Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:40, курсовая работа
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.
Да и, не смотря на регуляцию образования, в наше время, молодежь уже не хочет идти на завод и старается любым способом получить высшее образование, причем в большинстве случаев, по специальности никто не работает.
И сейчас, имеется значительный
дефицит квалифицированных
Проблема занятости в России, и ее решение, одна из основных задач, общей государственной и экономической политики. В этой области, есть существенные положительные сдвиги.
Правительство не оставляет без внимания, любые аспекты – от занятости и поддержки социально незащищенных слоев населения до реформации образования в целом.
В частности министерством экономики РФ и федеральными органами местного самоуправления, реализуется государственная программа содействия занятости населения. Она действует в каждом регионе и, в целом, во всей России, имеет различные направления и должна учитывать все аспекты этого вопроса. Ее основная цель, урегулировать вопрос занятости, всех слоев населения и максимально понизить уровень безработицы в России.
3.2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
В реализации долгосрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2008–2020 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества» [24], особое значение приобретают вопросы:
- уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик;
- формирование инновационной экономики, которое означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности;
- формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства.
Важно подчеркнуть, что успешное
выполнение всех указанных задач, комплексно
связано с решением одной очень
важной социально-экономической задачи
– созданием условий для
В новых условиях государственная
политика занятости должна быть еще
более тесно взаимосвязана с
общими направлениями социально-
Для регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:
- в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
- рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);
- досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
- создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.
Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется по таким основным направлениям, как:
- создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных. Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный;
- создание условий со стороны государства для самозанятости населения. В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
- обучение, переобучение и повышение квалификации кадров;
- поощрение территориальной мобильности рабочей силы;
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
- регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть
подписаны международные
Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.
Одним из ключевых элементов
нового подхода к политике занятости
является повседневное внедрение современных
методов профилирования безработных,
которые получили широкое распространение
в практике служб занятости промышленно
развитых стран. Профилирование позволяет
с помощью специальных
Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития.
Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.
Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении,
внедрение современных методов профилирования безработных и многие другие меры.
Государство должно
способствовать развитию
Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.
6.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ И УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ
в 2011 г.1)
(в среднем за год; в процентах к итогу)
Всего |
Мужчины |
Женщины | |
Занятые в экономике - всего |
100 |
100 |
100 |
в том числе в возрасте, лет: |
|||
до 20 |
0,9 |
1,1 |
0,7 |
20 - 24 |
9,4 |
10,3 |
8,4 |
25 - 29 |
14,1 |
15,0 |
13,1 |
30 - 34 |
12,8 |
13,1 |
12,6 |
35 - 39 |
12,3 |
12,2 |
12,4 |
40 - 44 |
11,4 |
11,0 |
11,9 |
45 - 49 |
13,8 |
12,8 |
14,7 |
50 - 54 |
12,9 |
11,8 |
14,0 |
55 - 59 |
8,2 |
8,6 |
7,9 |
60 - 72 |
4,2 |
4,1 |
4,3 |
Сpедний возpаст занятых |
40,0 |
39,5 |
40,5 |
Занятые в экономике - всего |
100 |
100 |
100 |
в том числе имеют |
|||
высшее профессиональное2) |
29,5 |
26,0 |
33,2 |
сpеднее профессиональное |
26,9 |
22,2 |
31,8 |
начальное профессиональное |
19,5 |
24,2 |
14,6 |
сpеднее (полное) общее |
19,7 |
22,3 |
17,1 |
основное общее |
3,9 |
4,7 |
3,1 |
не имеют основного общего образования |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
1) По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости.
2) Включая послевузовское образование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ [Электронный ресурс]: Конституция РФ от 12.12.1993 г.– Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». –Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон РФ от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ
3. О порядке разрешения коллективных трудовых споров [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 23.11.1995 г.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 31.12.2005).- Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Боровик, В.С. Занятость населения [Текст] / учеб. пособие для вузов / В.С. Боровик. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001.- 105 с.
7. Ильина, Л.О. Рынок труда
и управление человеческими
8. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица [Текст] / В.А. Павленков. – М., 2004. – 124 с.
9. Управление трудовыми ресурсами [Текст]: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова, Е.А. Митрофановой, И.А. Эсауловой. - М., 2009. – 89 с.
10. Экономическая теория [Текст]: учебник в 2 ч. / Под ред. Н.Н. Филиппова, В.В. Ильяшенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. – 79 с.
11. Экономика труда. Социально-трудовые отношения [Текст]: учебник / Под ред. Н.А. Волгиной, Ю.Г. Одегова. - М., 2006.- 132 с.
12. Экономика труда [Текст]: учебник / Ю.Г. Одегова , Г.Г. Руденко, Л.С. Бабыниной.- М., 2007. – 345 с.
13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.gks.ru
14. Развитие рынка труда
- неотъемлемый элемент
15. Современный рынок труда
в России: [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.
16. Государственная политика
в области занятости населения:
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://laboureconomics.ru/
17. Политика занятости и ее законодательное
регулирование: [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.niceeconomic.ru/
Информация о работе Проблема рынка труда, занятости и безработицы