Особенности формирования национального дохода в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является - изучение национального дохода, его производство, распределение и использование.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Раскрытие сущности национального дохода;
2. Изучение чистого экономического благосостояния общества;
3. Рассмотрение производства, распределение и использование национального дохода в Российской Федерации;

Содержание

Введение
1.Теоретические подходы к формированию национального дохода
1.1 Сущность национального дохода
1.2 Характеристика национального дохода
2. Производство, распределение и использование национального дохода
2.1 Производство и использование национального дохода
2.2 Чистое экономическое благосостояние общества
3. Особенности формирования национального дохода в Российской Федерации
3.1 Производство, распределение и использование национального дохода в Российской Федерации
3.2 Перспективы увеличения национального дохода в Российской Федерации. Источники роста
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

куросвая макроэкономика (Автосохраненный).docx

— 69.97 Кб (Скачать файл)

     В первом варианте прогноза предполагается стабильный долгосрочный рост экономики  со средним темпом роста ВВП около 5%, что обеспечит увеличение ВВП  за период 2007-2015 гг. (в сопоставимых ценах) в 1,6-1,66 раз.

     Инновационно-активный сценарий (варианты 2 и 3) предполагает усиление инновационной компоненты экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований и системы национальных проектов в рамках президентских инициатив и долгосрочных стратегий развития ключевых секторов экономики. Доля информационно-инновационного сектора в производстве ВВП в 2015 году практически сравняется с долей нефтегазового сектора, тогда как сейчас она более чем в трое уступает ему. Ускорение развития обрабатывающих высокотехнологичных секторов и экономики знания позволяет компенсировать резкое торможение роста нефтегазового сектора. При этих предпосылках объем ВВП вырастет в 2006-2015 годах в 1,85-1,9 раза. Сценарные условия социально - экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2015 года:Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

     В инновационно-активном сценарии темп роста экономики (ВВП) превышает показатели базового сценария в среднем на 1,3-1,5 п. п. и составляет 6,3-6,5% в год. Верхняя граница темпов роста соответствует варианту 3, который ориентируется на стабилизацию цены нефти "Urals" в реальном выражении на уровне около 50 долларов за баррель. Нижняя граница - варианту 2, который предполагает снижение мировой цены нефти до 37-40 долларов за баррель.

     Интенсивные структурные преобразования в рамках инновационного сценария становятся возможными благодаря расширению созидательной  предпринимательской свободы и  активным действиям государства, направленным на формирование эффективной системы  институтов развития, а также капитализации  позитивных возможностей вступления в  ВТО, увеличения притока иностранного капитала и технологий.

     Внутренние  условия предполагают, что во всех сценариях экономическое развитие будет происходить в условиях финансовой стабильности. Темпы инфляции понизятся с 12% в 2003-2004 годах до 3-4% к 2009 году и 2-3% в 2012-2015 годах. Снижение темпов инфляции позволяет значительно уменьшить темпы укрепления реального курса рубля.

     Негативным  внутренним фактором экономического роста  является ожидаемое сокращение численности  населения на 4% к 2015 году, при этом наиболее интенсивно будет происходить  уменьшение численности населения  трудоспособного возраста (к 2015 году - на 10,6%). Демографические потери стоят  экономике не менее 1,5-2 летнего периода  роста.

     Реализация  целевого сценария экономического развития, обеспечивающего удвоение ВВП за десятилетие, с 2006 по 2015 год, предполагает значительно более высокую, чем  в первых двух вариантах интенсивность  структурных сдвигов в экономике  и инновационную активность, либо устойчивый позитивный рост трудоспособного  населения. В целевом сценарии экономического развития, со среднегодовым темпом роста ВВП не ниже 7,2% в год, частные  инвестиции должны прирастать не менее  чем на 15% в год. Объем притока  иностранных инвестиций должен возрасти примерно до 40 - 50 млрд. долларов в год  к 2010 году и выйти на уровень 3-4% ВВП  к 2015 году. При этом необходима переориентация иностранных инвестиций от сырьевого  сектора и сферы услуг к  сектору обрабатывающей промышленности, где импорт технологий и менеджмента  в наибольшей степени будет способствовать росту производительности. Сценарные  условия социально - экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2015 года:Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

