Понимание сущности и целей фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т. д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов - фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики: теоретический аспект . . 6
1.1. Сущность, природа и типы фирм в экономической теории . . . . . . . . 6 1.2. Цели и масштабы деятельности предприятий в рыночной экономике. 10
1.3.Смысл и показатели эффективности функционирования фирмы . . . 16
Глава 2. Фирма в современной российской экономике . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Этапы возрождения предпринимательства и преобладающие типы фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Взаимодействие фирм и государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3.Цели и порядок возникновения фирм на местном рынке. . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Понимание сущности и целей фирмы.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с данным решением реализуются и будут  реализованы следующие мероприятия:

по инициативе предпринимателей создано общественное объединение «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) г. Коряжма»;

В IV кв. 2007г. введены новые Правила торговли на территории МО «Город Коряжма»;

В бюджете МО на 2008 предусмотрены средства на поддержку малого предпринимательства;

Создан Совет по предпринимательству при Мэре города Коряжмы;

Представители малого и среднего бизнеса активно участвуют в проведении Дней города в Великом Устюге и Котласе, в Маргаритинской ярмарке (г. Архангельск);

С 2007г. ежегодно проводятся выставки продукции предприятий города, в том числе и субъектов малого предпринимательства, конкурсы на лучшее предприятие розничной торговли, на лучшего продавца, на новогоднее оформление витрин и торговых залов.

Акцент делается на развитии предпринимательства в производственной

сфере, прежде всего, в строительной индустрии, жилищно-коммунальном  хозяйстве, бытовом обслуживании. Приветствуются инновационные проекты по внедрению прогрессивных технологий  и выпуску принципиально новой продукции. Также город заинтересован в том,       чтобы предпринимательство активнее занимало такие ниши, как организация

досуга, дошкольное воспитание детей, здравоохранение, спортивные услуги, туризм. Будут поддерживаться торговые предприятия, где применяются  современные формы обслуживания покупателей.

В программе предлагается такая форма помощи, как компенсация части процентов по банковским кредитам предпринимателям, которые предложат интересные городу инвестиционные проекты. Проектом предусмотрены и налоговые льготы по аренде помещения и земли. Однако такую поддержку планируется оказывать предпринимателям, которые будут работать по таким направлениям, как переработка отходов,  энергосбережение, техническое обслуживание жилых домов. Кроме того, что очень важно, предполагается льготирование тех секторов малого бизнеса, в которых средняя зарплата превышает 5 тысяч рублей.

Ожидаемые результаты программы:

  • Увеличение количества субъектов малого предпринимательства;  
    создание дополнительных рабочих мест и увеличение числа занятых в малом бизнесе;
  • насыщение рынка товарами местных производителей;
  • увеличение вклада малого предпринимательства в формирование местного бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы и повышения собираемости налогов и сборов в бюджетную систему города;
  • создание условий, способствующих реализации внутреннего потенциала малого предпринимательства.[11]

 

2.3.Цели и порядок  возникновения фирм на местном  рынке

Анализ состояния  малого бизнеса на территории МО «Город Коряжма». Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, путем создания новых предприятий и рабочих мест обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами, несет в себе предельную гибкость в хозяйственной деятельности.

Развитие малого бизнеса, наряду с развитием бизнеса среднего и крупного, является очень важным для рыночного хозяйства. По видам  деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики МО «Город Коряжма». [11]

В настоящее время  доля занятых в малом бизнесе  в общей численности экономически активного населения составляет около 10%, в том числе индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2006г. - 873 человека.

По итогам 2005 года в  городе зарегистрировано 602 организации  всех форм собственности, в т.ч. 58 крупных  и средних предприятий, 94 малых  предприятий (занято 1104 человек). По сравнению  с 2004 годом количество малых предприятий  увеличилось на 25% (в 2004 году -75 зарегистрированных малых предприятий).

Утверждать, что все  зарегистрированные в качестве предпринимателей физические лица занимаются предпринимательской  деятельностью невозможно, т.к. часть  из них регистрируется в качестве индивидуальных предпринимателей с целью минимизации налогов, фактически осуществляя деятельность по найму. Число индивидуальных предпринимателей, ведущих устойчивый бизнес, не превышает 500 человек.

Индивидуальные и малые  формы предпринимательства на территории муниципального образования "Город Коряжма" наибольшее свое развитие получили в таких отраслях как торговля, общественное питание и бытовое обслуживание.

Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства не отвечает в полной мере запросам населения. В настоящее время в городе есть необходимость становления и развития деятельности по пошиву одежды, ремонту швейных машин и бытовой техники.[11]

Проблемы развития малого предпринимательства. Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства.

Налоговое законодательство не учитывает экономические условия, в которых приходится работать малому бизнесу. Это приводит к тому, что существенная часть предпринимательства остается «в тени», она не регистрируется и не платит налоги. Нуждается в совершенствовании нормативно-правовая база.

Серьезное препятствие  развитию малого бизнеса - недоступность  финансово - кредитных ресурсов. Малые предприятия не могут получить крупный кредит, потому что не имеют кредитной истории, значительной собственности под залог и, тем самым, не удовлетворяют требованиям банков.

Для Коряжмы актуальна  и такая проблема, как нехватка квалифицированного персонала. За годы реформ часть работников производственной сферы деквалифицировалась. Нынешняя подготовка специалистов страдает низким качеством.

Не все в порядке  и в арендных отношениях. Многие малые предприятия являются вторичными и третичными арендаторами. Это не позволяет им пользоваться льготами по аренде помещений. Предприятия мелкой торговли не в состоянии выкупить торговые помещения. Им, прежде всего, необходимы гарантированные льготы по аренде.

Для Коряжмы характерен высокий уровень монополизации. Сложившиеся хозяйствующие структуры препятствуют появлению в городе нового бизнеса, чем тормозят развитие конкуренции. Это приводит к оттоку значительной части платежеспособного спроса в Котлас, Москву, Санкт-Петербург.

Мэр Александр Дементьев  отметил, что предпринимательство  в Коряжме развивается односторонне. Социально значимые направления остаются вне внимания деловых людей. «Наша задача, - сказал он, - заинтересовать малый и средний бизнес продвигаться в те сферы, в которых город ощущает недостаток».(21.12.2005 г.)

Малый бизнес, являясь  неотъемлемой частью рыночной экономики, не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей в различных отраслях экономики города Коряжмы. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши.

Предпринимательство на сегодня не играет той роли, которую  призвано играть. Малый бизнес сосредоточен, в основном, в торговле и оказании некоторых видов услуг населению. В промышленности, строительстве, транспорте, коммунальном хозяйстве, в обслуживании этих отраслей доля малого бизнеса незначительна. Это - важный резерв городского развития. Но его реализация требует формирования конкретной программы поддержки предпринимательства, нацеленной на точки роста и приоритеты, определенные стратегией развития города.

Так, развитые, устоявшиеся  сферы услуг связаны с новыми формами связи, коммуникации, транспортными услугами, развитием средств массовой информации. В стадии развития находятся торговля, бытовые услуги, образовательные услуги, автосервис. Практически не развиты, но ожидающие своего развития сектор общественного питания, досуга, здравоохранения, финансовых услуг, туризма.

На настоящий момент благополучие Коряжмы практически  полностью зависит от финансово-экономического положения Котласского ЦБК. Однако один комбинат не может брать на себя всю ответственность за судьбу города. Разделить ее должны другие предприятия, малый и средний бизнес. Необходимо раскрыть их потенциал и объединить усилия в решении социально-экономических проблем Коряжмы.[11]

Особенности развития крупного бизнеса на территории МО «Город Коряжма». Современная жизнь города связана с Котласским целлюлозно-бумажным комбинатом, который является градообразующим предприятием, занимая долю в 91,7 % от общего городского объёма продукции и услуг. Одним из ведущих промышленных предприятий является ОАО «Котласский химзавод», который стабильно работает и из года в год наращивает объемы производства.

Также имеются предприятия:

АО "Коряжемский комбинат промышленных предприятий"

АО "Коряжемский строительный трест"  

ОАО "Котласский ЦБК" - это известное в нашей стране  и за рубежом многопрофильное предприятие, одно из крупнейших товаропроизводителей целлюлозно-бумажной продукции. Жизнедеятельность комбината обеспечивают собственные энергетическая система, ремонтная база, вспомогательные и подготовительные службы.

ОАО "Котласский  ЦБК" реализует свою продукцию в России, в странах СНГ  и ряде стран  Европы, Азии и  Африки. На экспорт реализуется большинство видов продукции комбината.[22]

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

Сегодня малые предприятия - это наиболее динамично развивающийся сектор экономики.

Малый бизнес является весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень  активной частью общества.

Практически половина предприятий  малого бизнеса относится к сфере  торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и строительстве.

Самой перспективной формой крупного  предпринимательства является открытое акционерное общество.

Развитие малого бизнеса, наряду с развитием бизнеса среднего и крупного, является очень важным для рыночного хозяйства. По видам деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики МО «Город Коряжма».

Поддержка предпринимательства  постепенно становится основой государственной  экономической политики, ориентиром для деятельности всех органов власти, без которой решение наболевших проблем малого бизнеса только на муниципальном уровне в полном объеме практически не возможно.

Бизнес в России находится под постоянной угрозой.  Каждый собственник в нашей стране чувствует себя беззащитным перед государством. Прокуратура в любой момент может  начать расследование, арестовать счета, погубить любой, даже крупный бизнес. В России осознается эта опасность и непопулярность бизнеса, особенно крупного.

 

 

 

Список литературы

  1. Белолипецкий В. Роль фирмы в хозяйстве // Финансовый бизнес. – 1998. - № 11.- С.27-30.
  2. Булатов А.С. Экономика: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2000.- 511 с.
  3. Видяпин В.И.,    Журавлева Г.П.  Экономическая теория (политэкономия): Учебник. - М.: Инфра-М, 1997.- 388 с.
  4. Виленский А.Т. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы  экономики // Экономика и жизнь.- 1999. -№7 . - С.38-41.
  5. Глазунов В. Управление доходами фирмы // Финансы. – 2001. - № 8.- С.21-24.
  6. Грачев И.Д. Развитие малого предпринимательства // Деньги  и кредит  . 2001 . -№1 .-С.15-21.
  7. Грачев И.Д. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-  1997. - №1.- С.17-22.
  8. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С.. Экономическая теория: Учебник для вузов. - СПб.: Питер-Ком, 1999.- 364 с.
  9. Камаев В.Д. Основы экономической теории: Учебное пособие. - М.: Изд-во   МГТУ им Н.Э. Баумана, 1997.- 356 с.
  10. Лебедев М.П. Крупнейшие компании: итоги года // Российский статистический ежегодник, от 14.12.2006.- №25
  11. Леденцова О.В. Программа поддержки малого     предпринимательства // Коряжемский муниципальный вестник, от 27.06.2006.
  12. Непринцева Е. Фирма в рыночной экономике. // РЭЖ. – 1993. - № 6.- С. 16-17.
  13. Осипов Ю.М. Основы предпринимательской деятельности. - М.: 1992.- 167 с.
  14. Осокин Н.С. Рейтинг крупнейших компаний России // Эксперт, от 21.09.2007. - №36 (199)
  15. Радецкий А.М.  Большие возможности малого бизнеса // Экономика и жизнь.-1999.-№7.- С.25-27.
  16. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: Просвещение, 2005.- 534 с.
  17. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 1998.- 415 с.
  18. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. - М.: Бином, 1998. - 479 с.
  19. Третьяк В. Фирма как субъект отраслевого рынка // РЭЖ. – 2002. - № 2.- С.10-11.
  20. www.raexpert.ru/publicat.htm
  21. www.mibif.indi.ru/proftest/market/6/index.htm
  22. www.nns.ru/analytdoc.htm
  23. www.gks.ru
  24. www.finmarket.ru

Информация о работе Понимание сущности и целей фирмы