения ВВП, т. е. чтобы понять межстрановые и межвременные различия в уровне реального ВВП (и реального ВВП на душу населения) и в темпах его роста, необходимо проанализировать типы и факторы экономического роста.
Увеличение производственных возможностей и рост потенциального ВВП связаны с изменением либо количества, либо качества ресурсов. Соответственно выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экономический рост, обусловленный увеличением количества ресурсов, простым добавлением факторов, представляет собой экстенсивный тип экономического роста. Экономический рост, связанный с совершенствованием качества ресурсов, использованием достижений научно-технического прогресса, – это интенсивный тип роста. Соответственно двум типам экономического роста выделяют две группы факторов:
1) факторы, которые влияют на количество ресурсов – труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. К факторам экстенсивного типа экономического роста относятся использование большего количества рабочей силы и большего числа оборудования, строительство новых предприятий, вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земель, открытие новых месторождений и увеличение добычи полезных ископаемых, внешняя торговля, позволяющая увеличить количество ресурсов, и т. п. При этом квалификация рабочих и производительность их труда, качество оборудования и технология не меняются, поэтому отдача продукции и дохода на единицу труда и капитала остается прежней;
2) факторы, которые влияют на качество ресурсов. Факторами интенсивного типа экономического роста являются рост уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочей силы, использование более совершенного оборудования, наиболее передовых технологий (в первую очередь ресурсосберегающих), научной организации труда, наиболее эффективных методов государственного регулирования экономики.
Наиболее важную роль среди интенсивных факторов роста играет научно-технический прогресс (НТП). Его базой служат накопление и расширение знаний, которыми располагает общество; научные открытия и изобретения, которые дают новые знания; нововведения, которые являются формой реализации научных открытий и изобретений. Именно научно-технический прогресс обеспечивает совершенствование качества ресурсов.
Основная экономическая характеристика качества ресурсов – их производительность. Наиболее важным фактором, определяющим уровень жизни в стране, является средняя производительность труда – количество товаров и услуг, создаваемых работником за один час рабочего времени, т. е.
Чем больше товаров и услуг производит каждый рабочий в час, тем выше производительность труда и тем больше реальный ВВП. Поскольку совокупный доход равен совокупному выпуску (объему производства), уровень жизни определяется количеством производимых в стране товаров и услуг. Соответственно, чем выше реальный ВВП, тем выше уровень жизни, уровень благосостояния.
На производительность труда, а следовательно, на экономический рост и его темпы, оказывают влияние следующие факторы:
1) физический капитал (или просто капитал) – запас оборудования, зданий и сооружений, которые используются для производства товаров и услуг. Заметим, что физический капитал сам является результатом процесса производства. Чем более совершенным и современным он будет, тем больше товаров (в том числе инвестиционных, т. е. нового оборудования) и услуг можно произвести с его помощью;
2) человеческий капитал – знания и трудовые навыки, которые получают рабочие в процессе обучения (в школе, колледже, университете, на курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации) и в процессе трудовой деятельности. Человеческий капитал, как и физический капитал, также является результатом производственных процессов и повышает возможности общества производить новые товары и услуги;
3) природные ресурсы – факторы, обеспечиваемые природой, такие как земля, реки и полезные ископаемые. Природные ресурсы делятся на воспроизводимые и невоспроизводимые. Примером воспроизводимых ресурсов могут служить лесные ресурсы (взамен вырубленных деревьев можно посадить новые), невоспроизводимых ресурсов – нефть, уголь, железная руда и др., на образование которых в природных условиях уходят тысячи и даже миллионы лет.
Хотя запасы природных ресурсов – очень важный фактор экономического процветания, их наличие отнюдь не является главным условием высоких темпов роста и высокой эффективности экономики. Действительно, быстрые темпы развития экономики США поначалу были связаны с обилием свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, а Кувейт и Саудовская Аравия стали богатейшими государствами мира благодаря огромным разведанным запасам нефти. Однако, например, Япония превратилась в одну из ведущих стран мира, обладая весьма незначительными сырьевыми запасами. Быстрые темпы экономического роста в странах Юго-Восточной Азии (так называемых «азиатских драконах» – Гонконге, Тайване, Южной Корее и Сингапуре) также обусловлены вовсе не обилием природных ресурсов.
Природные ресурсы – это единственный фактор, который не производится человеком. Из-за того что количество невоспроизводимых природных ресурсов ограничено, большое распространение получили идеи о существовании пределов роста мировой экономики. В то же время проблему увеличения этих пределов позволяют решить технологические достижения;
4) технологические знания – понимание наилучших способов (методов) производства товаров и услуг. Отличие технологических знаний от человеческого капитала состоит в том, что первые представляют собой саму разработку и понимание этих наилучших методов (отвечают на вопрос, как производить), а под человеческим капиталом понимают степень овладения людьми (рабочей силой) этими методами, превращение знаний в трудовые навыки. Новые технологии делают труд более эффективным и позволяют увеличить производство товаров и услуг.