     В российской экономике назрела смена  лидера роста. Отрасли, доминирующие в  структуре производства (ТЭК, металлургия, АПК), утрачивают свой динамизм и не смогут расти в долгосрочной перспективе  темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые  могут развиваться темпами выше 7% (пищевая, химия, лесная, строительные материалы, часть машиностроения и  высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики  менее одной трети. Пока доля этой динамичной группы отраслей не станет доминирующей, российская экономика  не сможет выйти на устойчивый темп роста в 7 и более процентов.

     По  прогнозным расчетам, необходимые изменения  в структуре производства могут  произойти в основном на рубеже 2010-2011 годов, и только при реализации инновационно-активного сценария развития, опирающегося на развитие программного подхода к инвестиционным и инновационным проектам, а также реализации комплекса регулирующих мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста отдельных ведущих секторов экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Изложив тему курсовой работы, можно еще  раз убедиться, на сколько важным в наше время является изучение вопроса  о „национальном доходе”, как  необходимо нам сейчас правильно  использовать возможности нашего географического  положения, имеющимися природными ресурсами, промышленной базой и трудовым потенциалом, а также правильно распределять полученные доходы от производимой продукции  для обеспечения дальнейшего  производства, а также развития новых  перспективных отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.

     Конечно изучив мировую историю можно  с уверенностью сказать, что на карте  нет ни одного современного государства  с развитой экономической системой, которая в прошлом в той  или иной степени не пережила бы экономический кризис. Но, по правде сказать, обидно осознавать, что страна с таким мощным потенциалом спустя столько времени только начинает делать серьезные попытки изменить сложившуюся ситуацию. К примеру: российский ВПК (военно-промышленный комплекс) производит лучшую в мире авиа и бронетехнику и одни из лучших вертолетов, но при этом наше государство, входящее в десятку стран с самыми многочисленными вооруженными силами, не способно перевооружить собственную армию и занимает 28 место в мире обеспечению на одного военнослужащего. Российские космические системы вывода на орбиту «Протон», считаются самыми надежными и на сегодняшний день они выводят на орбиту спутники для США, Европейского Союза и др. стран, но при этом за период с 1992 по 1999 годы мы не запустили не одного спутника для собственных нужд (хотя после 2002 года статистика меняется в положительную сторону). Российский гражданский авиапром выпускает несколько видов современных самолетов - Ту-204-300, Ту-214, Ту-334, Ил-114, а также Ан-140 (Руслан), один из самых лучших в мире грузоподъемных самолетов, установивший более 200 рекордов, записанных в книгу рекордов Гиннеса, однако наши авиакомпании продолжают использовать устаревшую советскую технику, либо закупать снятые с эксплуатации за рубежом «Боинги», тем самым, экономя на безопасности пассажиров и подрывая авиапроизводство нашего государство. Нет такой отрасли промышленности, сельского хозяйства или сферы услуг, где не складывалась бы подобная ситуация и нельзя было бы привести подобный пример. И все это лишний раз доказывает нам как необходимо экономически правильно подходить к планированию дальнейшего управления и финансирования всех сфер жизни государства. И национальный доход является одним из ключевых экономических критериев, глубокое изучение которого и его правильное понимание могут помочь избежать множества проблем и ускорить становление нашей страны в ряд государств с развитой, стабильно-прибыльной экономической системой.

     Для поддержания устойчивых темпов роста  экономики нашей страны (а значит и национального дохода) на уровне периода 2003-2006 годов (то есть в среднем 6% в год) нужно окончить формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы  развития. К ним, в первую очередь, относятся:

     - научно-технический, кадровый и природный потенциалы, составляющие сравнительные преимущества России в глобальной экономике;

     - геоэкономические преимущества, связанные с положением России на постсоветском пространстве, развитыми торгово-экономическими связями с лидерами мировой экономики, масштабным транзитным потенциалом;

     - значительный инвестиционный потенциал - валовые национальные сбережения, составляющие, по оценке, около 38% ВВП (2006 год), что в полтора раза превышает уровень накопления;

     - макроэкономическая стабильность и сформированная нормативно - правовая база экономики, создающие основу для притока инвестиций и развития бизнеса.

