Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа
В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т. д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов - фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики: теоретический аспект . . 6
1.1. Сущность, природа и типы фирм в экономической теории . . . . . . . . 6 1.2. Цели и масштабы деятельности предприятий в рыночной экономике. 10
1.3.Смысл и показатели эффективности функционирования фирмы . . . 16
Глава 2. Фирма в современной российской экономике . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Этапы возрождения предпринимательства и преобладающие типы фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Взаимодействие фирм и государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3.Цели и порядок возникновения фирм на местном рынке. . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В современных условиях сводный (интегрирующий) показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия - валовая (балансовая) прибыль или убыток.
Валовая прибыль формируется как финансовый результат от реализации продукции (услуг), имущества организации, а также доходов от внереализационных операций и представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции, имущества и себестоимостью выполненных работ (услуг) и товарно-материальных ценностей, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.[5]
Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служат трудоёмкость, материалоёмкость, и фондоёмкость.
Трудоёмкость продукции - величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объёму произведённой продукции: 16]
где: t – трудоёмкость продукции;
T- количество труда, затраченного в сфере материального производства;
Q – общий объём
произведённой продукции (
затрат сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда к валовому общественному продукту. Материалоёмкость продукции отрасли определяется как отношение материальных затрат к общему произведённой продукции: [16]
где: m- уровень материалоёмкости продукции;
M- общий объём материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении;
Q- общий объём произведенной продукции (валовой продукции).
Фондоёмкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов народного хозяйства к общему объёму произведённой продукции: [16]
где: f- фондоёмкость продукции;
F - средняя стоимость основных производственных фондов;
Q- общий объём произведённой продукции (валовой продукции).
Фондоотдача - показатель обратный фондоёмкости.
Один из факторов интенсификации производства, повышения его эффективности – совершенствование структуры экономики. Более высокими темпами необходимо развивать отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс и успешное решение социальных задач, добиваться улучшения пропорций между производством средств производства и предметов потребления, отраслями агропромышленного комплекса.
В условиях развития в нашей стране рыночных отношений обостряются также общественные условия, которые, с одной стороны, тормозят, а с другой – стимулируют рост эффективности производства. Среди них: повышение уровня безработицы, усиление конкуренции товаропроизводителей, развитие малого бизнеса и другие.[2,8]
Глава 2.Фирма в современной российской экономике
В развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
В условиях рыночной экономики
через фирмы граждане осуществляют
предпринимательскую
2.1.Этапы возрождения
предпринимательства и
Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Предпринимательство — это
Феномен предпринимательства
Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX - начало XX веков. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей к фабрикантам передовых технологий. Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений.
В конце XIX - начале XX веков осуществляется коренное техническое перевооружение промышленности. Ускоренными темпами шла механизация производства.
По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.
Октябрь 1917 г. перевернул
Россию. С первых же дней существования
советской власти начался процесс
национализации. Крупное
российское предпринимательство
С окончанием гражданской
войны стала наглядной
Поэтому и в
промышленном производстве, и в
сфере обращения
После долгих лет застоя,
характеризующегося, прежде всего,
экстенсивной экономикой, в 1985 г. в Советском
Союзе началась
В 1987 г. вышел
Закон об индивидуальной
Первый - этап деятельности
людей, которые, рискуя, взялись за
новое дело, несмотря на осуждение окружающих.
Они открывали
видеосалоны, создавали частные страховые
компании, издавали
свои газеты. Перестройка задумывалась
для обновления
социализма, и рыночные отношения могли
быть использованы лишь
как мера выхода из кризиса и создания
более цивилизованной
Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 г. Новое правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место должно принадлежать предпринимателям. [22]
Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.
В современных
условиях предпринимательская
Как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубокого и качественного развития.
В настоящее время
почти треть населения России
так или иначе связана с
малым бизнесом. Это делает малый
бизнес весомым социально-
Практически половина предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.[4,6]
Сегодня малые предприятия - это наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Сектор малого бизнеса в России представляет собой достаточно мощную экономическую и политическую силу.[7]
Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, путем создания новых предприятий и рабочих мест обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами, несет в себе предельную гибкость в хозяйственной деятельности.
Малое предпринимательство всегда отличалось большой мобильностью, способностью создавать рабочие места без значительных инвестиций за счет частной предпринимательской инициативы граждан.[15]
Для более эффективной
работы крупных предпринимательских
структур необходимо постоянное наличие
создаваемых энергичных и активных
высокотехнологичных
Крупный бизнес делится на разновидности, не связанные между собой: нефть, лес, рестораны, пищевая промышленность, производство систем ПВО, банки, страховые компании. Субъект крупного бизнеса - это нечто совершенно не прозрачное, скрывающее свою деятельность (особенно доходы и прибыль) от всех нас, властей, налоговой службы, партнеров и т.д.
В структуре крупного бизнеса сырьевой сектор уверенно занимает лидирующие позиции. Из двухсот крупнейших предприятий к сырьевому сектору (ТЭК и металлургия) относятся 96, на их долю приходится 81% от общего объема реализации. Большая часть крупного бизнеса управляется из Москвы. [10]
За счет "Газпрома" и нефтяных компаний формируется не менее трети общих доходов ведущих корпораций России. Что же касается других экспорториентированных отраслей, то принять эстафету у нефтегазовой промышленности им явно не под силу просто из-за несопоставимости масштабов деятельности.
С 2007г. наблюдается оживление в большинстве секторов промышленности. С точки зрения динамики роста тон в машиностроении задают компании автопрома. Идея привлечь крупнейшие мировые автоконцерны к строительству собственных автозаводов на территории России стала реализовываться еще в конце 90-х годов. Сейчас производство иномарок на основе режима промсборки осуществляют всеволожская "Форд Моторс Компани", группа СОК, московский "Автофрамос". Такая стратегия развития обеспечивает компаниям хороший рост. [14]
Непромышленный сектор продолжает опережать крупный индустриальный бизнес по динамике развития. По объему бизнеса банки вышли уже на третье место среди непромышленных отраслей рейтинга, уступая лишь транспорту и розничной торговле. Банк "Русский стандарт" уже третий год подряд попадает в двадцатку самых динамичных компаний рейтинга.
Выручка крупнейших строительных компаний в 2007 году увеличилась более чем на треть. Причем рост в равной мере был характерен как для корпораций, работающих на рынке жилья, так и для организаций, занятых инфраструктурным строительством.
В том, что строительство жилья — крайне доходный и быстрорастущий бизнес, не сомневался никто. Но вот наглядных подтверждений этого, кроме дорожающих с космической скоростью квартир, до сих пор видеть не приходилось. Строительный бизнес всегда был образцом непрозрачности — и по запутанности отчетности, и по схемам организации. Однако потребность в дешевом финансировании заставляет строителей выходить из тени.