Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа
В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т. д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов - фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики: теоретический аспект . . 6
1.1. Сущность, природа и типы фирм в экономической теории . . . . . . . . 6 1.2. Цели и масштабы деятельности предприятий в рыночной экономике. 10
1.3.Смысл и показатели эффективности функционирования фирмы . . . 16
Глава 2. Фирма в современной российской экономике . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Этапы возрождения предпринимательства и преобладающие типы фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Взаимодействие фирм и государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3.Цели и порядок возникновения фирм на местном рынке. . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стагнация в инфраструктурном строительстве, всегда вызывала настороженность. Ведь без развития инфраструктуры долгосрочный экономический рост немыслим. В 2007 году эта тенденция наконец была преодолена. По крайней мере, если говорить о строительстве трубопроводов. Запущенные государством проекты уже трансформируются в рост бизнеса специализированных строительных компаний.
Динамично развиваются "Стройтрансгаз", Сварочно-монтажный трест, сейчас занимающийся строительством магистрального газопровода Ямал-Европа.
Ежегодно наблюдается снижение уровня концентрации крупного бизнеса. Сырьевой бизнес достиг своего апогея, ресурсы для быстрого роста здесь очень ограничены. Менее крупные предприятия обрабатывающего сектора и непромышленные компании находятся в более выигрышной позиции.
Корпоративное строительство может стать мощным фактором наращивания объема бизнеса. И этот процесс уже идет. Свидетельство тому - неуклонный рост доли межрегиональных холдингов. И политика государства, и, возможно в значительно большей степени, чисто прагматические соображения сейчас стимулируют выход бизнеса из тени. Сегодня быть крупным выгодно. Из полусотни ООО, в лучшем случае объединяемых лишь общим собственником, часто возникает мощная холдинговая структура с оборотом в сотни миллионов долларов и ясной организационной структурой. [20]
Кооператив - объединение лиц с целью совместной хозяйственной деятельности или совместного потребления товаров и услуг. Средства кооператива образуются из паевых и членских взносов, а также прибыли от хозяйственной деятельности. Кооперативы являются юридическими лицами и функционируют на началах самофинансирования и самоуправления.[16]
По своему типу кооперативы могут быть производственные (с обязательным трудовым участием членов) и потребительские, где обязательное трудовое участие членов кооператива не предусматривается.
Производственный кооператив - кооператив, созданный с целью производства продукции, выполнения работ, оказания платных услуг предприятиям, организациям, гражданам. Трудовая деятельность в производственном кооперативе строится на основе личного трудового участия его членов.
Потребительские кооперативы специализируются:
- на торговле, заготовке
и переработке
- на бытовом обслуживании населения;
- на дачном и гаражном строительстве.
Обычно они действуют
в сельской местности и входят
в систему потребительской
Потребительский ипотечный
кооператив «Кредо» — некоммерческая
организация в форме
Кредитный потребительский кооператив граждан «Содействие» — первый в России кредитный кооператив, специализирующийся на оказании финансовых услуг для предпринимателей. Кооператив осуществляет выдачу займов на потребительские и предпринимательские цели, проводит ссудо-сберегательные программы.
Члены кооператива имеют в частной собственности часть строения (отдельную квартиру, гараж, дачный домик) и в собственности кооператива (общей совместной собственности) инфраструктуру строения — подвалы, чердачные помещения, лестничные клетки в многоквартирном доме, подъездные пути, хозяйственные постройки в гаражно-строительном или дачно-строительном кооперативе.
Жилищно-строительный кооператив представляет собой объединение граждан, целью которых является строительство конкретного многоквартирного дома и его последующее обслуживание.
Гаражно-строительный кооператив объединяет владельцев гаражей, расположенных на отдельной территории.
Дачно-строительный кооператив объединяет владельцев дачных участков и домиков в садоводческом массиве.
Торговый кооператив - посредническое торговое предприятие, ориентированное на сбыт продукции промышленных предприятий.
Сервис-кооператив - снабженческая и/или сбытовая организация, объединяющая группу малых предприятий, фермеров и других мелких производителей.[23]
Обычно недостатком кооперативной формы считают то, что члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам. Очевидно, что самой перспективной формой крупного предпринимательства является открытое акционерное общество, позволяющее с легкостью привлекать дополнительные капиталы путем эмиссии акций, дающее его участникам возможность свободно распоряжаться своими акциями, сочетающее интересы владельцев больших пакетов акций и мелких акционеров. Конструкции общества с ограниченной ответственностью и производственного кооператива могут успешно использоваться в сфере индивидуального или семейного бизнеса.[13]
Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. [3]
2.2. Взаимодействие фирм и государства
Широкомасштабные радикальные трансформации, происшедшие в нашей стране за последние десять лет, в буквальном смысле преобразили ее социальный, политический и экономический облик. Российская экономика перестала быть закрытой и постепенно неумолимо становится частью мировой экономики, которая, в свою очередь, характеризуется все более ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации.
Формирующаяся в стране
рыночная экономика немыслима без
эффективного механизма ее взаимодействия
с государством,
Современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти, а государство, в свою очередь, немыслимо без экономической системы, тем самым нуждаясь друг в друге и дополняя друг друга. [16]
Взаимодействие государства и фирмы в условиях современной развитой экономики происходит в различных формах и областях деятельности фирм. Главной областью влияния государства на деятельность фирмы является отраслевая политика правительства, которая выражается в виде проведения антимонопольной политики: стимулирования предпринимательства, развития конкурентных начал, регулирования или дерегулирования отдельных отраслей промышленности.
Цели и методы антимонопольной политики. Объектами воздействия антимонопольной политики служат как отдельные фирмы или ассоциации фирм, так и отрасли в целом.
1. Стремление к экономической эффективности.
Согласно данной концепции,
конкуренция есть способ достижения
экономической эффективности
2. Оптимизация поведения экономических агентов
Отраслевая политика должна только создавать условия, благоприятные для конкуренции: свобода входа/выхода с рынка, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами, что в конечном счете и приведет фирмы к оптимальному поведению.
3. Улучшение функционирования общества в целом
Отраслевая политика правительства в данном случае должна преследовать интересы всего общества, к которым относятся:
прямой метод включает
меры, устраняющие, ограничивающие или
предупреждающие монопольное
косвенный метод использует финансово-кредитные меры предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
Исследуем подробнее, каким образом общие цели антимонопольной политики реализуются в практике воздействия на несовершенства поведения экономических субъектов, главными из которых являются антиконкурентная деятельность фирм и естественная монополия.[8,17]
Политика в защиту конкуренции. Свободная конкуренция, права и интересы потребителей выступают объектами защиты антимонопольной политики. В свете этого деятельность фирм, препятствующая конкуренции или ограничивающая ее, а также направленная на приобретение преимуществ, которые могут быть использованы во вред другим субъектам рынка, носит название недобросовестной конкуренции и считается незаконной.
Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относятся следующие действия:
Фиксирование продажных цен: тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка.
Ценовая дискриминация: продажа (или покупка) различных единиц товара или услуги по ценам, разница в которых напрямую не соответствует различиям в стоимости поставляемого товара.
Ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом.
Ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем.
Взаимосвязанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы.
Недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которых на самом деле у него может и не быть.
Недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи.
Вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.[17]
В сущности, фирма является неотъемлемой частью экономической структуры государства. Государство накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством. [19]
Поддержка предпринимательства постепенно становится основой государственной экономической политики, ориентиром для деятельности всех органов власти, без которой решение наболевших проблем малого бизнеса только на муниципальном уровне в полном объеме практически не возможно. «Программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Коряжме на 2006-2008гг.» предусматривает дальнейшее развитие сферы малого бизнеса города.[11]
Цель программы: Создание оптимальных условий, позволяющих в дальнейшем развиваться малому предпринимательству, решение социально-экономических проблем города.
Задачи программы: