Понимание сущности и целей фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т. д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов - фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики: теоретический аспект . . 6
1.1. Сущность, природа и типы фирм в экономической теории . . . . . . . . 6 1.2. Цели и масштабы деятельности предприятий в рыночной экономике. 10
1.3.Смысл и показатели эффективности функционирования фирмы . . . 16
Глава 2. Фирма в современной российской экономике . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Этапы возрождения предпринимательства и преобладающие типы фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Взаимодействие фирм и государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3.Цели и порядок возникновения фирм на местном рынке. . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Понимание сущности и целей фирмы.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

 Стагнация в инфраструктурном  строительстве,  всегда вызывала настороженность. Ведь без развития инфраструктуры долгосрочный экономический рост немыслим. В 2007 году эта тенденция наконец была преодолена. По крайней мере, если говорить о строительстве трубопроводов. Запущенные государством проекты уже трансформируются в рост бизнеса специализированных строительных компаний.

Динамично развиваются "Стройтрансгаз", Сварочно-монтажный трест,  сейчас занимающийся строительством магистрального газопровода Ямал-Европа.

Ежегодно наблюдается снижение уровня концентрации крупного бизнеса. Сырьевой бизнес достиг своего апогея, ресурсы для быстрого роста здесь очень ограничены. Менее крупные предприятия   обрабатывающего сектора и непромышленные компании находятся в более выигрышной позиции.

Корпоративное строительство может стать мощным фактором наращивания объема бизнеса. И этот процесс уже идет. Свидетельство тому -   неуклонный рост доли межрегиональных холдингов. И политика государства, и, возможно в значительно большей степени, чисто прагматические соображения сейчас стимулируют выход бизнеса из тени. Сегодня быть крупным выгодно. Из полусотни ООО, в лучшем случае объединяемых лишь общим собственником, часто возникает мощная холдинговая структура с оборотом в сотни миллионов  долларов и ясной организационной структурой. [20]

Кооператив - объединение лиц с целью совместной хозяйственной деятельности или совместного потребления товаров и услуг. Средства   кооператива образуются из паевых и членских взносов, а также прибыли от хозяйственной деятельности. Кооперативы являются  юридическими лицами и функционируют на началах   самофинансирования и самоуправления.[16]

По своему типу кооперативы  могут быть производственные (с обязательным трудовым участием членов) и потребительские, где обязательное трудовое участие членов кооператива не предусматривается.

Производственный кооператив - кооператив, созданный с целью  производства  продукции, выполнения работ, оказания платных услуг предприятиям, организациям, гражданам. Трудовая деятельность в производственном кооперативе строится на основе личного трудового участия его членов.

Потребительские кооперативы  специализируются:

- на торговле, заготовке  и переработке сельскохозяйственной  продукции; 

- на бытовом обслуживании  населения; 

- на дачном и гаражном  строительстве.

 Обычно они действуют  в сельской местности и входят  в систему потребительской кооперации. Сельская кредитная кооперация  и агробизнес получили развитие  на Северном Кавказе. Кооперативы  взаимодействуют с  Россельхозбанком, который обеспечивает их  кредитами.

Потребительский ипотечный  кооператив «Кредо» — некоммерческая организация в форме потребительского кооператива, организованная как добровольное объединение граждан. Основной деятельностью  ПИК «Кредо» является решение  жилищного вопроса, особенно остро стоящего в настоящее время.

Кредитный потребительский  кооператив граждан «Содействие» — первый в России кредитный кооператив,  специализирующийся на оказании финансовых услуг для предпринимателей. Кооператив осуществляет выдачу займов на потребительские и предпринимательские цели, проводит ссудо-сберегательные программы.

Члены кооператива имеют  в частной собственности часть  строения (отдельную квартиру, гараж, дачный домик) и в собственности  кооператива (общей совместной собственности) инфраструктуру строения — подвалы, чердачные помещения, лестничные клетки в многоквартирном доме, подъездные пути, хозяйственные постройки в гаражно-строительном или дачно-строительном кооперативе.

Жилищно-строительный кооператив представляет собой объединение  граждан, целью которых является строительство конкретного многоквартирного дома и его   последующее обслуживание.

Гаражно-строительный кооператив объединяет владельцев гаражей, расположенных  на отдельной территории.

Дачно-строительный кооператив объединяет владельцев дачных участков и домиков   в садоводческом массиве.

Торговый кооператив - посредническое торговое предприятие, ориентированное  на сбыт продукции  промышленных предприятий.

Сервис-кооператив - снабженческая  и/или сбытовая организация, объединяющая       группу малых предприятий, фермеров и других мелких производителей.[23]

Обычно  недостатком  кооперативной  формы  считают   то,   что   члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам.      Очевидно, что самой перспективной формой крупного  предпринимательства является открытое акционерное общество, позволяющее с  легкостью  привлекать дополнительные  капиталы  путем  эмиссии  акций,   дающее   его   участникам возможность  свободно  распоряжаться  своими  акциями,  сочетающее  интересы владельцев больших пакетов акций и мелких акционеров.  Конструкции  общества с  ограниченной  ответственностью  и  производственного  кооператива   могут успешно использоваться в сфере индивидуального или семейного бизнеса.[13]

Современная российская экономика в качестве основной                   характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных                   отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно                   играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем                   больше возможностей для расширения своей деятельности у класса                   предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития                   национальной экономики. [3]

 

2.2. Взаимодействие фирм  и государства

Широкомасштабные радикальные трансформации, происшедшие в нашей стране за последние десять лет, в буквальном смысле преобразили ее социальный, политический и экономический облик. Российская экономика перестала быть закрытой и постепенно неумолимо становится частью мировой экономики, которая, в свою очередь, характеризуется все более                   ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации.

Формирующаяся в стране рыночная экономика немыслима без  эффективного механизма ее взаимодействия с государством,                   которое остается одним из ключевых субъектов экономических                   отношений и выступает в качестве коллективного                   предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и                   лицо национальной экономики. Более того, общепризнанным                   является тот факт, что в формировании рыночной экономики и                   предпринимательства в России ключевую роль сыграло именно                   государство. Свое практическое воплощение взаимодействие                   государства и экономики находит в самых различных формах и                   направлениях: в создании инфраструктуры самой экономической                   системы; обеспечении необходимых условий для эффективного                   функционирования как всей экономики страны, так и ее отдельных                   отраслей; определении основных направлений и приоритетов                   социального и экономического развития; формировании и                   реализации промышленной и внешнеэкономической политики;                   регулировании социально-трудовых отношений и т.д. [17]

Современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти, а государство, в свою очередь,                   немыслимо без экономической системы, тем самым нуждаясь друг в                   друге и дополняя друг друга. [16]

Взаимодействие государства  и фирмы в условиях современной  развитой экономики происходит в различных формах и областях деятельности фирм. Главной областью влияния государства на деятельность фирмы является отраслевая политика правительства, которая выражается в виде проведения антимонопольной политики: стимулирования предпринимательства, развития конкурентных начал, регулирования или дерегулирования отдельных отраслей промышленности.

Цели и методы антимонопольной политики. Объектами воздействия антимонопольной политики служат как отдельные  фирмы или ассоциации фирм, так и отрасли в целом.

1. Стремление к экономической  эффективности.

Согласно данной концепции, конкуренция есть способ достижения экономической эффективности общества. Конкуренция рассматривается как средство создания среды, благоприятной для снижения издержек производства, создания новых продуктов, новых фирм, развития технического прогресса и инноваций.

2. Оптимизация поведения  экономических агентов

Отраслевая политика должна только создавать условия, благоприятные  для конкуренции: свобода входа/выхода с рынка, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами, что в конечном счете и приведет фирмы к оптимальному поведению.

3. Улучшение функционирования  общества в целом

Отраслевая политика правительства в данном случае должна             преследовать интересы всего общества, к которым относятся:

  • защита национальной промышленности;
  • помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;
  • развитие регионов;
  • защита занятости;
  • стимулирование фирм-лидеров;
  • защита от иностранного капитала;
  • развитие мелкого и среднего бизнеса;
  • защита интересов потребителей;
  • установление правил добросовестной конкуренции.

прямой метод включает меры, устраняющие, ограничивающие или               предупреждающие монопольное положение  отдельных субъектов на рынке;

косвенный метод использует финансово-кредитные меры предупреждения  и преодоления монополистических явлений в экономике.

Исследуем подробнее, каким  образом общие цели антимонопольной             политики реализуются в практике воздействия на несовершенства             поведения экономических субъектов, главными из которых являются             антиконкурентная деятельность фирм и естественная монополия.[8,17]

Политика  в защиту конкуренции. Свободная конкуренция, права и интересы потребителей выступают объектами защиты антимонопольной политики. В свете этого  деятельность фирм, препятствующая конкуренции или ограничивающая ее, а также направленная на приобретение преимуществ, которые могут быть  использованы во вред другим субъектам рынка, носит название недобросовестной конкуренции и считается незаконной.

Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению  фирм, которое считается незаконным, относятся следующие действия:

Фиксирование  продажных цен: тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы   влияния рынка.

Ценовая дискриминация: продажа (или покупка) различных единиц товара или услуги по ценам,  разница в которых напрямую не соответствует различиям в стоимости    поставляемого товара.

Ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у   другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем               установлено фирмой-продавцом.

Ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено   контрактом с фирмой-покупателем.

Взаимосвязанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает  какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной  фирмы.

Недобросовестная  реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которых на   самом деле у него может и не быть.

Недобросовестная  маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик,  которые продукту не присущи.

Вертикальные  или горизонтальные ограничения  конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного               влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам               своих правил поведения.[17]

В сущности, фирма является неотъемлемой частью экономической структуры государства. Государство накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством. [19]

Поддержка предпринимательства  постепенно становится основой государственной  экономической политики, ориентиром для деятельности всех органов власти, без которой решение наболевших проблем малого бизнеса только на муниципальном уровне в полном объеме практически не возможно. «Программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Коряжме на 2006-2008гг.» предусматривает дальнейшее развитие сферы малого бизнеса города.[11]

Цель программы: Создание оптимальных условий, позволяющих в дальнейшем развиваться малому предпринимательству, решение социально-экономических проблем города.

Задачи программы:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы в целях развития малого предпринимательства;
  • развитие механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства;  
    определение стабильных отчислений из бюджета на реализацию Программы;
  • содействие созданию системы самофинансирования и микрокредитования малого предпринимательства;
  • взаимодействие со средствами массовой информации по пропаганде предпринимательской деятельности.

Информация о работе Понимание сущности и целей фирмы