Технологические знания имеют чрезвычайно большое значение, так как они, во-первых, позволяют решить проблему ограниченности ресурсов и, во-вторых, являются главным фактором ускорения темпов экономического роста. Основная причина того, что сегодняшний уровень жизни выше, чем 100 лет назад, заключается в новых технологических знаниях. Телефон, компьютер, двигатель внутреннего сгорания, конвейер относятся к тем тысячам технических новшеств, которые увеличили возможности производства товаров и услуг.
Для описания взаимосвязи между количеством ресурсов, используемых в экономике (затратами факторов производства), и объемом выпуска используется понятие производственной функции, которая имеет вид:
где Y – объем выпускаемой продукции; F (...) – функция, определяющая зависимость объема выпуска продукции от значений затрат факторов производства; А – переменная, зависящая от эффективности производственных технологий и характеризующая технологический прогресс; L – количество труда; K – количество физического капитала; H – количество человеческого капитала; N – количество природных ресурсов.
В макроэкономических моделях обычно используются производственные функции, обладающие свойством постоянной отдачи от масштаба: при одновременном изменении всех факторов производства на одну и ту же величину сама производственная функция меняется на ту же самую величину. Математически это означает, что для любого положительного числа х выполняется условие:
Так, если х = 2, это значит, что при удвоении всех факторов производства объем выпуска увеличивается в два раза.
С помощью производственной функции с постоянной отдачей от масштаба можно получить интересный результат. Если предположить, что х = 1 / L, то уравнение примет вид:
С одной стороны, величина Y / L отражает количество продукции на одного работника (т. е. является показателем производительности труда) и полученное уравнение выражает зависимость производительности труда от величины физического и человеческого капитала на одного рабочего (соответственно K / L, называемого капиталовооруженностью, и H / L), количества природных ресурсов на одного рабочего (N / L) и уровня развития технологии А, т. е. от основных четырех факторов экономического роста. С другой стороны, показатель Y / L (величина ВВП на одного работника) есть не что иное, как показатель уровня благосостояния. Таким образом, чем выше производительность труда, тем выше благосостояние.
На рост производительности труда и уровня жизни населения существенное воздействие оказывает экономическая политика государства. Прежде всего с ее помощью государство может влиять на величину физического и человеческого капитала. Если растет запас капитала в экономике, то увеличивается экономический потенциал страны и экономика может производить в будущем большее количество товаров и услуг. Соответственно, если правительство хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику.
1. Стимулировать внутренние инвестиции и сбережения. Рост запаса капитала в экономике происходит с помощью инвестиций. Чем выше доля инвестиций в экономику (например, в Японии, Южной Корее), тем выше темпы экономического роста. Поскольку рост запаса капитала непосредственно влияет на рост производительности труда, то основным условием экономического роста является увеличение инвестиций. Основу инвестиций составляют сбережения. Если общество потребляет меньше, а сберегает больше, оно имеет больше ресурсов для инвестирования.
2. Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны. Очевидно, что увеличение капитала может происходить не только за счет внутренних, но и за счет иностранных инвестиций. Различают два вида иностранных инвестиций: прямые и портфельные. Прямые иностранные инвестиции – это инвестиции в капитал, которыми владеют и распоряжаются (управляют) иностранцы. Портфельные иностранные инвестиции – инвестиции в капитал, которые финансируются с помощью иностранцев, например доход от продажи иностранцам акций и облигаций фирм данной страны, но которые находятся под управлением производителей (резидентов) данной страны.
Иностранные инвестиции обеспечивают рост экономики страны. Несмотря на то что часть доходов фирм, созданных при участии иностранного капитала, уходит за границу (прибыль иностранных фирм от прямых инвестиций и полученные дивиденды и проценты по ценным бумагам от портфельных инвестиций), зарубежные источники финансирования увеличивают экономический потенциал страны, повышают уровень производительности и оплаты труда. Кроме того, иностранные инвестиции позволяют развивающимся странам освоить самые передовые технологии, разрабатываемые и используемые в развитых странах.
3. Стимулировать образование. Образование – это инвестиции в человеческий капитал. В США, по данным статистики, каждый год, затраченный на учебу, повышает зарплату работника в среднем на 10 %. Образование не только повышает производительность реципиента (т. е. человека, который его получил), оно имеет положительный внешний эффект (экстерналию). Внешний эффект происходит тогда, когда действие одного человека сказывается на благосостоянии другого человека или других людей. Образованный человек может выдвигать идеи, которые становятся полезными для других, всеобщим достоянием, ими имеет возможность пользоваться каждый попавший в сферу действия положительного внешнего эффекта образования. Очевидно, что это аргумент в пользу государственного образования. В этой связи особенно негативными последствиями обладает явление, получившее название «утечки умов», т. е. эмиграция наиболее образованных и квалифицированных специалистов из бедных стран и стран с переходной экономикой в богатые страны, имеющие высокий уровень жизни.