Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета РФ. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Раскрыть понятие и сущность бюджета и бюджетной системы.
Проанализировать доходы и расходы бюджета на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Выявить проблемы сбалансированности доходов и расходов бюджета и его исполнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Понятие и структура государственного бюджета.
1.1 Понятие и роль государственного бюджета и бюджетной системы государства в условия рыночной экономики...................................стр. 5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………..стр. 10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ.
2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2010 годы...……..…..стр. 24
2.2 Проблемы дефицита бюджета и их решение на современном этапе…………………………………………………………………..стр. 32
2.3 Воздействие бюджетной политики на состояние экономики страны...………………..…………………………...……стр. 35
2.4 Предложения по дальнейшему совершенствованию государственного бюджета………………………………………..стр.40
Заключение……………………………………………….…...……...….стр.
Список использованной литературы……..……………………….........стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяМакроэк.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Вся финансовая система государства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определенный промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономическая политика страны.

 

1.2 Доходы и расходы государственного  бюджета, их сбалансированность  и проблемы исполнения.

В бюджетах разных уровней находит своё отражение структура доходов и расходов государства, субъектов РФ и местных органов власти.

Основные доходы государственного бюджета – налоги и неналоговые платежи. В госбюджет РФ отчисляются налоги на прибыль юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС и таможенные пошлины. К налоговым доходам государственного бюджета относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи – доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи конфискованных товаров и т.п.5

Совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории РФ:6

1. Федеральные налоги и сборы:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
    3. налог на прибыль (доход) организаций;
    4. налог на доходы от капитала;
    5. подоходный налог с физических лиц;
    6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
    7. государственная пошлина;
    8. таможенная пошлина и таможенные сборы;
    9. налог на пользование недрами;
    10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
    12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    13. лесной налог; 
    14. водный налог;
    15. экологический налог;
    16. федеральные лицензионные сборы.
  1. Региональные налоги и сборы:

2.1 налог на имущество организаций; 

2.2 налог на недвижимость;

2.3 дорожный налог;

2.4 транспортный налог;

2.5 налог с продаж;

2.6 налог на игорный бизнес;

2.7 региональный лицензионные сборы.

3. Местные налоги и сборы:

    1.   земельный налог;

     3.2  налог на имущество физических лиц;

     3.3  налог на рекламу;

     3.4  налог на наследование или дарение;

     3.5  местные лицензионные сборы.

Совокупность неналоговых доходов:7

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  2. доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящимися в ведении органов государственной исполнительной власти федерации и субъектов, органов местного самоуправления;
  4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;
  5. доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы.

Выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов. К собственным относятся следующие виды доходов, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ:

  1. налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  2. неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

К регулирующим доходам бюджета относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

Например, налог на вмененный доход распределяется по нормативам:8

  1. в федеральный бюджет – 30%;
  2. в бюджеты субъектов РФ – 15%;
  3. в местные бюджеты – 45%;
  4. в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5%;
  5. в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 4,5%;
  6. в бюджет Фонда социального страхования РФ – 5%.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ предоставляется в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Дотации - бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма была основной до 1994 года.

Трансферт - сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ   или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

Из государственного федерального бюджета производятся основные расходы – на финансирование социально-культурного развития и науки, на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на поддержку отдельных отраслей экономики (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и т.д.), на национальную оборону, внешнеэкономическую деятельность, расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, на финансирование государственных целевых программ и др.9

Расходы  бюджета представляют собой затраты,  возникающие  в  связи  с выполнением государством своих функций. Расходы бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство берет на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во  многих  видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной  характеристикой. При  этом качественная  характеристика позволяет установить назначение бюджетных расходов,  количественная – их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов  обусловлено природой  и  функциями  государства,  уровнем   социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета  с  народным хозяйством,   административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств  и т.п.

Существуют  несколько  признаков  классификации  расходов бюджета.

По  их  влиянию  на процесс расширенного воспроизводства  выделяются  текущие  и капитальные бюджетные расходы.

Текущие  расходы    связаны   с   предоставлением   бюджетных   средств юридическим лицам на их содержание  и  покрытие  текущих  потребностей.  Эти расходы  включают  затраты  на   государственное   потребление,  текущие  субсидии нижестоящим  органам  власти,  государственным   и   частным   предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу  и  другие расходы.

Капитальные расходы  представляют собой денежные затраты, связанные  с вложением в  основной  капитал  и  прирост  запасов.  Они  включают  в  себя капиталовложения за счет бюджета в различные  отрасли  народного  хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты  государственным  и частным  предприятиям  местным  органам  власти.

Важный признак классификации расходов бюджета – предметный. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

  1. расходы по обслуживанию государственного долга;
  2. финансирование промышленного производства;
  3. финансирование обороны; содержание правоохранительных органов   и органов государственной власти  и управления;
  4. финансирование социально-культурных мероприятий;
  5. финансирование науки;
  6. расходы по внешнеэкономической деятельности;
  7. создание резервных фондов;
  8. затраты на выполнение приоритетных государственных программ;
  9. прочие расходы и выплаты.

Ведомственный признак  позволяет  выделить  в  каждой  группе  расходов соответствующее  министерство,   другое   государственное   учреждение   или юридическое  лицо,   получающее   бюджетные   ассигнования.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся  на конкретные  виды  затрат.  Классификация  расходов  по  целевому  назначению является необходимой базой для  осуществления  эффективного  и  действенного контроля за использованием  бюджетных  ассигнований.  В  настоящее  время  в Российской  Федерации  применяется классификация  расходов  по  18  целевых направлениям:10

1. начисления на заработную плату;

2. канцелярские и хозяйственные  расходы;

3. командировки и служебные разъезды;

4. стипендии;

5. расходы на питание;

6. приобретение медикаментов и  перевязочных средств;

7. приобретение оборудования и  инвентаря;

8. приобретение мягкого инвентаря  и обмундирования;

9. государственные капитальные  вложения;

10. капитальный ремонт;

11. содержание сооружений благоустройства;

12. геологоразведочные работы;

13. проектирование;

14. государственная дотация;

15. операционные расходы;

16. платежи по ссудам;

17. возмещение разницы в ценах;

18. прочие расходы.

Последний признак классификации расходов - территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской  Федерации расходы бюджета подразделяются  на  расходы  федерального  бюджета,  расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

Осуществление расходов бюджета  достигается  при  помощи  бюджетного финансирования - системы предоставления  денежных  средств предприятиям на   проведение   мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Важную  роль  в   организации   рациональной   системы   бюджетного финансирования играют принципы  финансирования:11

    1. получение максимального эффекта  при  минимуме  затрат;
  1. защищенность целевых бюджетных расходов   от  обесценения  в  условиях  высоких  темпов  инфляции;
  1. целевой характер  использования  бюджетных  ассигнований;
  2. предоставление  бюджетных  средств  в  меру  выполнения  производственных  и других показателей и с учетом использования ранее  отпущенных  ассигнований;
  3. безвозвратность бюджетных ассигнований.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования. Даже при наличии дефицита бюджета он позволяет достичь баланса между суммарной величиной бюджетных поступлений и объемом производимых расходов. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Поэтому сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета.

Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации