Пассиона́рная тео́рия этногене́за

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:13, доклад

Краткое описание

Пассиона́рная тео́рия этногене́за — гипотеза Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ (1989 г.)

Гипотеза Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.

Вложенные файлы: 1 файл

Пассиона́рная тео́рия этногене́за.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Итак, этносы делятся на субэтносы, то есть подразделения, существующие лишь потому, что они входят в единство этноса. Без этноса они распадаются и гибнут. С одной стороны, субэтносы находятся внутри этноса, а с другой – носители субэтнических стереотипов поведения отличаются от прочих манерами, обхождением, способом выражать чувства и т.п. Этносы возникают вследствие разных исторических обстоятельств. Они сравнительно безболезненно рассасываются, заменяясь другими, но с теми же функциями и судьбами.  Французы – яркий пример монолитного этноса – включают в себя бретонских кельтов, гасконцев баскского происхождения, лотарингцев – потомков алеманнов и провансальцев. В середине 1Х века, когда впервые было документально зафиксировано этническое название «французы», все перечисленные народы, а также другие – бургунды, норманны, аквитанцы, савояры – еще не составляли единого этноса, и только после тысячелетнего процесса этногенеза образовали этнос, который ныне называют «французами». Процесс слияния, однако, не вызвал нивелирования локальных обычаев, обрядов и т.п. Они сохранились как местные провинциальные особенности, не нарушающие этнической целостности французов.

Некоторая сложность структуры  этноса повышает его сопротивляемость внешним ударам, поэтому там, где  этнос при рождении не был достаточно мозаичен, как, например, в Великороссии Х1У-ХУ веков, он сам стал выделять субэтнические образования, иногда оформлявшиеся в виде сословий. На южной окраине выделились казаки,  на северной – поморы. Впоследствии к ним прибавились землепроходцы (на первый взгляд, просто представители определенного рода занятий) и следовавшие за ними крестьяне, которые перемешались с аборигенами Сибири и образовали субэтнос сибиряков или «челдонов». Раскол церкви повлек за собой появление еще одной субэтнической группы – старообрядцев, этнографически отличавшихся от основной массы русских. В ходе истории эти субэтнические группы растворились в основной массе этноса, но в то же время выделились новые. Назначение субэтнических образований – поддерживать этническое единство путем внутреннего  неантагонистического соперничества. Эта сложность – органическая деталь  механизма этнической системы. При упрощении этнической системы число субэтносов сокращается до одного, и это знаменует пережиточное (персистентное) состояние этноса.

Субэтносы вырастают из конвиксий, а те в свою очередь – из консорций.

Консорция – группа людей, объединенных одной исторической судьбой. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько  поколений. Тогда они становятся конвиксиями – группами людей  с однохарактерным бытом и  семейными связями. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы. Первые колонии в Америке создавали консорции англичан, превратившиеся в конвиксии: Новую Англию – пуритане, Пенсильванию – квакеры, Виргинию – роялисты и т. п. Из Англии уезжали консорции, не мирившиеся либо с Кромвелем, либо со Стюартами, а на новой почве, где былые споры неактуальны, они стали конвиксиями, противопоставлявшими себя соседям - индейцам и французам.

П. Пассионарность – движущая сила этногенеза. 

 

1.Понятие «пассионарность».

Откуда и почему возникают этносы – новые общности, вдруг начинающие отделять себя от соседей? Установление предков не исчерпывает проблемы образования этноса. Предки есть всегда, а этносы образуются достаточно редко во времени и пространстве.

Развивая теорию В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит  открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Первый биогеохимический принцип Вернадского гласит: «Биогенная миграция  атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной энергии, может производить работу». Планета получает из космоса больше энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия биосферы; свободная энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза – биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок).

В результате взрыва этногенеза происходит определенного рода мутация: у части особей возникает новый  признак, который Гумилев назвал «пассионарностью». Если принять за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения (1), то импульс пассионарности (Р) будет иметь обратный знак, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством. С этой точки зрения пассионарность – признак вредный, если не губительный, для своего носителя и его близких.

2.Градации пассионарности.  

 

По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы: 1) пассионарии (Р больше 1); 2) гармоничные особи (Р равно 1); 3) субпассионарии (Р меньше 1).

Пассионарии в полном смысле этого слова – люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство самосохранения, как индивидуального, так и видового. Гумилев выдвигает две возможные гипотезы:  либо пассионарная особь захватывает больше энергии, чем нормальная, либо при равном захвате энергии концентрированно (конечно, бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели. В обоих случаях результат один: высшая нервная деятельность особи будет более активной, нежели это характерно для особи нормальной.

Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее – от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии – это конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи, и инициативные фигуры вроде Цезаря или Наполеона.

Пассионарность отдельного человека спорягается с любыми способностями (высокими, средними, малыми); она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного  человека. Она не имеет отношения  к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие. Пассионарность не делает человека «героем», ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находится именно в «толпе», определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент.

Но как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе  этноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства – гармоничных особей – оба импульса уравновешены.  Гармоничные особи – люди работоспособные, полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада – крайне важный элемент в теле этноса. Они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока не объявится внешний враг.

Третья категория  – люди с «отрицательной» пассионарностью (субпассионарии). Их поступками управляют  импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты, никакие рабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Они не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют  за его счет. Яркий пример – римский плебс, нагло требующий «хлеба и зрелищ». В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя и без субпассионариев, то последние без пассионариев – ничто, и способны только на нищету или разбой, жертвами которого становится основная масса населения.

Пассионарность  обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные (а в еще большей степени  – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести  себя так, как если бы  они были пассионарны. Это обстоятельство без специального осмысления известно довольно широко и используется, главным образом, в военном деле, где из пассионариев, узнанных интуитивно, формируют ударные части, либо сознательно распыляют их в массе мобилизованных, чтобы поднять «воинский дух».

3.Пусковой  момент этногенеза.

«Пусковой момент»  этногенеза (взрыв этногенеза, пассионарный толчок) – это внезапное появление  в популяции некоторого числа  пассионариев, которое быстро увеличивается  и у которого появляется через значительный промежуток времени возможность навязать свою волю большинству населения. В эти моменты происходит этническая перестройка, в результате которой из нескольких этнических субстратов – старых этносов – появляются новые. Старые при этом  разваливаются, а новые активно развиваются. Гумилев отметил в известной нам мировой истории 17 пассионарных толчков. Он указывает, что места их появления – длинные полосы, идущие или вдоль меридиана, или по параллелям, или под углом к ним, но всегда – прямые: «Как будто кто-то хлещет плетью шар земной, а к рубцу приливает кровь» (1). Причину взрывов этногенеза автор усматривает в солнечной активности. 

Из отмеченных Гумилевым пассионарных толчков, укажем некоторые.

Взрыв этногенеза в 1 веке н. э. имел место между 20 и 40 градусов восточной долготы и захватил этносы даков (современная Румыния), которые «выступили слишком рано и были разбиты Римом»; иллирийцев, посадивших на римский трон свои династию – Северов; готов, распространившихся от устья Вислы до берегов Черного моря; славян, распространившихся из Прикарпатьья до Балтийского и Черного морей и т.п.  Но самым важным Гумилев считает образование нового этноса, называвшего себя «христианами». У этого этноса не могло быть единства территории, языка, происхождения. В Римской империи, где была установлена веротерпимость, христиане были исключением и причиной тому было ощущение «чуждости» их склада и поведения всем другим «языцем». Количество их, несмотря на гонения, увеличивалось, пока в 1У веке они не стали преобладать, и тогда возник новый этнос – «христиане-ромеи», а  Рим превратился в Византию.

Пассионарный  толчок У1 в. н.э., осью которого является линия, соединяющая Мекку и Чанъань, вызвал к жизни арабский этнос  в Аравии, раджпутов – в Индии, тибетцев. Началась борьба за объединение Кореи.

В УШ веке пассионарный толчок затронул испанцев, что ознаменовалось началом Реконкисты;  франков, в результате чего империя Карла Великого раскололась на национально-феодальные государства; скандинавов, выплеснувших в Европу наводившие ужас дружины викингов и т.п.

