Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:53, курсовая работа
Цель данного исследования: является изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить соответствующие ей конкретные задачи:
1. Изучить теоретические аспекты занятости и безработицы в условиях рыночной экономики.
2. Рассмотреть сущность, виды, понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике.
3. Изучить основные тенденции на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей.
4. Рассмотреть российский опыт борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы 6
1.1 Сущность, причины, виды и основные формы безработицы 6
1.2. Теории безработицы 9
Глава 2. Проблема безработицы в России и пути ее решения 21
2.1. Анализ занятости и безработицы в России 21
2.2. Особенности государственной политики занятости и пути
решения проблем безработицы 23
2.3. Прогноз развития рынка труда в России 27
Заключение 29
Список литературы
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2010г. составила 38%, среди безработных женщин - 44%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных. [8, с. 11].
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в феврале 2010г. составила 43,8%, доля городских жителей среди безработных - 65,5%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2010г. это превышение составляло 1,6 раза .
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2010г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,4%) и 20-24 года (17,1%).[9, с.106].
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в феврале 2010г. составил 18,9% (в феврале 2009г. - 20,0%), в том числе среди городского населения - 16,9%, среди сельского населения - 23,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 2,8 раза, сельского населения - 2,4 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 34,8% и 26,4%[15, с. 44].
Наличие опыта работы. В численности безработных 23,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2010г. их численность составила 1,5 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (18% - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).
В феврале 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7%.[10, с. 56].
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе [11, с. 78].
2.2 Особенности государственной политики занятости и пути
решения проблем безработицы
Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос безработицы и занятости населения в число наиболее актуальных.
Мы уже называли основные причины безработицы и специфику российского рынка труда, поэтому охарактеризуем государственную политику борьбы с безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
- выплата пособий по безработице;
- создание служб
занятости (бюро по трудоустрой
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
- усовершенствование
системы сбора и
- создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
- создание государственных
служб и учреждений по
- помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
- проведение
антициклической (
- создание дополнительных
рабочих мест в
Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы [14, с. 32].
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства .
Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи труда - учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.
Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.
Государственное
регулирование рынка труда
- разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);
- разрабатываются
и реализуются социальные
- осуществляются
посредническо-вспомогательные
С целью выработки согласованных решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения[3, с. 89]:
- федеральный или общегосударственный,
- субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
- местный или
локальный (на территории
Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.
Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.
Дмитрий Медведев
объявил 2010 год - годом борьбы с безработицей.
Из семи пунктов антикризисной
В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.
Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству - решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.
Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.
Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.
В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2010г.
Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.
Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов [5, с. 49].
2.3. Прогноз развития рынка труда
Макроэкономическая стабильность 2007 г. сделала возможным рост инвестиций, укрепила уверенность российских производителей и увеличила спрос на рабочую силу. Однако не следует забывать и о негативных тенденциях: старении населения страны и уменьшении его численности. В 2007 г. россиян стало меньше на полмиллиона человек.
В то же время, требования к персоналу возросли. При уровне профессионального образования, отстающем от требований рынка, остро ощущается дефицит инженерных и технических кадров. На рынке рекрутинга (т.е. на рынке услуг по подбору и оценке кадров) произошли качественные изменения, позволившие, с одной стороны, увеличить зарплату высококвалифицированных специалистов до 30% за год, с другой стороны, увеличившие "вилку" зарплат в общем сегменте экономики. По одной и той же "позиции" (вакансии) грамотного специалиста зарплаты могут разниться в два и более раз.
Наиболее растущими сегментами рынка труда являются финансово-инвестиционные компании (12% роста), телекоммуникационные и IT-компании (10%), предприятия оптовой торговли и ритейла (8%), строительства и девелопмента (5%), транспорта и логистики (5%)[33].
Средний срок работы
на одном рабочем месте
Актуализируется борьба за выпускников престижных вузов страны, пока в ней выигрывают иностранные компании и крупные российские банки. Даже английский язык, являвшийся не так давно обязательным для получения хорошего места, больше не рассматривается как "камень преткновения". Средний возраст корпоративных работников вырос с 30 до 35 лет, наблюдается, в связи с декриминализацией бизнеса, "взлет женских карьер". Женщин можно встретить на руководящих должностях в исконно "мужских" отраслях промышленности - металлургии и машиностроении.
Рынку труда мешает низкая мобильность российского населения, связанная с постоянным повышением квартплаты и арендных ставок.
Прогноз до 2016 г. по рынку труда РФ можно счесть неутешительным. Компетентные демографы и статистики сходятся во мнении, что доля трудоспособного населения к этому моменту составит 58%, а общее количество населения страны сократится на 10 млн человек по сравнению с 2007 г. На фоне вступления России в ВТО и обострения в связи с этим конкуренции дефицит кадров будет лишь нарастать. Последствия демографической "ямы", образовавшейся в 90-е гг., удастся преодолеть лишь к 2030 г. [34].
Информация о работе Проблема безработицы в России и пути ее решения