Особенности формирования национального дохода в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является - изучение национального дохода, его производство, распределение и использование.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Раскрытие сущности национального дохода;
2. Изучение чистого экономического благосостояния общества;
3. Рассмотрение производства, распределение и использование национального дохода в Российской Федерации;

Содержание

Введение
1.Теоретические подходы к формированию национального дохода
1.1 Сущность национального дохода
1.2 Характеристика национального дохода
2. Производство, распределение и использование национального дохода
2.1 Производство и использование национального дохода
2.2 Чистое экономическое благосостояние общества
3. Особенности формирования национального дохода в Российской Федерации
3.1 Производство, распределение и использование национального дохода в Российской Федерации
3.2 Перспективы увеличения национального дохода в Российской Федерации. Источники роста
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

куросвая макроэкономика (Автосохраненный).docx

— 69.97 Кб (Скачать файл)

     Большое значение для увеличения национального  дохода, ускорения социально-экономического прогресса и расширенного воспроизводства  экономической системы имеет оптимальное соотношение между потреблением и накоплением национального дохода. Между ними постоянно существует противоречие, которое может перерасти в конфликт. С одной стороны, чрезмерно большой фонд потребления не дает возможности строить новые заводы, фабрики, электростанции, внедрять новую технику и технологию, развивать науку, образование и т. д., с другой -- чрезмерное накопление части созданного национального дохода сдерживает потребление населения, рост его личных доходов, что подрывает стимулы к труду, формирует тип экономики, не ориентированной на удовлетворение потребностей и интересов населения, то есть затратную экономику.

     В бывшем СССР соотношение между потреблением и накоплением считалось оптимальным  в пропорции 75:25. В различных странах  мира, в зависимости от социально-экономической  программы развития, оно может  отклоняться как в одну, так  и в другую сторону. В прошедшие  десятилетия норма накопления в  странах СНГ резко сократилась, но после 1998 года стало увеличиваться. В Российской Федерации после 1999 года накопление стало наращиваться как на государственном уровне (благодаря ежегодному профициту государственного бюджета (рис.2) пополняются различные фонды правительства (внебюджетные, стабилизационный), за счет большого положительного внешнеторгового баланса бьют рекорды резервы Центрального Банка - где объем золотовалютных резервов Российской Федерации по состоянию на 6 апреля 2007 года составлял 346,3 млрд. долларов США), так и в частном секторе.

     Рис. 2.Отношение профицита (дефицита) консолидированного бюджета к валовому внутреннему  продукту

       Стремительное падение накопления  имело место и в США во  время экономического кризиса  1929-1933 гг. Учитывая опыт других  стран мира, норму накопления  в нынешних условиях следует  поднять до 25-26 % (самая низкая -- норма накопления в 20 %). 

     Основной  источник накопления -- прибавочный продукт. Он используется для расширенного производства, строительства объектов социального (школ, больниц и др.) и культурного назначения, а также для создания страховых запасов и общественных резервов.

     Для расширенного производства требуется  изготовить не только такое количество средств производства, которое пойдет на обновление изношенных на протяжении года средств и предметов труда (фонд замещения), но и их определенный излишек для строительства новых  фабрик, заводов и т. д. До 2000 года в России почти не сдавались в  эксплуатацию новые фабрики или  заводы, изношенность основных средств  достигает 65-70%, и только с 2003 года идет частичное обновление фондов. Но данный процесс идет довольно медленно, и чтобы рост экономики нашего государства продолжался такими же ежегодными темпами как в период с 2003 по 2006 годы его надо форсировать.

     Поскольку на построенные новые фабрики  и заводы, новые шахты необходимо привлекать дополнительное количество работников, то из фонда накопления часть средств следует направить на производство дополнительных предметов потребления.

     За  счет фонда накопления осуществляется производственное и непроизводственное накопление. Первое используется для  строительства новых заводов, электростанций, железных дорог, оснащения действующих  предприятий техникой и др. Благодаря  этому воспроизводится в расширенном  масштабе собственность на средства производства (количественный аспект этой категории). Второе осуществляется с целью строительства жилых  домов, учреждений образования, здравоохранения, культуры. Оно предусматривает также  производство дополнительных предметов  потребления для работников, которые  будут трудиться в этой сфере, а также затраты на их подготовку и переквалификацию.

     Основным  элементом фонда накопления является производственное накопление, поэтому  его норма -- важнейшая часть валового (совокупного) накопления. В структуре производственного накопления ведущая роль принадлежит амортизационному фонду.

     В Российской Федерации в 90-е годы доля амортизации снизилась с 10-12 % от уровня ВВП (что считалось нормой в СССР) до 3--4 %. Такая ситуация сложилась не только вследствие глубокого экономического кризиса. Она обусловлена также устаревшим оборудованием и технологиями, унаследованными от бывшего СССР. 
 
 

     3.2 Перспективы увеличения национального  дохода в Российской Федерации.  Источники роста 
 
 

     Для поддержания устойчивых темпов роста  экономики нашей страны (а значит и национального дохода) на уровне периода 2003-2006 годов (то есть в среднем 6% в год) нужно окончить формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы  развития. К ним, в первую очередь, относятся:

     - научно-технический, кадровый и природный потенциалы, составляющие сравнительные преимущества России в глобальной экономике;

     - геоэкономические преимущества, связанные с положением России на постсоветском пространстве, развитыми торгово-экономическими связями с лидерами мировой экономики, масштабным транзитным потенциалом;

     - значительный инвестиционный потенциал - валовые национальные сбережения, составляющие, по оценке, около 38% ВВП (2006 год), что в полтора раза превышает уровень накопления;

     - макроэкономическая стабильность и сформированная нормативно - правовая база экономики, создающие основу для притока инвестиций и развития бизнеса.

     Для реализации имеющегося потенциала ускорения  развития формируется долгосрочная политика повышения конкурентоспособности  и эффективности российской экономики, интегрирующая:

     · социальную политику, содействующую  преодолению бедности, росту уровня жизни и доступности социальных благ;

     · стратегический подход к развитию ключевых секторов экономики, определяющих качество человеческого капитала, уровень  технологического развития, состояние  производственной инфраструктуры;

     · действия по ускорению институциональных  реформ, содействующих повышению  конкурентоспособности российских компаний и развитию малого бизнеса;

     · региональную политику развития, нацеленную на повышение мобильности товаров  и факторов производства, содействие развитию конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;

     - обеспечение рациональной интеграции России в глобальное мировое сообщество, реализующей сравнительные преимущества российской экономики, и включение российских производителей в международные цепочки создания добавленной стоимости;

     · перестройку системы государственного администрирования, включая повышение  прозрачности и эффективности федеральных  органов исполнительной власти перед  гражданским обществом, внедрение  проектно-целевого подхода в их деятельность;

     · развитие механизмов частно-государственного партнерства.

     Существуют  пути оптимизации фондов потребления  и накопления. Чрезвычайно важное значение для достижения оптимальной нормы накопления имеет снижение материалоемкости, энергоемкости, проведение государством активной амортизационной политики и т. д.

     Современным методом ускорения научно-технического развития, оптимизации фонда накопления является широкое использование  лизинга. Лизинг -- это долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств и т. д. В условиях развертывания НТР лизинг приобрел международный характер. Одно из условий лизинга -- обязательство арендатора купить машины и оборудование после окончания срока аренды.

     Лизинг  получил распространение в развитых странах мира. Так, в 2005 г. его доля в инвестициях в машины и оборудование составила в США 31,7%, в Англии -- 25 %. Среднегодовой темп роста лизинговых операций в США превышает 15, в  Японии -- 20 %. В этих и некоторых  других странах сегодня арендуется около 90 % ЭВМ. Государство должно стимулировать  расширение лизинговых операций, предоставляя налоговые льготы лизинговым компаниям. На оптимизацию фонда потребления  и фонда накопления существенно  влияет процесс интенсификации общественного  производства.

     Кроме лизинга правительству Российской Федерации важно произвести реструктуризацию промышленности страны. Россия, будучи в составе самого большого государства  мира обеспечивала его нужды в  размере от 50 до 75 % в различных  отраслях, но с обретением суверенитета такое масштабное производство стало  попросту ненужным и множество предприятий  мертвым грузом повисло на государственном  бюджете. К сожалению, за годы простоя  большинство из них пришло в непригодность  из-за морального устарения, разворовывания, либо экономической нецелесообразности производства той или иной продукции, но как показывает практика проведение реструктуризации старого предприятия обходиться чаще всего дешевле, чем строительство нового. Самым важным сейчас выступает выбор правильного экономического направления в развитии отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Основными критериями выбора таких отраслей является их экспортный потенциал или возможность его наращивания, ускоренное развитие данных отраслей, которые содействовало бы повышению конкурентноспособности большинства других отраслей промышленности (их модернизации и повышению эффективности), возможность замены импорта.

     К наиболее перспективным отраслям в  Российской Федерации относятся: электроника, машиностроение, черная и цветная  металлургия, электроэнергетика (особенно атомная), судостроение, трубопроводный транспорт, аэрокосмические промышленность и транспорт, сельское хозяйство, пищевая  промышленность, авиастроение.

     Еще раз важно отметить насколько  важно возрождать потенциал собственного производства для нашей страны, ведь как известно импортирование товаров в конечном итоге приводит торможению внутреннего производства, лишая его возможности развития и производства конкурентноспособной продукции, и кроме этого начинает «съедать» долю национального дохода, которая могла бы быть направлена на развитие не только этой, но и других необходимых отраслей. Кроме этого важно обратить внимание на необходимость сокращения расходов на содержание государственного аппарата и других органов управления, снижение пенсионного обеспечения и обеспечения льготами государственным служащим, постепенное сокращение вооруженных сил и т.д.

     Повторимся, что важным фактором радикального изменения  в соотношении фонда потребления  и фонда накопления служит проведение активной структурной политики. Основными  критериями выбора перспективных наукоемких и высокотехнологичных отраслей являются их экспортный потенциал или  возможность его наращивания; ускоренное развитие данных .отраслей, которое содействовало бы повышению конкурентоспособности большинства других отраслей промышленности (их модернизации, повышению эффективности); возможность замены импорта.

     Определенную  роль в улучшении структуры фонда  накопления играет уменьшение доли военных  накоплений, сокращение расходов на содержание государственного аппарата и др.

     Для совершенствования структуры фонда  потребления важное значение имеет повышение качества продукции, сокращение расходов на ее хранение и потребление, расширение ее ассортимента и т. д. Важным направлением совершенствования фонда потребления является сокращение общественных фондов потребления за счет отмены отдельных льгот, чрезмерно высоких пенсий для государственных служащих и т. п.

     Многие  из вышеперечисленных мероприятий  существуют в среднесрочной программе  социально-экономического развития России и дадут основной результат после 2010 года. Так, потенциальный эффект реализации Стратегий развития оценивается  в 1,0-1,4 п. п. роста ВВП в год в 2007-2010 годах и до 2,5 п. п. в год в 2011-2015 годах. Переломным для развития российской экономики в ее современной структуре может стать период 2009-2011 годов. Именно в эти годы резко обозначатся барьеры, связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов. Одновременно перестанут действовать защищающие внутренний рынок меры, предусмотренные на переходный период в рамках вступления в ВТО. Кроме того, вероятно существенное ухудшение мировой конъюнктуры. Если к этому времени зависимость экономики от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в достаточной мере не сократится, неизбежной станет пауза роста. Она может сопровождаться значительными социальными издержками, которые будут усилены растущим дефицитом пенсионной системы. Сценарные условия социально - экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2015 года:Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

     Возможность существенного ускорения роста  связана как с опережающим  развитием высокотехнологичной  и информационной компонент экономики, так и с коренной модернизацией  традиционного сектора, в котором  к 2015 году, по-прежнему, будет сосредоточена  основная часть занятости и доходов.

     Долгосрочный  прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разработан на вариантной основе с учетом изменения  внешних и внутренних условий  и факторов экономического развития. Разрабатываемые варианты предусматривают  реализацию с 2007 года пакета инвестиционно-ориентированных  налоговых новаций.

     Базовый сценарий (вариант 1) предполагает сохранение умеренно-консервативной динамики развития, характеризующейся снижением конкурентоспособности  отечественных обрабатывающих производств, недостаточным улучшением инвестиционного  климата, и не предусматривает реализацию новых масштабных национальных проектов или стратегий. Государство обеспечивает стабильность бюджетной системы  и поддержание инфляции на уровне целевых показателей.

Информация о работе Особенности формирования национального дохода в Российской Федерации