Взрыв этногенеза в Х1 веке привел к образованию  в ХП веке этносов чжурчженей, сокрушивших  киданьскую империю Ляо, и монголов, объединившихся под властью Чингисхана. На западе ось толчка выклинилась  у южной оконечности Байкала. Основная же часть его, по-видимому, пришлась на поверхность Тихого океана.

Толчок ХШ века породил литовский (Великое княжество  литовское) и великорусский (собирание  земель вокруг Москвы) этносы, турок-осман  и эфиопов.

Пусковой момент этногенеза можно считать подобием толчка, сообщившего  этнической системе инерцию, утрачиваемую при сопротивлении среды. Схема: быстрый подъем пассионарности и медленная ее утрата – действительна для всех известных этносов.  Следовательно, этногенез – инерционный процесс, более или менее интенсивная  утрата пассионарности системы, иными словами, гибель пассииоонариев и их генов; это особенно касается войн, в которых пассионарии гибнут первыми.

Пассионарный  толчок – это такой разрыв естественной причинности, который закрыт для научного познания при настоящем уровне развития науки. На сегодняшний день он недоступен проверке опытом, и остается гипотезой.

1. Гумилев Л.Н.  Этногенез и биосфера Земли.  – М.: Мысль, 1991.- С.214.

Пассионарный  толчок знаменует рождение нового организма – этноса, который проходит в своем развитии ряд закономерных фаз, подобных различным возрастам человека. Это следующие фазы: фаза подьема – быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; фаза пассионарного перегрева (акматическая) – когда число пассионариев в этносе максимально; фаза надлома – резкое уменьшение числа пассионариев и стеснение их субпассионариями; инерционная фаза – медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации – полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают его погубить до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт из гармоничных особей.  Эту этническую эволюцию проделали все этносы, которые мы считаем примитивными только потому, что их незаписанная история тонет во мгле веков.

Пассионарность  – обязательный элемент этногенеза, без которого его нет и не может  быть. Если пассионарность вынести  за скобки, внутри скобок останутся локальные черты тех или иных этносов (предмет изучения этнографии).

Ш.Фазы этногенеза.

1.Фаза  подъема. 

 

Вначале протекает  инкубационный период  формирования нового этноса (в среднем около 100 - 150 лет), обычно не оставляющий заметных следов в истории. Это «пусковой механизм», не всегда приводящий к возникновению нового этноса потому, что возможен внезапный обрыв процесса посторонней силой. В одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их  деды. Первые из них гибнут, если коллектив оказывает им сопротивление, но если процесс идет с достаточной интенсивностью, этих людей оказывается достаточно, чтобы сплотиться и навязать свою волю спокойным людям прежнего склада. В какой-то момент на исторической арене появляется исторически установимая группа людей, или консорция, быстро развивающаяся и формирующая свое этническое лицо и самосознание. Наконец, она облекается в соответствующую  времени социальную форму и выходит на широкую историческую арену, часто начиная территориальную экспансию. Оформление этно-социальной системы знаменует конец инкубационного периода фазы подьема. Примером могут служить события на Востоке Римской империи, где в 1-П веках н. э. на стыке эллинского, древнееврейского и сирийского этносов возникла популяция, равно близкая и равно чуждая всем перечисленным выше. Это была христианская община, противопоставлявшая себя «языцем», т.е. всем остальным, и действительно выделявшаяся среди них по характеру своего поведения. В середине 1 в. н. э. проповеди апостола Павла положили начало консорциям, еще не выделившим себя из исходных этнических субстратов. В середине П века н. э. благодаря деятельности Юстина Философа христиане выделились в особый субэтнос, категорически размежевавшись с иудаизмом. Поддержав императора Константина, христиане доставили ему победу и диадему, удовлетворившись только предоставлением себе права на легальное существование. И тогда, с 313 г. новый этнос «христиане-ромеи» стал фактом всемирно-исторического значения. Затем из него вырос огромный суперэтнос с культурой, которую мы называем «Византийской».

Информация о работе Пассиона́рная тео́рия этногене́за