Предпринимательство как институт рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:09, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время одним из главных факторов создания рыночной системы хозяйствования является формирование и развитие предпринимательской деятельности. Предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития общества. Мировая практика убедительно свидетельствует, что без свободы рыночной экономики, самодеятельного производителя и предпринимательской активности экономическое благополучие невозможно.

Содержание

1. Теоретическая часть.
1.1 Предпринимательство как институт рыночной экономики.
2. Практическая часть
2.1 Задание № 1
2.2 Задание № 2
2.3 Задание № 3

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство как институт рыночной экономики.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО Московская академия предпринимательства

при правительстве Москвы

Благовещенский филиал

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ.

 

 

 

 

Исполнитель: Мироненко С.М.

студент 1 курса ОЗО

№ группы Э-151                                                    

Проверил преподаватель: Чеботарева О.К.                                                                         

 

 

 

Благовещенск, 2011год

Содержание:

1.   Теоретическая часть.

1.1 Предпринимательство как институт рыночной экономики.

2.   Практическая часть

2.1 Задание № 1

2.2 Задание № 2

2.3 Задание № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Теоретическая часть.

1.1 Предпринимательство как институт рыночной экономики

 

В настоящее время одним из главных факторов создания рыночной системы хозяйствования является формирование и развитие предпринимательской деятельности. Предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития общества. Мировая практика убедительно свидетельствует, что без свободы рыночной экономики, самодеятельного производителя и предпринимательской активности экономическое благополучие невозможно. Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в реальность многие интересные идеи, способствует прогрессу. Поэтому создание благоприятных условий для функционирования и развития предпринимательства способствует ускорению экономического роста любой страны. Предпринимательская деятельность дает мощный стимул к высокопроизводительному труду, получения прибыли и, в конечном счете, лучшего удовлетворения общественных потребностей. Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений и, прежде всего, наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике. Таким образом, неотъемлемым атрибутом рыночного хозяйства является предпринимательство. Главной отличительной чертой предпринимательской деятельности является свободная конкуренция. Развитие малого бизнеса и его дальнейшая структуризация в средний и крупный бизнес во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разнообразных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкретного рыночного механизма м его государственного регулирования. Значение малого бизнеса заключается в том, что его развитие несет в себе ряд преимуществ: увеличение числа собственников; рост доли экономически активного населения; селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; выполнение роли крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов). Кроме того, развитие данного сектора экономики косвенно стимулирует эффективность производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими; придает рыночной экономике необходимую эластичность, как гибкий производитель, оперативно реагирующий на изменения конъюнктуры рынка; способствует формированию конкурентной среды и служит мощным антимонопольным потенциалом; выполняет роль амортизатора колебаний экономической конъюнктуры и социальной напряженности. Необходимо отметить, что активизация развития малого предпринимательства особенно актуальна для регионов, где основные отрасли экономики сконцентрированы в данном секторе экономики. В условиях свободного рынка не планы и директивы государства являются определяющими в обеспечении потребностей общества и индивидов необходимыми товарами и услугами, а предпринимательская инициатива самих граждан. Предприимчивость имеет важное значение в развитии национальной экономики. Она выступает двигателем хозяйственного развития страны, территории, отрасли, обеспечивая быстрый экономический рост, содействуя активному промышленному росту и стимулируя высокую эффективность общественной деятельности. Люди успешно занимаются самостоятельной, инициативной деятельностью, направленной на производство товаров и услуг с целью достижения собственного благополучия.

В зарубежной экономической литературе долгое время предпринимательская деятельность считалась неким независимым параметром, который лишь косвенно влияет на производительность и экономическое развитие. Только в последние десятилетия ХХ века экономисты многих стран мира стали рассматривать предпринимательство как необходимый фактор экономического прогресса, главный источник обеспечения занятости населения и процветания общества.

В нашей стране советская научная литература вообще не затрагивала проблему развития предпринимательства, поскольку она находилась за рамками предмета социалистической политэкономии. В последнее время появились многочисленные публикации, касающиеся в основном злободневных практических и методических вопросов организации предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательской деятельности, в связи с различиями позиций авторов, неодинаковым уровнем и характером исследовательских разработок.

Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя – как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым результатом.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает, что индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнеса и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала VIII века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска.

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечал, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, то есть различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя — основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна функциональная общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

— собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход;

— наемного работника, продающего свою рабочую силу;

— индивидуального производителя;

— государственного или муниципального служащего;

— менеджера;

— пенсионера;

— учащегося или студента;

— безработного;

— занятого оборонно-охранной деятельностью;

— вовлеченного в экономически преступную деятельность.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, поскольку его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей. Идея, являясь результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материальную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента. Под инновационным моментом понимается производство нового товара, смена профиля деятельности, основание нового предприятия, новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий.

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности не может игнорировать интересы потребителя. Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

— новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

— качество;

— цена, доступность товара;

— степень универсальности товара;

— внешний вид и упаковка;

— позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

— возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

— соответствие общественным или государственным стандартам;

— престижность и привлекательность рекламы товара и т.д.

Хозяйственные связи субъектов предпринимательской деятельности представлены в виде структурно-логической схемы на рисунке 1

 

 

Рисунок 1- Субъекты предпринимательской деятельности

 

 

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

— тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

— посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

— ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.

Наемный работник является реализатором идей предпринимателя. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. Любой предприниматель нуждается в надежных партнерских связях, которые позволяют ему эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. В условиях рынка от предпринимателя требуется умение действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Роль предпринимательства в развитии общества состоит прежде всего в развитии инициативной массы людей, которые не находятся на содержании государства, в выборе сферы приложения своих сил и способностей.

Предпринимательство можно охарактеризовать как форму выражения и развития личности человека, его способностей и потребностей. Социальные потребности людей определяют их стремление к экономической свободе, при которой выбор способа реализации трудового потенциала и форм деятельности ограничивается лишь их эффективностью. По мере выхода из нищеты предприниматель все теснее связывается с состоятельностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе. Любое осуществление предпринимательской деятельности связано с риском. Под предпринимательским (хозяйственным) понимается риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.

В странах со сформировавшейся рыночной экономикой теория предпринимательского риска сложилась лишь частично. Однако, там имеется огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной обстановке риска. Следовательно, в рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена, потребления продукции учат правилам поведения при наличии неопределенности и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.

Предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий, где создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, составляет малое предпринимательство.

Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

В промышленно развитых странах малые предприятия дают значительную долю совокупного валового продукта, формируя его в объеме 40-50%, а в некоторых отраслях – до 70-80%.

Критерии, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства:

— средняя численность занятых на предприятии работников;

— ежегодный оборот;

— величина активов.

Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

Малое предпринимательство призвано решать в сегодняшней экономике следующие важные проблемы:

— значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

— создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

— ускорить научно-технический прогресс;

— составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу;

— содействовать процессу формирования среднего класса.

Трудно поставить кризисное положение дел в вину предпринимателям, поскольку оно во многом обусловлено состоянием экономической среды. Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Предпринимательство обеспечивает высокую материальную выгоду. Правда, это совершено не означает, что предпринимательством хотят и могут заниматься все. В странах с развитым национальным рыночным хозяйством предпринимательской деятельностью занимается от 5 до 10%. На это существует ряд объективных причин. Во-первых, предпринимательство – весьма рискованное занятие. В условиях высокой конкуренции каждый предприниматель может разориться. Во-вторых, не у всех людей могут быть соответствующие интересы, цели и устремления. Для многих людей оказывается предпочтительным выступать наемным работником крупного предприятия или же государства. Одной из разновидностей предпринимательской деятельности является малый бизнес или малое предпринимательство. Его суть состоит в высокой оперативности принятия решений, мобилизации небольших ресурсов для производства каких-либо видов товаров и услуг, нацеленности на результат.

Информация о работе Предпринимательство как институт рыночной экономики