Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета РФ. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Раскрыть понятие и сущность бюджета и бюджетной системы.
Проанализировать доходы и расходы бюджета на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Выявить проблемы сбалансированности доходов и расходов бюджета и его исполнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Понятие и структура государственного бюджета.
1.1 Понятие и роль государственного бюджета и бюджетной системы государства в условия рыночной экономики...................................стр. 5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………..стр. 10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ.
2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2010 годы...……..…..стр. 24
2.2 Проблемы дефицита бюджета и их решение на современном этапе…………………………………………………………………..стр. 32
2.3 Воздействие бюджетной политики на состояние экономики страны...………………..…………………………...……стр. 35
2.4 Предложения по дальнейшему совершенствованию государственного бюджета………………………………………..стр.40
Заключение……………………………………………….…...……...….стр.
Список использованной литературы……..……………………….........стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяМакроэк.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год были определены, исходя из прогнозируемого объема валового ВВП в размере   44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5% (декабрь 2009 года по отношению к декабрю 2008 года):

    1. прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме                     2 351 908 015,0 тыс. рублей;
    2. общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год в сумме                  7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей;
    3. объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме                                 2 103 570 000,0 тыс. рублей;
    4. нормативную   величину   Резервного    фонда    на   2009  год в сумме    3 969 000 000,0 тыс. рублей;
  1. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей;
  2. верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США.
  3. прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и  равенство объема доходов и расходов федерального бюджета в 2010 году.

Формализовано структура доходов и расходов бюджета РФ за 2008-2009 годы представлена в таблице 1.

 

 

Таблица 1: «Структура доходов и расходов бюджета РФ за 2008-2009 годы»14

Показатели

2008 год, млрд. руб.

Удельный  вес, %

2009 год, млрд. руб.

Удельный вес, %

Темп роста, %

Доходы всего

6673,20

100,0

7421,20

100,0

111,21

В том числе:

         

Ненефтегазовые

4207,50

63,05

5035,40

67,85

119,68

Нефтегазовые

2465,70

36,95

2385,80

32,15

96,75

В том числе:

         

Нефтегазовый трансферт

2120,00

31,76

2093,00

28,20

98,73

Резервный фонд

332,00

4,97

292,80

3,95

88,19

Фонд будущих поколений

13,70

0,21

-

-

-

Расходы всего

6500,30

100,0

7361,90

100,0

113,25

В том числе:

         

1) Процентные

188,51

2,90

397,13

5,39

210,66

2) Непроцентные

6311,79

97,10

6964,77

94,61

110,34

Из них:

         

а) Бюджетам других уровней

937,01

14,41

926,26

12,58

98,85

б) Государственным внебюджетным фондам

1326,17

20,40

1504,65

20,63

113,45

3) Условно-утвержденные

-

-

184,00

2,50

-

Ненефтегазовый дефицит

2292,80

35,27

2326,50

31,60

101,47

Нефтегазовый трансферт

2120,00

32,61

2093,00

28,43

98,72

Источники финансирования дефицита:

172,80

2,65

233,50

3,17

135,12

Привлечение

547,07

8,41

569,34

7,73

104,07

Погашение

374,27

5,75

335,84

4,67

89,73

Внешние источники финансирования дефицита:

155,77

2,39

99,66

1,35

63,97

Привлечение

37,46

0,57

28,18

0,38

75,23

Погашение

193,23

2,97

127,84

1,73

66,15

Внутренние источники финансирования дефицита:

328,57

5,06

333,16

5,78

101,39

Привлечение

509,61

7,83

541,16

9,40

106,19

Погашение

181,04

2,78

208,00

3,61

114,89

Государственный долг РФ:

2911,17

44,74

3325,73

57,75

114,24


Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что федеральный бюджет за 2008 год исполнен по доходам в сумме 6673,2 млрд. рублей или 103,3% к утвержденным доходам; по расходам – 6500,30 млрд. рублей, или 97,7% к уточненной росписи. Таким образом, по предварительным оценкам, профицит бюджета предварительно составил 172,90 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета за январь - декабрь 2008 года, принесенные Федеральной налоговой службой составили 4 072,80 млрд. рублей, что составило 101,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год. Доходы Федеральной таможенной службы в бюджет составили 4 трлн. 684,32 млрд. рублей, что составляет 101,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год. Доходы в бюджет, принесенные Федеральным агентством по управлению государственным имуществом составили 79,15 млрд. рублей, или 134% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год. Другими федеральными органами было принесено доходов в бюджет за прошлый год в размере 421,8 млрд. рублей, или 149,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год.

По состоянию на 1 января 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 027,64 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния - 2 584,49 млрд. рублей.

Дополнительные доходы федерального бюджета в 2009 году составили 618 млрд. рублей, при этом нефтегазовые доходы бюджета составили 1,267 трлн. рублей, но снизились доходы от внешнеэкономической деятельности (на 346 млрд. рублей), а также бюджет потерял на курсовой разнице 371 млрд. рублей.15

Таким образом, доходы бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 выросли на 748,2 млрд. руб., расходы – на 861,6 млрд. руб., следовательно, профицит бюджета в 2009 году снизился по сравнению с 2008 годом на 113,4 млрд. руб.  и составил 59,3 млрд. руб., вместо 172,9 млрд. руб. в 2008 году. При этом ненефтегазовые доходы выросли на 827,9 млрд. руб., а нефтегазовые – сократились на 79,9 млрд. руб., что произошло из-за значительного снижения стоимости барреля нефти.

Резервный фонд в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 годом на 39,2 млрд. руб., что в процентном отношении составило 11,8%.

Расходы госбюджета в 2009 году выросли по сравнению с 2008 годом на 861,6 млрд. руб., или на 13,25% и составили 7361,90 млрд. руб. вместо 6500,30 млрд. руб. в 2008 году.

Определенный интерес представляет динамика госдолга России.

 

Таблица 2: «Динамика внешнего государственного долга РФ за 2008-2009 года».16

Государственный долг Российской Федерации в 2008 году

Сумма, млрд. руб.

Дата

01.01.08

01.04.08

01.07.08

01.10.08

01.01.09

Внешний долг Российской Федерации всего:

463,9

483

534,5

540,8

479,4

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении

183,7

183,7

197,4

184,4

161,3

В том числе:

         

Органы государственного управления

37,4

36,9

34,7

32,6

29,5

Краткосрочные обязательства

55,5

57,4

65,9

68,7

46,3

Прочие долговые обязательства

3,6

4,1

4,1

4,2

4,4

Просроченная задолженность

1,6

1,5

1,5

1,5

1,5

Долгосрочные обязательства

168,7

168,2

176,8

162,7

145,5

Долговые ценные бумаги

24,1

23,7

22,1

20,6

17,6

Ссуды и займы

174

199,3

213,7

218

194,9

Органы денежно-кредитного регулирования

1,9

2,6

3,3

3,4

2,8

Наличная национальная валюта и депозиты

1,9

2,6

3,3

3,4

2,8

Банки

162,4

170

191,3

196,4

164,6

Долговые ценные бумаги

2,5

2,4

2,0

1,9

1,5

Текущие счета и депозиты

24,9

23,7

24,3

23,1

17,0

Долговые ценные бумаги

1

0,8

0,7

0,4

0,1

Депозиты

15,8

9,6

13,0

13,5

8,9

Прочие секторы

235,3

246,1

272,5

275,7

249,9

Долговые ценные бумаги

5,8

5

4,6

2,8

0,8

Внешний долг частного сектора

280,2

299,3

337,1

356,5

318,1


Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что общая сумма долга РФ в 2008 году росла, причем увеличивался как долг государственного, так и частного секторов. На 1 января 2009 года госдолг увеличился по сравнению с 1 января 2008 года на 15,5 млрд. руб., при этом рост внешнего долга частного сектора составил 37,9 млрд. руб.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., государственный долг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.17

Говоря о прогнозе состояния бюджета РФ, можно отметить, что общий объем доходов федерального бюджета увеличится в 2010 году на  131,2 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом. Доходы федерального бюджета в 2011 году прогнозируются в размере  12839,00 млрд. рублей (18,99% к ВВП). Поступление прочих неналоговых доходов в федеральный бюджет на 2010 год и 2011 год прогнозируется в сумме 1 976,3 млн. рублей и  2 056,3 млн. рублей соответственно.

Структура расходов федерального бюджета на 2010 год.18

Статьи расходов ФБ 2010

Объем, млрд. рублей

Всего

9 886,9

Общегосударственные вопросы

1186,7

Национальная оборона

1253,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1062,4

Национальная экономика

1347,1

ЖКХ

137,7

Охрана окружающей среды

12,2

Образование

398,7

Культура, кинематография, СМИ

108,2

Здравоохранение, физическая культура и спорт

332,6

Социальная политика

328,7

Фундаментальные и прикладные научные исследования

366,5

Межбюджетные трансферты

3719,3


 

Среди всех расходных статей федерального бюджета наиболее приоритетным являются расходы на межбюджетные трансферты, национальную экономику, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, общегосударственные вопросы.

 Расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от  расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично19.

бюджет национальный экономика

Структура доходов федерального бюджета на 2010 год20

Статьи доходов ФБ 2010

Объем, млрд. рублей

Всего

6950,01

Налог на прибыль организаций

214,7

Единый социальный налог

19

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализованные на территорию РФ

1240

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), произв. на территорию РФ

108,1

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

942,1

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ

22,9

Налог на добычу полезных ископаемых

1074,1

Государственная пошлина

57

Ввозные таможенные пошлины

516,5

Вывозные таможенные пошлины

2167,9

Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного Урана

7,5

Доход от использования имущества, находящегося в гос. и мун. собственности

263,9

Платежи при пользовании природ. ресурсами

62,1

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

123,3

Доходы от продажи материальных  и нематериальных активов

16,1

Административные платежи и сборы

5,3

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

5,3

Прочие неналоговые доходы

12

Доходы бюджетов бюджетной  системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций  прошлых лет

0,7


 

Бюджет образующими доходами федерального бюджета являются: 1 - вывозные таможенные пошлины, , 2 - налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализованные на территорию РФ, 3 - налог на добычу полезных ископаемых, 4 - налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, 5 - ввозные таможенные пошлины.

 

 2.2 Проблемы дефицита бюджета и их решение на современном этапе.

Бюджетный процесс предполагает сбалансированность государственных доходов и расходов. Количественное неравенство между доходами и расходами приводит к несбалансированности бюджета. При превышении расходов бюджета над доходами возникает бюджетный дефицит, при превышении доходов над расходами – профицит. В настоящее время бюджеты большинства стран мира являются дефицитными.21

Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от ВНП.

Для анализа дефицита бюджета РФ рассмотрим показатели за 2009 год и плановые показатели на 2010 год по данным Министерства финансов РФ.

Министерство финансов РФ прогнозировало дефицит федерального бюджета в 2009 году на уровне 7,8% ВВП без учета средств Фонда национального благосостояния.

2009 год Россия завершила с  дефицитом федерального бюджета ниже планируемого уровня. Он составил 2 трлн. 326,14 млрд. руб. (5,9% ВВП), вместо планируемых 431,17 млрд. руб. За январь-февраль 2010 года дефицит бюджета РФ составил 194,62 млрд. руб. (3,2% ВВП), в январе был зафиксирован профицит бюджета в 66,12 млрд. рублей (2,4% ВВП). Практически весь дефицит бюджета в 2009 году планировалось покрыть за счет средства Резервного фонда в размере 3028,3 млрд. руб.

Дефицит бюджета РФ на конец апреля 2010 года вырос на 137,01 миллиарда рублей — до 444,61 миллиарда рублей с 307,60 миллиарда рублей по итогам января-марта, в процентном отношении к ВВП дефицит по итогам четырех месяцев увеличился до 3,4% ВВП.

В апреле 2010 года дефицит федерального бюджета оценивается в 5,7% ВВП. Первичный дефицит в апреле-мае 2010 года составил 367,173 миллиарда рублей. По данным министерства финансов РФ дефицит бюджета в 2010 году может составить 6,8%, в 2011 – 4%, в 2012 – 3% ВВП. При этом в 2010 году дефицит федерального бюджета будет на 73,9% финансироваться за счет использования средств фондов и на 26,1% за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 году - на 36,9% и на 63,1% соответственно, в 2012 году - на 45,5% и на 54,5% соответственно.22

Использование средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что уже в 2010 году он окажется практически полностью исчерпанным. При этом в 2011-2012гг. фонд пополняться не будет, а все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации