Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 11:46, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности государственного управления в сфере образования и науки.
Задачи работы – изучить исторический аспект государственного управления образованием; проанализировать реформу образования за последние 10 лет; рассмотреть некоторые вопросы нового проекта системы образования в России.
Введение. 2
1. Исторический аспект управления образованием 3
1.2 Российская система образования 13
1.3 Будущие изменения в образовании 19
Заключение. 22
Список использованной литературы: 23
Пока что в политике исполнительной власти просматривается курс на отстранение от управления наукой и образованием. Что касается образования – наблюдаются активные действия по передаче решения насущных государственных задач в регионы. Это относится, в частности, к передаче финансирования и собственности в системе начального профессионального образования с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. Другой факт – субъекты Федерации, по существу, остались один на один с проблемой издания федерального комплекта учебной литературы. Науку и образование, эти две основные составляющие фундамента национальной безопасности страны, сегодня стремятся рассматривать как чисто социальную сферу, в отношении которой возможна политика финансирования по остаточному принципу. [7]
В июле 1991 году был подписан Указ №1 Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». В этом указе сфера образования провозглашалась приоритетной, впервые перед Правительством ставилась задача разработки Государственной программы развития образования в РСФСР, предоставления образовательным учреждениям налоговых льгот, введения гарантированных государством нормативов на обучение и содержание одного обучающегося образовательных учреждений различных типов, приоритетного финансирования образовательных учреждений, увеличения заработной платы работникам образовательных учреждений и еще целый ряд мер по социальной защите системы образования. Данный указ не был реализован.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 вступил в силу ровно через год после подписания Президентом Указа №1. Закон юридически закрепил новую философию образования, новые принципы образовательной политики и выразил их в виде правовых норм. Очень важно, что законодательно была установлена приоритетность образования, регламентированы меры по финансированию системы образования, установлена защита системы образования от приватизации и введены льготы для системы образования. В 1996 г. закон претерпел существенные изменения.
В нем были дополнены и уточнены нормы, касающиеся гарантий прав граждан на образование, закреплены за образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование земельные участки; включены нормы, установившие минимальный размер финансирования образования и разрешающие государственным вузам осуществлять, сверх государственных заданий, подготовку специалистов по договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и физическими лицами. Были расширены социальные гарантии работников учреждений образования, расположенных в сельской местности. Введены ежеквартальные индексации нормативов и абсолютных размеров финансирования образовательных учреждений. Новая редакция Закона РФ «Об образовании» запретила приватизацию и разгосударствление системы государственного и муниципального образования. Таким образом, Закон РФ «Об образовании» дает правовую основу для проведения государственной образовательной политики, то есть, по существу, регламентирует порядок государственного управления сферой образования. В то же время в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» образовательные учреждения автономны. То есть предполагается радикальная перестройка всей системы управления образованием, совершенно изменяется понятие контроля за работой образовательного учреждения. Это выносит управление образованием в системе «исполнительная власть – образовательное учреждение» на качественно иной уровень.
Следует отметить, что действующий Закон «Об образовании» не охватывает всего необходимого объема правовых норм в образовании, по целому ряду положений носит рамочный характер и должен быть дополнен рядом законов, в том числе регулирующих отношения, возникающие на различных образовательных уровнях. Один федеральный закон такого типа уже принят Закон №125-ФЗ от 22.08.1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действующий и в настоящее время.
За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов. [5]
В соответствии с Законами
«Об образовании» и «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании»
развивается автономия
Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. Так, в составе учреждений дошкольного образования общей численностью 53,9 тысяч единиц сложился широкий спектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников – 2,3 тыс.; компенсирующего вида – 1,6 тыс.; ухода и оздоровления – 1,3 тыс.; комбинированного вида – 8,5 тыс.; центры развития ребенка – 0,5 тыс. Вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов.
В системе общего образования
получили широкое развитие школы
с углубленным изучением
В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих. Они составляют 23,9 % от общего числа учебных заведений этого уровня.
В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведений – колледжи, доля которых составляет около 40% от всего количества учреждений данного уровня. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития. [11]
В составе высших учебных заведений получил развитие университетский сектор – 50 % от общего числа государственных вузов. Около 30 % составляет доля академий.
Развитие вариативности
учебных заведений
В значительной мере расширилась
сама сеть профессиональных образовательных
учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи,
вузы, их структурные подразделения
стали значительно более
Одним из существенных изменений в деятельности образования стало развитие вариативности образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка.
С развитием вариативности
образовательных программ значительно
расширился спектр издаваемой учебной
литературы. Возникла и усиливается
конкуренция авторов и
Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование.
Значительную роль в
расширении возможностей получения
желаемого образования начали играть
негосударственные
В результате число студентов в вузах страны составляет в настоящее время около 4800 тыс. человек, или 327 человек на 10 тысяч населения.
Помимо личных средств обучаемых, в систему образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.
Внедряя принцип полной
финансово-хозяйственной
Возможные социальные последствия финансово-хозяйственной самостоятельности – банкротство образовательных учреждений; закрытие части вузов и средних учебных заведений. Мировой опыт цивилизованных стран неоспоримо свидетельствует о том, что ни культура, ни наука, ни образование на полной самоокупаемости (т.е. без государственных субсидий, без бюджетных денег) существовать не могут.
Одним из результатов
перестройки деятельности профессионального
образования явилось
Получила развитие интеграция
образовательных и научных
Сформировалась основная
законодательная и нормативно-
Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация «Роспрофтехобразование», Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.
Происходящие в образовании изменения отражаются в сложившейся к настоящему времени системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Отчасти в ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, появление новых видов учебных заведений, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям. [5]
Тем не менее, сегодняшняя
образовательная статистика характеризует
главным образом количественные
аспекты системы образования
и образовательной
В настоящее время проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" доработан Министерством на основе представленных замечаний и предложений и выставлен на всеобщее обсуждение в сети Интернет. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" должен заменить собой сразу два документа - законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятые в 1992 и 1995 годах соответственно. В новом законе будут четко прописаны права и обязанности детей, родителей, учителей, гарантии бесплатности образования и доступности качественного образования. Это обеспечит открытость системы образования в интересах каждого гражданина и общества в целом. [4]
Рассмотрим некоторые вопросы, которые затронуты в этом проекте.
Информация о работе Особенности государственного управления в сфере образования и науки в РФ