     Для реализации имеющегося потенциала ускорения развития формируется долгосрочная политика повышения конкурентоспособности и эффективности российской экономики, интегрирующая: 

     · социальную политику, содействующую  преодолению бедности, росту уровня жизни и доступности социальных благ;

     · стратегический подход к развитию ключевых секторов экономики, определяющих качество человеческого капитала, уровень  технологического развития, состояние  производственной инфраструктуры;

     · действия по ускорению институциональных  реформ, содействующих повышению  конкурентоспособности российских компаний и развитию малого бизнеса;

     · региональную политику развития, нацеленную на повышение мобильности товаров  и факторов производства, содействие развитию конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;

     · обеспечение рациональной интеграции России в глобальное мировое сообщество, реализующей сравнительные преимущества российской экономики, и включение  российских производителей в международные  цепочки создания добавленной стоимости;

     · перестройку системы государственного администрирования, включая повышение  прозрачности и эффективности федеральных  органов исполнительной власти перед  гражданским обществом, внедрение  проектно-целевого подхода в их деятельность;

     · развитие механизмов частно-государственного партнерства.

     Многие  из вышеперечисленных мероприятий  существуют в среднесрочной программе  социально-экономического развития России и дадут основной результат после 2010 года. Так, потенциальный эффект реализации Стратегий развития оценивается  в 1,0-1,4 п. п. роста ВВП в год в 2007-2010 годах и до 2,5 п. п. в год  в 2011-2015 годах. Переломным для развития российской экономики в ее современной  структуре может стать период 2009-2011 годов. Именно в эти годы резко  обозначатся барьеры, связанные  с недостатком конкурентоспособных  мощностей и продуктов. Одновременно перестанут действовать защищающие внутренний рынок меры, предусмотренные  на переходный период в рамках вступления в ВТО. Кроме того, вероятно существенное ухудшение мировой конъюнктуры. Если к этому времени зависимость  экономики от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в достаточной мере не сократится, неизбежной станет пауза роста. Она  может сопровождаться значительными  социальными издержками, которые будут усилены растущим дефицитом пенсионной системы. Сценарные условия социально - экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2015 года:Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

     Возможность существенного ускорения роста  связана как с опережающим  развитием высокотехнологичной  и информационной компонент экономики, так и с коренной модернизацией  традиционного сектора, в котором  к 2015 году, по-прежнему, будет сосредоточена  основная часть занятости и доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

     1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2005. 

     2. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт,2005. 

     3. Булатов А.С.Экономическая теория:- М.: Экономист, 2003. 

     4. Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. - М.: Таурус,2005. 

     5. Джефри Сакс. Рыночная экономика  и Россия: -М.:Экономика,2004. 

     6. Иохин В.Я. Экономическая теория - М.: Юристъ,2004. 

     7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М.:Инфра-М,2002. 

     8. Макроэкономика: Социально ориентиррованный подход: Учеб. пособие - Под ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: Тессей, 2005. 

     9. Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости - М.: Инфра-М,2005. 

     10. Носова С.С. Экономическая теория - М.: Владос, 2004 

     11. Рофе А.И. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: - М.: МИК,2006. 

     12. Рощин С.Ю., Разумова Т.О.Экономика труда: Учеб.Пособие-М:ИНФРА 2005. 

     13. Рощенко А.В. Национальный продукт  и проблемы его измерения - Мн.: БГЭУ, 2006. 

     14. Сценарные условия социально  - экономического развития Российской  Федерации на 2008 год и на период  до 2015 года:Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации


Информация о работе Особенности формирования национального дохода в Российской Федерации