Понимание сущности и целей фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т. д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов - фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики: теоретический аспект . . 6
1.1. Сущность, природа и типы фирм в экономической теории . . . . . . . . 6 1.2. Цели и масштабы деятельности предприятий в рыночной экономике. 10
1.3.Смысл и показатели эффективности функционирования фирмы . . . 16
Глава 2. Фирма в современной российской экономике . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Этапы возрождения предпринимательства и преобладающие типы фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Взаимодействие фирм и государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3.Цели и порядок возникновения фирм на местном рынке. . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Понимание сущности и целей фирмы.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

В   современных   условиях   сводный    (интегрирующий)    показатель, характеризующий финансовый  результат  деятельности  предприятия  -  валовая (балансовая) прибыль или убыток.

Валовая прибыль формируется  как финансовый  результат  от  реализации продукции (услуг), имущества  организации, а также доходов от внереализационных операций и представляет собой  разницу  между  выручкой от  реализации  продукции,  имущества  и  себестоимостью  выполненных  работ (услуг) и товарно-материальных ценностей, уменьшенных на сумму расходов  по этим операциям.[5]

Важнейшими  показателями  экономической  эффективности  общественного производства служат трудоёмкость, материалоёмкость, и фондоёмкость.

Трудоёмкость    продукции    -    величина,    обратная     показателю производительности  живого  труда,  определяется  как  отношение  количества труда, затраченного в сфере  материального  производства,  к  общему  объёму произведённой продукции: 16]

 

 

где: t – трудоёмкость продукции;

T- количество труда, затраченного в сфере материального производства;

Q – общий объём  произведённой продукции (валовой  продукции)       Материалоёмкость  общественного  продукта  исчисляется  как  отношение

затрат сырья, материалов,  топлива,  энергии  и  других  предметов  труда  к валовому  общественному   продукту.   Материалоёмкость   продукции   отрасли определяется  как  отношение  материальных  затрат  к  общему  произведённой продукции: [16]

где:  m- уровень материалоёмкости продукции;

M-  общий  объём   материальных  затрат  на  производство  продукции  в   стоимостном выражении;

Q-  общий объём произведенной  продукции (валовой продукции).

Фондоёмкость продукции  исчисляется  как  отношение  средней  стоимости основных  производственных  фондов  народного  хозяйства  к  общему   объёму произведённой  продукции: [16]

 

 
  где: f- фондоёмкость продукции;

F - средняя стоимость основных производственных фондов;

Q-  общий объём произведённой  продукции (валовой продукции).

Фондоотдача  - показатель обратный фондоёмкости.

Один  из   факторов   интенсификации   производства,   повышения   его эффективности  –  совершенствование структуры экономики.  Более   высокими темпами  необходимо  развивать  отрасли,  обеспечивающие  научно-технический прогресс  и  успешное  решение  социальных   задач,   добиваться улучшения пропорций между производством средств производства и предметов потребления, отраслями агропромышленного комплекса.

В условиях развития в  нашей  стране  рыночных  отношений  обостряются также общественные условия, которые, с одной стороны, тормозят, а с  другой – стимулируют рост эффективности производства. Среди них: повышение уровня безработицы, усиление  конкуренции  товаропроизводителей,  развитие  малого бизнеса и другие.[2,8]

 

 

 

Глава 2.Фирма в современной российской экономике

В развитой  рыночной  экономике  фирмы  многообразны,  они  занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых  различных  услуг  – финансовых,  посреднических,   информационных,   консультативных,   научно-исследовательских.

В  условиях  рыночной  экономики  через  фирмы  граждане  осуществляют предпринимательскую деятельность "исходя из того,  что  предпринимательской является  самостоятельная,  осуществляемая  на  свой   риск   деятельность, направленная  на   систематическое   получение   прибыли   от   пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или  оказания  услуг  лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".[13]

 

2.1.Этапы возрождения  предпринимательства и преобладающие  типы фирм

Предпринимательство как  одна из конкретных форм проявления             общественных отношений способствует повышению материального и             духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для             практической реализации способностей и талантов каждого индивида,             ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и             национальной гордости.

            Предпринимательство — это особый  вид экономической активности (под  которой мы понимаем целесообразную  деятельность, направленную на извлечение  прибыли), которая основана на  самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.[6]

            Феномен предпринимательства выступает  в качестве неотъемлемого атрибута  рыночного хозяйства. Хотя история  предпринимательства уходит вглубь  веков, современное его понимание  сложилось в период становления и развития капитализма.[22]

Особый этап русского предпринимательства приходится на конец                   XIX - начало XX веков. Происходит обновление                   предпринимательства. Лидерство в  деловом мире начинает                   постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей  к                   фабрикантам передовых технологий. Происходит гигантское усиление роли банков и   страховых учреждений.

В конце XIX - начале XX веков  осуществляется коренное                   техническое перевооружение промышленности. Ускоренными темпами шла механизация производства.

По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место  в мире. Торговля и                   общественное питание были одними из самых развитых в мире.

Октябрь 1917 г. перевернул Россию. С первых же дней существования  советской власти начался процесс  национализации. Крупное                 российское предпринимательство практически  перестало            существовать. В экономической системе “военного коммунизма” не осталось места для предпринимателей.

С окончанием гражданской  войны стала наглядной неэффективность                   принятой экономической модели. В  марте 1921 г. в России была введена  новая  экономическая политика (НЭП), благодаря которой большевики                   хотели восстановить экономику страны и совершить переход к                   социализму.

  Поэтому и в  промышленном производстве, и в  сфере обращения                   было разрешено частное предпринимательство. При НЭПе                  появились новые советские предприниматели, которые во многом                   принадлежала заслуга развития товарно-денежных отношений. В июне 1926 г. был введен сверхналог на нэпманов. Заниматься                   предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно,                   но и опасно. Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным; государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием.

После долгих лет застоя, характеризующегося, прежде всего,                   экстенсивной экономикой, в 1985 г. в Советском  Союзе началась                   перестройка, в экономической программе  которой был заложен                   переход к рыночным условиям хозяйствования. Ряд постановлений в 1986 г. предусматривал создание совместных предприятий.

 В 1987 г. вышел  Закон об индивидуальной трудовой  деятельности,                   положивший начало формированию  нового российского                   предпринимателя. В возрождении  предпринимательства можно                   выделить два этапа. 

Первый - этап деятельности людей, которые, рискуя, взялись за                   новое дело, несмотря на осуждение окружающих. Они открывали                   видеосалоны, создавали частные страховые компании, издавали                   свои газеты. Перестройка задумывалась для обновления                   социализма, и рыночные отношения могли быть использованы лишь                   как мера выхода из кризиса и создания более цивилизованной                   экономической модели.

Второй этап возрождения  предпринимательства начинается с 1992              г. Новое правительство России провозгласило решительный                   переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место должно принадлежать предпринимателям. [22]

Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение                   России, но для этого они должны продолжать традиции русского                   купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но                   и об экономическом и духовном процветании своего отечества.  

  В современных  условиях предпринимательская деятельность  – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное  стремление многих людей  начать  свое  дело.  Конечно,  не  любое  деловое  предприятие приносит успех. Более 50% новых фирм  закрываются  в  первый  же  год  своей деятельности из-за низкой рентабельности. [13] 

Как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубокого и качественного развития.

В настоящее время  почти треть населения России так или иначе связана  с  малым бизнесом. Это делает малый  бизнес весомым социально-экономическим  явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. При росте числа малых предприятий увеличивается и количества числа занятости, тем самым малый бизнес является единственной сферой деятельности, где создаются рабочие места и наблюдается рост производства.

Практически половина предприятий  малого бизнеса относится к сфере  торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий  в промышленности и строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.[4,6]

Сегодня малые предприятия - это наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Сектор малого бизнеса в России представляет собой достаточно мощную экономическую и  политическую силу.[7]

Малое предпринимательство  способствует формированию рыночной структуры  экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, путем создания новых  предприятий и рабочих мест обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами, несет в себе предельную гибкость в хозяйственной деятельности.

Малое предпринимательство  всегда отличалось большой мобильностью, способностью создавать рабочие  места без значительных инвестиций за счет частной предпринимательской инициативы граждан.[15]

Для более эффективной  работы крупных предпринимательских  структур необходимо постоянное наличие  создаваемых энергичных и активных высокотехнологичных предприятий, которые на начальном этапе своего развития только и могут быть малыми или средними.

Крупный бизнес  делится на разновидности, не связанные между собой: нефть, лес, рестораны, пищевая промышленность, производство систем ПВО, банки, страховые компании. Субъект крупного бизнеса - это нечто совершенно не прозрачное, скрывающее свою деятельность (особенно доходы и прибыль) от всех нас, властей, налоговой службы, партнеров и т.д.

  В  структуре крупного бизнеса сырьевой сектор уверенно занимает лидирующие позиции. Из двухсот крупнейших предприятий к сырьевому сектору (ТЭК и металлургия) относятся 96, на их долю приходится 81% от общего объема реализации. Большая часть крупного бизнеса управляется из Москвы. [10]

За счет "Газпрома" и нефтяных компаний формируется  не менее трети общих доходов ведущих корпораций России. Что же касается других экспорториентированных отраслей, то принять эстафету у нефтегазовой промышленности им явно не под силу просто из-за несопоставимости масштабов деятельности.

С 2007г. наблюдается оживление в большинстве секторов промышленности. С точки зрения динамики роста тон в машиностроении задают компании автопрома. Идея привлечь крупнейшие мировые автоконцерны к строительству собственных  автозаводов на территории России стала реализовываться еще в конце 90-х годов. Сейчас  производство иномарок на основе режима промсборки осуществляют всеволожская "Форд Моторс Компани", группа СОК, московский "Автофрамос". Такая стратегия развития обеспечивает компаниям хороший рост. [14]

  Непромышленный сектор продолжает опережать крупный индустриальный бизнес по динамике развития. По объему бизнеса банки вышли уже на третье место среди непромышленных отраслей рейтинга,       уступая лишь транспорту и розничной торговле. Банк "Русский стандарт" уже третий год подряд попадает в двадцатку самых динамичных компаний рейтинга.

Выручка крупнейших строительных компаний в 2007 году  увеличилась более чем на треть. Причем рост в равной мере был характерен  как для корпораций, работающих на рынке жилья, так и для организаций,  занятых инфраструктурным строительством.

В том, что строительство  жилья — крайне доходный и быстрорастущий бизнес, не сомневался никто. Но вот  наглядных подтверждений этого, кроме дорожающих с космической  скоростью квартир, до сих пор  видеть не приходилось. Строительный бизнес всегда был образцом непрозрачности — и по запутанности отчетности, и по схемам организации.  Однако потребность в дешевом финансировании заставляет   строителей выходить из тени.

Информация о работе Понимание сущности и целей фирмы