Предпринимательское поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью представленной контрольной работы является проанализировать предпринимательское поведение, ответить на все возникающие вопросы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать определение понятию «предпринимательство».
2. Рассмотреть основные виды предпринимательства.
3. Проанализировать социально – психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер).
4. Охарактеризовать социальный портрет современного российского предпринимателя.

Содержание

Введение 3
1. Определение предпринимательства и его основные виды. Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер) 5
2. Социальный портрет современного российского предпринимателя 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. социология.docx

— 40.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предпринимательство как социально-психологическое явление вызывает активный интерес многих зарубежных и отечественных исследователей, потому что одной из его важнейших социальных функций является повышение благосостояния общества.

После многих лет экспериментирования с государственно-бюрократической экономикой наше общество приходит к осознанию давно уже признанного в мире положения о том, что основным двигателем развития и обновления экономической жизни являются инициатива и творчество частного предпринимателя.

Говоря о предпринимателе, мы имеем в виду, прежде всего предпринимателя-производителя, «организатора производства», а не спекулянта-перекупщика. Как по своей функциональной роли в экономике, так и по психологическому складу эти два типа не имеют между собой ничего общего. У первых в качестве ведущего мотива выступает стремление к самостоятельной творческой и созидательной деятельности, у вторых — желание быстро и легко обогатиться.

Одним из стимулов развития предпринимательской деятельности нередко оказываются ситуативные обстоятельства, затрагивающие судьбы отдельных людей, побуждающие их решать свои жизненные проблемы вступлением на путь предпринимательства. Однако значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности.

В настоящее время ни в одной стране мира не существует профессии «предприниматель», несмотря на то, что предпринимательство как занятие существует. Распространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что ему практически невозможно научить. Люди начиная какое-либо дело, обнаруживают, что знания, полученные в процессе обычной учебы, оказываются практически бесполезными, связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствуют.

Целью представленной контрольной работы является проанализировать предпринимательское поведение, ответить на все возникающие вопросы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Дать определение понятию «предпринимательство».

  1. Рассмотреть основные виды предпринимательства.

  1. Проанализировать социально – психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер).

  1. Охарактеризовать социальный портрет современного российского предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение  предпринимательства  и  его  основные  виды. Социально-психологический  портрет  предпринимателя

 (Й. Шумпетер)

В условиях рыночной экономики любая экономическая деятельность в конечном результате направлена на получение максимальной прибыли. Однако высокая прибыльность достигается не сама по себе, а есть результат определенной активной деятельности субъектов рынка. Такая деятельность получила название предпринимательства.

Истоки предпринимательства уходят в глубь веков. Однако необходимым атрибутом рынка оно стало в период развития капитализма. 

А.Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли. 

Предпринимательство – это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственной риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, активным поиском. Всё это есть признаки предпринимательства.

Сущность предпринимательства более глубоко раскрывается через его основные функции: 

  1. Ресурсная - заключается в том, что предприниматель берёт на себя инициативу соединения земли, капитала, труда в процессе производства товара и услуг и организует производство.
  2. Управленческая - это принятие управленческих решений на всех этапах производственной и сбытовой деятельности, осуществления планирования, организации контроля. 
  3. Инновационная - осуществление инновации, нововведений, т.е. новаторство, освоение новой продукции, новых технологий и новых форм организации труда, поиск новых средств удовлетворения потребностей потребителя и др. 
  4. Функция риска - предусматривает необходимость принятия таких решений, которые направлены на достижения успеха, но не гарантирует его по причине изменчивости и неопределённости экономической ситуации. Предприниматель всегда рискует своим временем, трудом, деловой репутацией, вложенными средствами.

В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства:

Производственное предпринимательство – это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информаций, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства основная.

Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции.

Таким образом, данный вид деятельности характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др. Сильные и слабые стороны коммерческого предпринимательства представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Сильные и слабые стороны коммерческого предпринимательства

Сильные стороны коммерческого предпринимательства

Слабые стороны коммерческого предпринимательства

Высокая рентабельность

Очень зависит от уровня развития производства

Быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала

Относительно невысокий риск

Относительная простота самих операций

Современные эффективные формы коммерческого предпринимательства сильно зависят от качества персонала

Незначительная государственная регламентация

Высокая рентабельность


 

 

Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого. Объектом купли - продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги. Сущность финансового предпринимательства состоит в том, что предприниматель приобретает финансы, которые потом реализуются покупателю за плату выше первоначальной, вследствие чего создается предпринимательская прибыль, которая базируется на разнице цен.

Сферой деятельности финансового предпринимательства являются обращение и обмен стоимостей. Финансовая деятельность связана с производственной и коммерческой, причем эти взаимосвязи постоянно углубляются. Однако финансовое предпринимательство может быть и в виде банковского дела, страхового и др. Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.

Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход. 

Страховое предпринимательство - это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Информационное предпринимательство - это деятельность по коммерческому получению, хранению и продаже информации (экономической, научно-технической, социальной, правовой и др.) 

Таким образом, все виды предпринимательства направлены на получение дохода.

Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности: частной, коллективной или общественной. Возможны разные её варианты и сочетания. Это значит, для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязательно быть полным собственником применяемого капитала. Предпринимательство основано не на владении собственностью, а на распоряжении и пользовании ею. Собственник и предприниматель соединены в одном лице лишь в условиях простого товарного производства. Крупному производству свойственно их разделение. Предприниматель может использовать заемный, чужой капитал. Однако заёмный капитал подлежит возврату. Поэтому при его использовании степень экономического риска предпринимателя возрастает. 

Предприниматель – это любой человек, лично осуществляющий хозяйственную деятельность и  вступающий в рыночные отношения с другими хозяйствующими субъектами исключительно по своей воле. Рассмотрим социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер).

Стержнем последнего направления стала концепция Й. Шумпетера, на которой мы остановимся несколько подробнее ввиду ее особой популярности среди экономистов и социологов. Объясняя источники экономического развития, Й. Шумпетер противопоставляет себя неоклассикам, выводя из процесса кругооборота капитала принципиальную необходимость особой предпринимательской функции, которая состоит в осуществлении организационно - хозяйственной инновации или, дословно, «новых комбинаций факторов производства» (функции несения риска Шумпетер особого значения не придает).

Предприниматели, по Шумпетеру, не образуют особой профессии или отдельного класса. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами. В каждой хозяйственной сфере она то появляется, то затухает, сменяясь более рутинными действиями. При этом предприниматель не обязательно сам изобретает «новые комбинации». Он осуществляет их практически, зачастую имитируя при этом чужой хозяйственный опыт. Следуя за Й. Шумпетером, сформулируем общее определение предпринимательства: это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода).

Социально-психологические качества успешных предпринимателей давно служат объектом исследования для биографов, психологов и социологов. С целью разгадать секрет успеха рассматриваются их характеры, способности, социальные характеристики. Отдельные усилия были посвящены выявлению качеств, характеризующих предпринимателя, выделяющие его из ряда других людей. Прежде всего, среди таких субстанциональных качеств нужно назвать следующие умения (способности):

    • принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и особенно в неопределенных ситуациях;
    • генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;
    • оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности; 
    • оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;
    • рисковать;
    • анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной конъюнктуры выводы.

Социально-психологический портрет типичного предпринимателя, согласно классификации Й. Шумпетера предполагает:

    • особый взгляд на вещи, волю и способность выделять наиболее важные моменты действительности и реально их оценивать;
    • способность идти в одиночку, не боясь неопределенности и возможного сопротивления;
    • способность воздействовать на других людей (иметь авторитет и уметь заставить повиноваться).

Некоторые недостатки предпринимателей составляют: тяготение к краткосрочным решениям (обычно это связано с ограниченными ресурсами роста); тенденция завышать оценку достигнутых или ожидаемых результатов.

К характеристикам лидерства относят такие черты как: стремление к самостоятельности, автономности, независимости, к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти, а также решительность и уверенность в себе. Интеллектуальные способности предпринимателя характеризуются гибкостью мышления и аналитическим складом ума, умением думать, генерировать идеи, в том числе коммерческие.

Также отмечаются и особые психологические характеристики личности: восприимчивость к переменам, склонность к новаторству, инновациям, риску и одновременно устойчивость к стрессам. 
И последнюю группу особых качеств предпринимателя составляют так называемые коммуникативные способности, к ним относят: умение понимать людей и выстраивать с ними взаимоотношения, то есть и быть коммуникативным, умение подбирать себе компаньонов и исполнителей и также выстраивать отношения в интересах дела. Некоторые авторы указывают также на важность такой поведенческой характеристики как агрессия, другие же, напротив, считают характерным стремление к сотрудничеству.

Информация о работе Предпринимательское поведение